Масштаб плановой работы
На Ново-Иркутской ТЭЦ стартовал сезон основных ремонтных работ
В этом году в списке объектов, запланированных на Ново-Иркутской ТЭЦ под капитальный ремонт, значатся три из восьми котлов и турбина ПТ-60-130/13 ст. № 2. Последняя была одной из первых, установленных для работы теплоэлектроцентрали, сегодня считается одной из самых малых по мощности – из 708 МВт на её долю приходится лишь 60 МВт. «Ровно столько нужно для одновременной работы 60 тысяч чайников» – такое доступное объяснение используют сотрудники Ново-Иркутской ТЭЦ для тех, кто бесконечно далёк от мира производственных мощностей.
В реальности, конечно, несмотря на малую долю выработки в масштабах всей станции, турбоагрегат № 2 впечатляет своими размерами. Хотя, если посмотреть на его разобранные детали с высоты нескольких метров, кажется, будто на столе кто-то аккуратно разложил детали или запчасти из набора юного конструктора. Обманчивое впечатление пропадает, когда рядом с ними замечаешь сотрудников, занятых проведением капитального ремонта. Один из них, судя по звуку, похожему на работу бормашины в кабинете стоматолога, шлангом с водой чистит разобранные детали турбины. «Это делается специально для проведения дефектоскопии, – поясняют работники станции, – чтобы проверить детали на наличие трещин. Турбоагрегат работает в зоне повышенных температур – до 545 градусов Цельсия. Пар, давление – это приводит к «усталости» металла, ресурс которого ограничен».
Под особым контролем в рамках ремонта оказался ротор генератора, а также роторы цилиндров – низкого и высокого давления. Последний для обследования и вовсе вывезли с территории Ново-Иркутской ТЭЦ. Сейчас он находится на площадке «Иркутскэнергоремонта» в Ангарске. Эту основную запчасть, несмотря на её немалые габариты, оперативно отправили для проведения ремонта с применением специализированного оборудования в соседний город, объясняют представители ремонтного цеха Ново-Иркутской ТЭЦ, которые уже привыкли к впечатляющим для новичков масштабам. «Оборудование у нас в принципе однотипное. Оно приспособлено под перевозку автотранспортом, – отмечает ведущий инженер по ремонту Ново-Иркутской ТЭЦ Сергей Рыжов. – До Ангарска ротор везут на специальной машине, но, так как его габариты не превышают стандартных, не нужно даже специального сопровождения».
Пока ротор высокого давления турбины находится за пределами теплоэлектростанции, на её площадке проходит диагностика ротора генератора. Установка весом 26 тонн сейчас обтянута коконом пластика, чтобы защитить от попадания пыли и влаги. «С него сняты все бандажные кольца, которые тоже проходят дефектоскопию. На некоторых деталях турбоагрегата можно увидеть полосы белой нитроэмали – она применяется для магнитопорошковой дефектоскопии и должна показать имеющиеся трещины с помощью спецоборудования. Отсутствие меток свидетельствует, что все детали прошли контроль и дефектов не выявлено», – объясняют собеседники «СЭ».
Помимо проверки узлов в рамках капитального ремонта идёт замена изношенных частей. Они из-за специфики ТЭЦ испытывают значительные нагрузки. «Пар высокого давления может стать причиной эрозии и деформаций, – говорит Сергей Рыжов. – К настоящему моменту завершена стопроцентная дефектация оборудования и выполнен необходимый объём контроля металла».
На проверку основных узлов и обратный монтаж разобранного оборудования у четырёх десятков сотрудников, занятых в капитальном ремонте турбоагрегата, осталось чуть меньше двух месяцев. «Рабочая смена длится по восемь часов пять дней в неделю, – поясняют ответственные, стоя у информационного стенда с графиком ремонта и обратным отсчётом дней до завершения капремонта. – Но, если выяснится, что по каким-то причинам в сроки мы не укладываемся, интенсивность работ увеличится. Хотя такого быть не должно – у нас работают опытные, квалифицированные сотрудники; у каждого своя сфера ответственности – кто-то занимается системой регулирования, кто-то – дефектацией лопатки, другие – проточной частью и вспомогательным оборудованием».
Завершение капитального ремонта турбоагрегата запланировано на 30 мая. «Сроки заранее оговорены, чётко определены, и просрочка чревата штрафными санкциями на рынке электроэнергии и мощности. В среднем капитальный ремонт на турбоагрегатах проводится раз в пять лет, хотя на самом деле он зависит не от временных циклов, а от наработки оборудования и его межремонтного ресурса. Так, например, в этом сезоне у нас запланирована замена паропровода на первом котле и первом турбоагрегате. Но её нельзя провести без выполнения капитального ремонта на второй турбине – они работают в единой системе».
Кроме этого в рамках работ, проводимых с оборудованием на Ново-Иркутской ТЭЦ, значатся текущие и средние ремонты: «Например, на пятой турбине планируется текущий ремонт конденсатора: один элемент, но без него ничего работать не будет. Средний ремонт отличается от капитального в основном тем, что не требует вскрытия основных составных частей оборудования – цилиндров».
Второму турбоагрегату Ново-Иркутской ТЭЦ, на котором сейчас ведётся капитальный ремонт, в декабре исполнился 41 год со дня пуска в эксплуатацию. «В энергетике 40 лет – первая важная цифра, – поясняют специалисты станции. – К этому моменту к концу подходит парковый ресурс турбинного оборудования по наработке – 220 тысяч часов, – после которого оно должно пройти контроль металла и техническое диагностирование и получить разрешение на дальнейшую работу. Первый турбоагрегат уже его получил, на очереди второй. Но строили в советское время на совесть – это видно». Первые две турбины в середине 1970-х приехали в Иркутск из Ленинграда, остальные три производства Уральского турбинного завода. Сейчас деталями и запчастями теплоэнергетику обеспечивают их российские правопреемники.