издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Масштаб плановой работы

На Ново-Иркутской ТЭЦ стартовал сезон основных ремонтных работ

В этом году в списке объектов, запланированных на Ново-Иркутской ТЭЦ под капитальный ремонт, значатся три из восьми котлов и турбина ПТ-60-130/13 ст. № 2. Последняя была одной из первых, установленных для работы теплоэлектроцентрали, сегодня считается одной из самых малых по мощности – из 708 МВт на её долю приходится лишь 60 МВт. «Ровно столько нужно для одновременной работы 60 тысяч чайников» – такое доступное объяснение используют сотрудники Ново-Иркутской ТЭЦ для тех, кто бесконечно далёк от мира производственных мощностей.

В реальности, конечно, несмотря на малую долю выработки в масштабах всей станции, турбоагрегат № 2 впечатляет своими размерами. Хотя, если посмотреть на его разобранные детали с высоты нескольких метров, кажется, будто на столе кто-то аккуратно разложил детали или запчасти из набора юного конструктора. Обманчивое впечатление пропадает, когда рядом с ними замечаешь сотрудников, занятых проведением капитального ремонта. Один из них, судя по звуку, похожему на работу бормашины в кабинете стоматолога, шлангом с водой чистит разобранные детали турбины. «Это делается специально для проведения дефектоскопии, – поясняют работники станции, – чтобы проверить детали на наличие трещин. Турбоагрегат работает в зоне повышенных температур – до 545 градусов Цельсия. Пар, давление – это приводит к «усталости» металла, ресурс которого ограничен».

Под особым контролем в рамках ремонта оказался ротор генератора, а также роторы цилиндров – низкого и высокого давления. Последний для обследования и вовсе вывезли с территории Ново-Иркутской ТЭЦ. Сейчас он находится на площадке «Иркутскэнергоремонта» в Ангарске. Эту основную запчасть, несмотря на её немалые габариты, оперативно отправили для проведения ремонта с применением специализированного оборудования в соседний город, объясняют представители ремонтного цеха Ново-Иркутской ТЭЦ, которые уже привыкли к впечатляющим для новичков масштабам. «Оборудование у нас в принципе однотипное. Оно приспособлено под перевозку автотранспортом, – отмечает ведущий инженер по ремонту Ново-Иркутской ТЭЦ Сергей Рыжов. – До Ангарска ротор везут на специальной машине, но, так как его габариты не превышают стандартных, не нужно даже специального сопровождения».

Пока ротор высокого давления турбины находится за пределами тепло­электростанции, на её площадке проходит диагностика ротора генератора. Установка весом 26 тонн сейчас обтянута коконом пластика, чтобы защитить от попадания пыли и влаги. «С него сняты все бандажные кольца, которые тоже проходят дефектоскопию. На некоторых деталях турбоагрегата можно увидеть полосы белой нитроэмали – она применяется для магнитопорошковой дефектоскопии и должна показать имеющиеся трещины с помощью спецоборудования. Отсутствие меток свидетельствует, что все детали прошли контроль и дефектов не выявлено», – объясняют собеседники «СЭ».

Помимо проверки узлов в рамках капитального ремонта идёт замена изношенных частей. Они из-за специфики ТЭЦ испытывают значительные нагрузки. «Пар высокого давления может стать причиной эрозии и деформаций, – говорит Сергей Рыжов. – К настоящему моменту завершена стопроцент­ная дефектация оборудования и выполнен необходимый объём контроля металла».

На проверку основных узлов и обратный монтаж разобранного оборудования у четырёх десятков сотрудников, занятых в капитальном ремонте турбоагрегата, осталось чуть меньше двух месяцев. «Рабочая смена длится по восемь часов пять дней в неделю, – поясняют ответственные, стоя у информационного стенда с графиком ремонта и обратным отсчётом дней до завершения капремонта. – Но, если выяснится, что по каким-то причинам в сроки мы не укладываемся, интенсивность работ увеличится. Хотя такого быть не должно – у нас работают опытные, квалифицированные сотрудники; у каждого своя сфера ответственности – кто-то занимается системой регулирования, кто-то – дефектацией лопатки, другие – проточной частью и вспомогательным оборудованием».

Завершение капитального ремонта турбоагрегата запланировано на 30 мая. «Сроки заранее оговорены, чётко определены, и просрочка чревата штрафными санкциями на рынке электроэнергии и мощности. В среднем капитальный ремонт на турбоагрегатах проводится раз в пять лет, хотя на самом деле он зависит не от временных циклов, а от наработки оборудования и его межремонтного ресурса. Так, например, в этом сезоне у нас запланирована замена паропровода на первом котле и первом турбоагрегате. Но её нельзя провести без выполнения капитального ремонта на второй турбине – они работают в единой системе».

Кроме этого в рамках работ, проводимых с оборудованием на Ново-Иркутской ТЭЦ, значатся текущие и средние ремонты: «Например, на пятой турбине планируется текущий ремонт конденсатора: один элемент, но без него ничего работать не будет. Средний ремонт отличается от капитального в основном тем, что не требует вскрытия основных составных частей оборудования – цилиндров».

Второму турбоагрегату Ново-Иркутской ТЭЦ, на котором сейчас ведётся капитальный ремонт, в декабре исполнился 41 год со дня пуска в эксплуатацию. «В энергетике 40 лет – первая важная цифра, – поясняют специалисты станции. – К этому моменту к концу подходит парковый ресурс турбинного оборудования по наработке – 220 тысяч часов, – после которого оно должно пройти контроль металла и техническое диагностирование и получить разрешение на дальнейшую работу. Первый турбоагрегат уже его получил, на очереди второй. Но строили в советское время на совесть – это видно». Первые две турбины в середине 1970-х приехали в Иркутск из Ленинграда, остальные три производства Уральского  турбинного завода. Сейчас деталями и запчастями теплоэнергетику обеспечивают их российские правопреемники.

 

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры