Экономический «барометр»
В статистической практике наряду с традиционными показателями используется альтернативная информация. Основанная на субъективных оценках респондентов, она тем не менее может служить своеобразным «барометром» экономического здоровья, сигналом о спаде или подъёме в экономическом цикле.
В Иркутской области регулярно проводимые обследования деловой активности показывают, что независимо от сферы приложения сил субъекты хозяйствования страдают от финансового голода, недостаточного спроса, высоких процентов по кредитам и ставок налогообложения. Есть и специфические «тормоза», сдерживающие развитие. Промышленному росту, кроме прочего, мешают неопределённость экономической ситуации (это отмечают 50% крупных и средних и 72% малых предприятий), а также изношенность и отсутствие оборудования (28% и 32%). В розничной торговле главная препона – конкуренция, а все, кто работает на потребительском рынке, включая оптовиков и службу сервиса, в числе негативных факторов называют и арендную плату. При отсутствии или недостатке собственных помещений дорогостоящая аренда может отпугнуть многих начинающих предпринимателей.
Доля респондентов, отметивших те или иные сдерживающие моменты, со временем меняется, мнение опрошенных может стать чуть более оптимистичным или наоборот.
Но в сфере сервиса, где деловая активность отслеживается сравнительно недавно, за три года заметно прибавилось оптимизма. Удельный вес респондентов, недовольных налогообложением, снизился с 83% до 34%, а испытывающих недостаток финансовых средств – с 98% до 46%. Адаптируясь к реальным условиям ведения бизнеса, организации, специализирующиеся на разных видах услуг, и по другим «тормозящим» факторам стали заметно сдержанней в оценках.
Однако более терпимое отношение к разного рода «тормозам» не прибавило уверенности руководителям и владельцам сервисных организаций. С конца 2013-го по конец 2016 года индекс предпринимательской уверенности в данной сфере (учитывающий разницу позитивных и негативных оценок по основополагающим моментам деятельности) снизился с 13 до 17 процентных пунктов со знаком «минус». За это время в ту же сторону изменилось деловое настроение руководителей промышленных производств: по крупным и средним предприятиям – на 3 пункта вниз, до минус 9, в малом бизнесе – вниз на 13 пунктов, до минус 17.
Из всех видов деятельности более оптимистичным настроем всегда отличалась розничная торговля, но и здесь уверенности стало меньше, хотя нулевой порог, как Рубикон, пока не перейдён, индекс изменился с плюс 15 до плюс 3 пунктов.
В оптовой торговле региона сравнение возможно только за год, здесь показатель изменился в лучшую сторону – с минус 4,3 пункта до минус 0,5.
Деловой настрой в Приангарье несколько отличается от сложившегося в целом по стране. Наши предприниматели на сервисной ниве менее уверены: индекс минус 17 против минус 10 по России, а в розничной торговле ситуация чуть лучше (плюс 3 против плюс 1).
На федеральном уровне рассчитывается также индекс потребительской уверенности, основанный на опросе населения и учитывающий благоприятность условий для покупок, произошедшие и ожидаемые изменения личного материального положения и экономической ситуации в стране. Показатель упал до минус 20 процентных пунктов, а в следующие три месяца снизился ещё на 15 пунктов. В 2010–2013 годах продолжали доминировать негативные оценки, но с меньшим перевесом (индекс минус 7–11). В начале 2015-2016 гг. обобщённое мнение российских потребителей вновь было экстремально низким (минус 30–32 пункта), а к концу года – чуть сдержаннее (соответственно минус 26 и минус 18).
Сводной оценкой является индекс экономического настроения, аккумулирующий показатели предпринимательской уверенности в разных сферах деятельности и мнение рядовых потребителей. В конце 2012 г. значение данного показателя в России было минимально отрицательным (минус 1,4 пункта), спустя 3 года опустилось до минус 8,6, а к концу минувшего года находилось на отметке минус 8. Судя по этим цифрам, экономический настрой в российском обществе после долгого спада начал медленное движение вверх.