Свидание с Томом Сойером
В 1876 году американский писатель Марк Твен написал почти автобиографический роман «Приключения Тома Сойера», после этого появились многие другие романы о приключениях мальчика и его друзей, которые составили серию замечательных детских произведений и вошли в бессмертный арсенал классической литературы, стали любимыми всех детей (да и взрослых) на всех континентах, в том числе и советских.
Чрезвычайно много с того времени было написано сценических версий, но наиболее популярной стала пьеса американского драматурга Томаса Мэйсона, которая и представлена очередной премьерой Иркутского театра юного зрителя имени А. Вампилова.
Режиссёр-постановщик спектакля Дмитрий Иванов создал его в своеобразном эстрадно-эксцентрическом стиле. Используя физические возможности актёров, режиссёер в изобилии представил различные сцены драк, прыжки и кульбиты. Порой они занимают неоправданно длительный период и, поскольку особой мыслительной нагрузки не несут, отягощают динамику пьесы. Но есть и удивительные новшества, в первую очередь мы говорим о Хоре, который замещает и возвещает третий звонок, а потом исполняет минипсалом в церкви. Режиссёр, осознавая, что спектакль играется для детской аудитории, широко вовлекает зрительный зал в активное соучастие, и в большинстве эпизодов это, несомненно, оправданно.
Кроме того, почти весь спектакль строится на музыкальной основе. Композитор Андрей Волченков написал яркую, легко усваиваемую музыку, которая полностью соответствует сюжету, стилю и характеру действия и становится полноправным действующим лицом спектакля. Весьма удачна сценография (художник Александр Неделько): она в двух ярусах, но легко трансформируема и абсолютно понимаема детским зрителем, которому в данном случае не требуются дополнительные зрительские домыслы.
Симпатичны костюмы, предложенные художником Натальей Убрятовой, они похожи на сегодняшние местные, и потому персонажи реально знакомы, а в периоды празднества костюмы обретают яркий, но радующий глаз многоцветный колорит и обеспечивают благополучие финала спектакля.
В центре спектакля «Приключения Тома Сойера» режиссёр справедливо ставит образ самого писателя Марка Твена, который неназойливо, деликатно и по-авторски заинтересованно вмешивается в действие, либо комментируя происходящее, либо влияя на поступки и будущее персонажей. Заслуженный артист России Владимир Привалов, мне кажется, вовсе не играет Марка Твена, он просто «человек от автора», влюблённый и в писателя, и в созданных им персонажей. Он как бы со стороны, улыбаясь, наблюдает за ними, безусловно уверенный и в реальности их существования, и в понимании порядочности одних, и в человеческом неприятии других. И оттого Привалов – Марк Твен становится необыкновенно дружелюбным по отношению к зрителям.
Всяческой похвалы заслуживает студент театрального училища Николай Шишкин, который создаёт образ героя спектакля – Тома Сойера. Он удивительно достоверен и когда играет Тома хулиганящего, и когда фантазии захватывают его, и когда в нём просыпается истинный предприниматель (да простят мне читатели эту современную терминологию), когда он получает всяческий выигрыш, вовлекая учеников в покраску забора, и когда врождённые порядочность, честность и вера в справедливость приводят Тома к настоящему человеческому подвигу. Шишкин очень аккуратно решает и лирические эпизоды спектакля, потому они воспринимаются без излишней и присущей сегодняшнему дню скабрезной патологии.
Ярким в своей индивидуальности оказался и образ Гекльберри Финна в исполнении Александра Карпенко, их творческий тандем с Томом Сойером – Шишкиным позволяет высказать, может быть, и фантазийное, но в условиях театра возможное предположение о второй серии театрального спектакля – «Приключениях Гекльберри Финна».
В актёрском ансамбле привлекательные образы тёти Полли в исполнении Елены Грищенко, миссис Харпер Елены Ивочкиной и обаятельной Бекки Тетчер, созданной Анастасией Чеснаковой. Спектакль театра юного зрителя «Приключения Тома Сойера» независимо от того, что «моралите» прописано драматургом Мэсоном просто пунктирно и почти в конце второго акта, тем не менее воспринимается как явление нужное, исподволь выполняющее священное предназначение детско-юношеского театра.