Саянский колорит
В Доме Рогаля проходит выставка «Арт-Саянск»
Выставки бывают разные. Бывают кумачово-красные, как та, что открылась в Музее истории города Иркутска в память о революционных событиях вековой давности. А бывают и солнечно-радужные, как богатая экспозиция саянских мастеров в Доме Рогаля, которая будет работать до 23 апреля и, конечно, красноречиво знаменует собой наконец-то наступившую весну. Выставка «Арт-Саянск», подготовленная для иркутян в рамках проекта «Город – городу» творческими силами саянцев, фонтанирует яркими красками, щедрым светом, добрыми чувствами и, что всего драгоценней для ценителей искусства, завидным мастерством представленных работ.
– Саянские художники работают с большой искренностью, со светлым, позитивным настроем, – подчеркнула на вернисаже искусствовед, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Огородникова. – Искусство Саянска очень гармонично входит в творческий мир Иркутской области, 80-летию которой посвящён проект. Мы видим, как широка наша территория, как много есть центров, где у творческих людей своё ощущение мира, своё развитие.
– Затевая долговременную программу «Город – городу», – говорит автор проекта, директор городского выставочного центра имени Рогаля Рита Дроздова, – я подразумевала наладить постоянное творческое общение между городами Иркутской области, сплотить и познакомить с новыми ценителями художников, которые оторваны от областного центра. В прошлом году мы активно работали с Ангарском. Нынче приглашали экспозиции из Забайкалья, теперь вот у нас в гостях творения саянских мастеров. Далее в планах – Братск, Усть-Илимск, Усть-Кут. Хотим показать Иркутску, насколько богат талантами наш регион. Замечательный подарок получили иркутяне – возможность порадоваться этим красочным, ярким работам саянцев. Так что я поздравляю с выставкой её замечательных авторов, поздравляю нас, работников Дома Рогаля, и всех, кто захочет приобщиться к этому празднику.
Вся креативная рать
Как пояснила сотрудник музейно-выставочного комплекса Саянска Светлана Панина, идею выставиться в Иркутске творческие силы молодого города восприняли на ура. Это и неудивительно. Неформальное сообщество художников в Саянске легко на подъём. Ещё у самых истоков биографии города, в 1983 году, художник Виталий Кузнецов убедил коллег проводить ежегодную выставку «Арт-Саянск», объединяющую все жанры и направления изобразительного искусства. С тех пор эта традиция ни разу не прервалась. И вот в 2017-м «Арт-Саянск» пожаловал в региональную столицу и постарался представить как можно более широкую палитру своих дарований. В общей сложности пятнадцать умельцев презентовали иркутянам свои произведения.
Конечно, саянский вернисаж был бы немыслим без мэтров. Лучшие свои живописные работы отправили на суд иркутян Виталий Кузнецов – создатель, можно сказать, наглядной летописи любимого города; неисправимый романтик Иван Плиско, полотна которого отличают поразительно чистые, весёлые, лучезарные краски; Александр Знаменский, у которого таёжный город всегда чуть принаряжен и празднично ярок. Этот художник – азартно увлекающийся человек. Одно время его воображение полностью поглотили доисторические животные, и он изваял целое тучное стадо разномастных динозавров во главе со знаменитым мамонтёнком Димой – ископаемой находкой в устье ручья Киргилях Магаданской области. Диму мастер выполнил в натуральную величину. Ваять так ваять.
Артистический пыл старших товарищей подхватывают их последователи. Оригинальный живописец и график, преподаватель детской художественной школы Анна Царёва особенное вдохновение нашла в создании выразительных образных кукол. Гости вернисажа подолгу любовались её Маленьким Принцем, Осенью, которая почему-то предстала перед ними как шаловливый мальчуган с рыжими вихрами. А Старое Дерево с мудрым и добрым лицом, словно дирижирующее ветром в каком-то шаманском трансе, просто завораживает своей красотой.
Надолго приковывает к себе серия работ в сложной технике батик Марианны Замалетдиновой «Времена года». Это настоящее пиршество для глаз, соскучившихся по насыщенным цветам за долгую, скупую на солнце зиму. Поэтические этюды Марианны отличают певучесть линий, динамическая симметрия, активные, «полнозвучные» взаимодействия красок, приподнятая фантазийность сюжетов. Группа этих эффектных полотен – как яркий оазис, исполненный щедрого света.
Удивительный уровень продемонстрировали умельцы декоративно-прикладного искусства. Народные художники России берестянщики Вера Верхотурова и Вячеслав Федосеев изумили своими нетривиальными изделиями из излюбленного старинного сырья. Вера черпает своё вдохновение в русской сказке, былине, песне. Её плетёные игрушки, которые издавна забавляли детишек в каждой деревенской избе, кажется, вот-вот оживут и разыграют перед зрителями бесхитростное представление. Вячеслав, напротив, не приковывает себя к традиционным решениям. Он смело играет с формой, объёмом, с самой технологией изготовления творений. В цеху берестяных дел мастеров его смело можно назвать авангардистом. Бочонок «Бычок», выполненный искусником, неожиданно радует современной экспрессивностью и чеканностью линий.
Рано ушедший из жизни Василий Обыденный представлен берестяной работой «Храм» из серии «Купола». Глубокие впечатления оставляют тёплые, задушевные изделия керамиста Нины Авдеенко, картины одной из самых молодых участниц выставки Анны Говориной – в недавнем прошлом выпускницы, а теперь уже преподавательницы ДХШ. Почти все энтузиасты «Арт-Саянска» не только являются плодовитыми художниками, но и дарят свою увлечённость творчеством маленьким горожанам. Так в удивительном городе развивается и крепнет самобытная и живая артистическая среда.
Кавалер ордена Сергия Радонежского
Ошеломительный эффект производят работы виртуозного резчика по дереву Александра Маркова. Мастер работает в городском храме, исполнил для него верхний и нижний иконостасы, изукрашенный алтарь. Приезжавшие в Саянск эксперты из Эрмитажа высоко оценили его филигранную технику и полёт художественной фантазии. Резчик удостоился высокого звания народного художника России, награждён орденом Сергия Радонежского II степени. Удивительно, но, несмотря на большой объём работы в храме, Александр Марков успевает выражать себя и как самостоятельный ваятель.
Работы, которые он отправил на суд иркутского зрителя, совсем свежие. Мы рассматриваем во всех подробностях барельеф «Русь непокорённая», где причудливо и органично сочетаются образы славянской мифологии и канонического православия: вещая птица Сирин, как бы преобразившаяся в подобие крылатого архангела, поражает змея – символ мирового зла. А рядом – первые шесть букв старославянского алфавита, которые художник уже успел воплотить в невероятных пластических решениях. Вообще, на финише их будет больше сорока. Пока шествие начали только те, что составляют фамилию автора – Марков.
Каждая из букв – это целый скульптурный сюжет, исполненный непревзойдённой фантазии, гармонии, красоты. Литера «М» – «Медведи в малине». «А» – «Аист с аистёнком». «Р» – «Рык рыси». «К» – «Кабан, копающий корни». «О» – «Охота орла». И наконец, «В» – «Вой волка». Каждую жанровую миниатюру хочется разглядывать и смаковать, погружаясь в музыкальность очертаний и дивясь драматизму содержания.