Восточный путь в космос
Советская космонавтика неразрывно связана с Байконуром. Символом российской должен стать космодром Восточный, с которого 28 апреля 2016 года стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а» с тремя спутниками. Ещё два пуска «Союзов» запланированы на декабрь нынешнего года, в ближайшее время начнётся строительство инфраструктуры для перспективной «Ангары». В том, что на космодроме кипит работа, а место высоким технологиям находится не только на его объектах, но и в новом городе под названием Циолковский, убедился корреспондент «Восточно-Сибирской правды» Егор ЩЕРБАКОВ.
«Технический комплекс», «Стартовый комплекс», «Аэропортовый комплекс», «Комплекс измерительных средств». Названия населённых пунктов на указателях по федеральной автодороге «Амур», которая идёт от Читы до Хабаровска, сменяют наименования объектов строящегося космодрома Восточный. Первого гражданского на территории современной России. Космодрома, в котором воплощены передовые для отрасли технические решения. Оценить их все можно с большой высоты – площадь Восточного составляет всего 700 квадратных километров. «Всего» по меркам космодрома: Байконур раскинулся на территории более чем 6700, Цзюцюань занимает 2800, а Гвианский космический центр, он же Куру, – 1200 квадратных километров. С юго-востока на северо-запад Восточный протянулся на 36 км, с юго-запада на северо-восток – на 18 км.
Космические вместо баллистических
Вся эта территория пронизана сетью железных дорог. Главная из них, которая ни разу не теряется из виду, пока мы едем по трассе, тянется на десятки километров, упираясь в стартовый стол для ракет-носителей семейства «Союз-2». Вернее, в стоящую неподалёку мобильную башню обслуживания – белоснежную конструкцию высотой 52 метра. На ней видимым издалека синим пятном выделяется портрет Юрия Гагарина. Подъехав ближе, можно прочитать сопровождающий его призыв: «Подними голову!!» Если бы не встречающаяся по дороге строительная техника, невозможно было бы поверить, что пять лет назад на этом месте стояла дальневосточная тайга.
А десять лет назад не было даже известно, что здесь разместится такой объект: в 2007 году Федеральное космическое агентство (сегодня – государственная корпорация «Роскосмос») представило в Совет безопасности РФ документ о необходимости создания в стране нового гражданского космодрома. В нём говорилось о семи потенциальных площадках в Пермском и Хабаровском краях, Амурской, Астраханской, Иркутской, Омской и Оренбургской областях. Пять из них отбросили по разным причинам – не в последнюю очередь из-за того, что районы падения отделяющихся частей ракет пришлись бы на заселённые территории. Остались Хабаровский край и Амурская область, трассы запуска из которых проходят либо над Тихим океаном, либо над неосвоенными районами Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Выиграла последняя. В её пользу сыграл и тот факт, что до с 1996 по 2006 год на этой территории находился космодром Свободный. Или, если официально, 2-й Государственный испытательный космодром Минобороны России, основанный на базе 27-й ракетной Краснознамённой дивизии, расформированной в 1993 году.
«В округе было шестьдесят шахт, – рассказывает экскурсовод музея космодрома Восточный Ольга Астапенко. – Пятьдесят пять были демонтированы и взорваны в 1994 году, когда произошло расформирование дивизии по международному договору о сокращении стратегических [наступательных] вооружений, а пять оставшихся – в 2008 году. Изначально ракеты-носители лёгкого класса планировали запускать именно из шахт». Но к тому моменту, когда заработал космодром, от этой идеи успели отказаться. В общей сложности с 4 марта 1997 года по 25 апреля 2006 года отсюда произведено пять запусков лёгких ракет «Старт-1» и «Старт-1.2», которые вывели на орбиту отечественный спутник «Зея», израильские EROS-A1 и EROS-B, а также американские Early Bird.
Сегодня, когда нет ни ракетной дивизии, ни испытательного космодрома Министерства обороны, военное прошлое всё же даёт о себе знать: строители инфраструктуры Циолковского, города при Восточном, время от времени находят мины. «Копаешь траншею под канализацию в лесу – вот она, вылезла, – замечает главный инженер управления по строительству объектов космодрома ФГУП «Спецстройтехнологии» при Спецстрое России Борис Мельников в беседе с журналистами. – Сразу вызываешь МЧС. За два года только на строительстве фабрики переработки ТБО (она находится на месте бывшего командного пункта ракетчиков. – «ВСП») я нашёл 63 мины».
Муляж подобного устройства хранится в музее. Как и фрагмент головного обтекателя межконтинентальной баллистической ракеты УР-100, выглядывающий из бутафорской верхней части шахты. Уже почти четверть века ни одна МБР не направлена в сторону потенциального пуска. А с уже построенной неподалёку стартовой площадки будут запускать исключительно мирные ракеты космического назначения.
Путём ракеты по земле
Но для того, чтобы ракета-носитель стала таковой, ей нужно пройти несколько этапов сложного пути. Сначала её блоки прибывают по железной дороге в специальных контейнерах. Их транспортируют на склад блоков, а оттуда – в монтажно-испытательный комплекс ракет-носителей, где происходит сборка. Здесь блоки собирают в «пакет»: к центральному, то есть второй ступени, стыкуют боковые – первую ступень. Кстати, в корпусе площадью 45 тыс. квадратных метров и высотой 37 метров оборудованы два рабочих места, что позволяет одновременно работать над разными машинами.
По соседству находится монтажно-испытательный корпус космических аппаратов, в котором готовят спутники и, в перспективе, пилотируемые корабли. В нём же комплектуют и испытывают блоки выведения и разгонные блоки, предназначенные для их «доставки» на рабочие орбиты. Их соединяют с аппаратами, формируя космическую головную часть.
Оба корпуса и склад входят в состав технического комплекса. «Впервые в истории российской космонавтики он разработан как единое целое, – говорит первый заместитель директора филиала ФГУП «ЦЭНКИ» космический центр «Восточный» по наземной космической инфраструктуре Владимир Иголкин. – Объединяет его ноу-хау космодрома – трансбордерная галерея, предназначенная для транспортировки частей ракеты-носителя и технологического оборудования из корпуса в корпус. Это значительно снижает риски при транспортировке и затраты на проведение работ». Во многом по той же причине в техническом комплексе находится и заправочно-нейтрализационная станция, на которой заправляют спутники с кораблями и разгонные блоки. Так что за его ворота выезжает уже не носитель, а полноценная ракета космического назначения.
Чтобы довезти её до стартового комплекса, необходимо преодолеть 4,5 км по железной дороге. Каким бы ни был рельеф окружающей насыпи, полотно остаётся идеально ровным – даже невооружённым глазом видно, что нет никакого уклона. Но тепловозы везут платформу с готовой ракетой весьма неторопливо, ведь риск любого потенциально опасного воздействия необходимо свести к нулю. Финальная точка маршрута – стартовый комплекс. В отличие от Байконура, где он фактически представляет собой только стартовый стол, на Восточном это сеть из 83 сооружений, соединённых под землёй лабиринтом тоннелей. Отличий от первого советского космодрома, ныне расположенного на территории независимого Казахстана, немало. Достаточно сказать, что на Восточном заправка производится стационарно, тогда как на Байконуре используется мобильный заправочный агрегат.
Впрочем, топливо в ракету заливают далеко не сразу. Для начала ей нужно хотя бы добраться до стартового стола. Здесь её, лежащую на железнодорожной платформе, устанавливают вертикально. Мобильная башня обслуживания – исполинское сооружение массой 1600 тонн, стоящее на массивных «ногах» с колёсами, – подъезжает к стартовому столу и «обнимает» ракету с помощью силового пояса и стальных «лап», подвешивая её над землёй. Внутри персонал делает всё, что необходимо для подготовки к старту в максимально комфортных условиях: мало того что башня защищает от непогоды, так ещё и её ярусы соединяет лифт. От осадков, ветра и нерасчётных температур сооружение укрывает и саму ракету. Такое решение в России используют впервые, но его уже опробовали на стартовом комплексе для «Союзов» на космодроме Куру во влажном субэкваториальном климате. Однако подготовка и старт 28 апреля 2016 года «Союза-2.1а» со спутниками «Аист-2Д», «Михайло Ломоносов» и «СамСат-218» показали, что оно прекрасно работает и там, где климат резко континентальный с муссонными чертами. Правда, «СамСат-218», разработанный и произведённый в Самарском государственном аэрокосмическом университете (за три недели до пуска был объединён с Самарским государственным университетом в Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва), не включился по выходу на орбиту, но погода здесь точно ни при чём.
В ожидании «Ангары»
Пока с Восточного летали только «Союзы». Пуски ещё двух таких ракет, в модификации 2.1б, запланированы на 5 и 25 декабря нынешнего года. Но в недалёком будущем с космодрома сможет стартовать носитель нового поколения – «Ангара». В день, когда мы уезжали из Амурской области, в «Коммерсанте» вышло интервью с генеральным директором государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева Андреем Калиновским, где тот сообщил, что первый запуск тяжёлой «Ангары-А5» перенесён на 2018 год. Дело в том, что на производственном объединении «Полёт» в Омске, где выпуск этих ракет налаживали параллельно с опытно-конструкторскими работами, «по обоюдному согласию» с Министерством обороны РФ решено провести дополнительные испытания на «качество продукции, стабильность технологических процессов и квалификации персонала».
«Пока в торгах строительство второго стартового стола, – отмечает Мельников. – Он будет уже с командой на борту. Надеюсь, что его будем строить мы». В проекте космодрома предусмотрено и создание международного аэропорта, способного принимать самолёты любого класса. Длина его взлётно-посадочной полосы такая же, как у «Юбилейного», построенного на Байконуре специально для «Бурана». Конечно, от дорогих в эксплуатации кораблей многоразового использования стараются отказываться, но не исключено, что по мере развития технологий к ним всё-таки вернутся. И созданный задел лишним не окажется.
Какими бы ни были планы на перспективу, работы строителям с головой хватает и сегодня. До конца 2017 года необходимо сдать в эксплуатацию метеорологический комплекс. Строится комплекс хранения компонентов ракетного топлива («Союзы», в частности, используют керосин с жидким кислородом) и база эксплуатации районов падения с аэродромом для вертолётов и небольших самолётов, которые используются для поиска и транспортировки отделившихся частей ракет.
Все профессии нужны
Для возведения новых объектов постоянно требуются рабочие руки. Растёт и численность персонала Восточного. Полтора года назад в филиале Центра обслуживания объектов наземной космической инфраструктуры (именно так расшифровывается аббревиатура ЦЭНКИ) трудились 150 человек, а сегодня их уже 850. Сотрудники шутливо говорят, что им нужны все – от уборщицы до инженера стартового стола. К слову, в смену стартового комплекса должны входить 270 человек, технического – 1800 человек.
Космодрому нужны не только те, кто работает на земле, но и те, кто вскоре полетит за пределы планеты. «Естественно, мы связываем пилотируемую космонавтику с Восточным, – подчёркивает начальник научного отдела Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина Андрей Курицын. – Планы очень интересные. Они, естественно, потребуют новых специалистов. Кроме того, нам нужны и космонавты, которые смогут летать в дальний космос». Сейчас в центре ежегодно готовят около 20 экипажей, в том числе четыре основных и четыре дублирующих для МКС. Но с учётом тех планов, которые содержатся в федеральной космической программе России на 2016-2025 годы и концепции развития пилотируемой космонавтики до 2050 года, 14 марта был объявлен открытый набор в отряд космонавтов. Он продлится до 14 июля 2017 года.
«Не скажу, что требования какие-то заоблачные, – объясняет заместитель командира отряда космонавтов Александр Самокутяев. – Принципиальное значение имеют гражданство, возраст до 35 лет и, разумеется, высшее образование. Мы отдаём предпочтение специалистам ракетно-комической отрасли, а также лётчикам и людям, связанным с авиацией. Но это не значит, что есть такое ограничение – возьмём того, кто подходит под требования». Немного омрачим радость потенциальным кандидатам: сразу в космос никого не отправляют, первому старту предшествуют минимум семь-восемь лет напряжённой подготовки. Бывает и так, что она занимает 27 лет, но в экипаж тебя так и не берут.
«Подготовка космонавта состоит из трёх больших этапов», – делится опытом Самокутяев. Первый, занимающий примерно два года, – это общекосмическая подготовка. Во время неё кандидат изучает направления работы ракетно-космической отрасли. Ему при этом необходимо сдать около 160 экзаменов. «Причём не так, как мы привыкли в школе – билеты, шпаргалки и тому подобное, – добавляет заместитель командира отряда космонавтов. – Человек выходит, и комиссия просто-напросто задаёт ему те вопросы, которые она считает нужными. Причём в её состав входят люди, непосредственно создавшие те вещи, о которых они спрашивают». В случае успешной сдачи кандидат становится космонавтом-испытателем. Следующий этап, длительность которого не регламентирована, – «подготовка в группе». Она подразумевает близкое знакомство с техникой, которую предстоит пилотировать, и изучение всех аспектов работы в космосе. Следом идёт подготовка в экипаже, занимающая около двух – двух с половиной лет. Её проходят те, кого отобрали в международный экипаж.
Циолковский-городок
Александр Михайлович делится личным опытом по видеомосту, организованному по случаю открытого урока для студентов Амурского государственного университета, обучающихся на специалистов ракетно-космической отрасли. Каналы связи для него предоставил «Мегафон». Специалисты компании признаются, что организация видеоконференции, объединившей зал в командном пункте космодрома не только с Центром подготовки космонавтов, но и со стартовым комплексом Восточного, Московским авиационным институтом, Самарским национальным исследовательским университетом и Амурским государственным университетом, – задача весьма непростая. Усложнённая к тому же тем, что Иголкин рассказывал про объекты космодрома, шагая по стартовой площадке, пока его снимали на камеру смартфона и передавали видео в прямом эфире. Но беспроводная сеть оператора связи без проблем передала такой объём трафика, выдав изображение без ощутимых задержек.
Её возможности позднее нам демонстрируют в Циолковском – городе, который строится при космодроме. Популярный сервис измерения скорости соединения показывает: «Загрузка – 169,06 мегабита в секунду, выгрузка – 39,61 Мбит/с, пинг – 30 миллисекунд». Таковы показатели работы сети стандарта четвёртого поколения LTE Advanced, которую здесь создал Дальневосточный филиал ПАО «Мегафон». Компания участвует и в другом амбициозном проекте – создании «умного города». То есть сети проводных и беспроводных датчиков, передающих в центр обработки не только информацию с приборов учёта, но и данные камер видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализации, которыми оборудованы все здания и другие объекты. Центр обработки данных находится в большом административном здании – трёхэтажном полумесяце из стекла и бетона. Счётчиками и сигнализацией, передающими в него информацию, оборудована каждая квартира – мы заходим только в одну из них, уже готовую для проживания: здесь не только выполнена вся отделка, но есть и мебель с бытовой техникой. Говорят, на подобное ведомственное жильё (его предоставляют сотруднику космодрома на время его работы без возможности приватизации) выстроилась немалая очередь.
«То, что вы видели на строительной площадке, – это четверть города, – резюмирует Мельников. – Это первый этап строительства. Нам надо его завершить, увеличить темпы работ и взяться за оставшиеся три четверти строительства». Четверть – это 14 жилых домов на 1295 квартир общей площадью почти 76,6 тыс. кв. м. А также уже сданное административное здание и построенный, но пока официально не введённый в эксплуатацию детский сад на 235 мест. Пусть его возвели по типовому проекту, он оснащён по последнему слову отечественной техники.
Первый этап строительства Циолковского планируют завершить к 30 ноября 2017 года. Весь город – это 40 новых домов, ещё один детский сад, большая школа и торговый центр. Предполагается, что здесь будут жить 12 тысяч человек, но уже говорят о 20 тысячах. «На какое число сотрудников космодрома это рассчитано – маленькая военная тайна, – замечает наш собеседник. – Но давайте идти от обратного: построенной котельной хватит на 100 тысяч населения». Её мощность – 90 МВт. Топливо для котлов – мазут, но с приходом в Амурскую область «Силы Сибири» и строительством трубопровода их переведут на природный газ.
В качестве одного из районов в Циолковский войдёт и созданный в 1961 году посёлок Углегорск – закрытое административно-территориальное образование, жители которого три года назад проголосовали за то, чтобы новому городу присвоили имя отца отечественной космонавтики. На вопрос, откуда пошло название, в местном музее рассказывают, что, когда здесь создавали ракетную часть, для отвода глаз сюда ночью завозили уголь, вывозя его днём. Сегодня такие военные хитрости не нужны – Восточный создан для освоения космоса в мирных целях.