«Задействовать наш персонал»
Работа по ремонту оборудования подстанций чётко регламентирована. Инструкции, соблюдаемые неукоснительно, действуют не один год. Но за счёт применения подходов и инструментов производственной системы их можно улучшить, существенно снизить трудозатраты и повысить эффективность производства. Из таких соображений в 2016 году в службе подстанций Северных электрических сетей родился проект. Его реализация позволила отказаться от услуг подрядчика, а полученный опыт лёг в основу нескольких проектов «Иркутской электросетевой компании».
С точки зрения географии Северные электрические сети – крупнейший филиал ОАО «Иркутская электросетевая компания». По воздушным линиям, которые находятся в зоне его ответственности, передаётся четыре пятых всего электричества, которое вырабатывают станции ПАО «Иркутскэнерго», а их протяжённость составляет 7,4 тыс. км. Здесь же расположены 107 подстанций только в классах напряжения от 35 до 500 кВ. Четыре десятка из них находятся в Братске, а также Братском, Усть-Илимском и Чунском районах – территориях, которые входят в зону обслуживания службы подстанции. Нет ничего удивительного в том, что именно в этом подразделении, одном из крупнейших в Северных электрических сетях, родился интересный проект, направленный на решение проблем службы и достижение целей, стоящих перед компанией.
Поиск эффективности
«Производственной системой мы занимаемся уже несколько лет, – рассказывает заместитель начальника службы подстанций Николай Марунов. – Одним из направлений нашей работы является стандартизация рабочих мест и улучшение технологических карт на оборудование, которое мы ремонтируем». Устраняя потери, которые выявляются посредством хронометражных наблюдений,специалистам удалось значительно сократить время на выполнение ремонтов и при этом снизить трудозатраты и облегчить работу сотрудников. В 2015 году результаты улучшений высоко оценило жюри конкурса проектов по производственной системе, который традиционно проводит ИЭСК в рамках компании. Его победители, в том числе наш собеседник, приняли участие в Лин-форуме, посвящённом методам повышения эффективности производства. «Послушав коллег, мы пришли к более глубокому пониманию принципов производственной системы, пониманию того, что сокращение затрат и высвобождение времени само по себе – это хорошо, но его необходимо эффективно использовать, – вспоминает он. – Поскольку за 2015 год реализованные проекты улучшений позволили существенно сократить трудозатраты на работы, выполняемые службой подстанций, мы решили максимально эффективно использовать высвободившееся у работников время. Посчитали человеко-часы, которые высвободились на следующий год, и начали искать те работы, где можно задействовать наш персонал».
Так родился проект «Повышение эффективности ремонтно-эксплуатационной деятельности службы подстанций за счёт стандартизированной работы». «Название довольно размытое, – отмечает Марунов. – Конкретно по данному проекту мы выполнили замену высоковольтных вводов собственными силами. Выполнение данной работы предполагалось подрядным способом, но мы в рамках проекта сделали её сами». Если быть совсем точным, то в прошлом году были заменены высоковольтные вводы 110, 220 кВ на подстанциях «Заводская» и «Падунская», расположенные в Братске. Авторы проекта понимали, что без вовлечения сотрудников в производственную систему не удастся сохранить достигнутый уровень эффективности и тем более продолжить совершенствоваться, взять на себя выполнение дополнительного объёма работ. Поэтому начали с обучения сотрудников инструментам и подходам производственной системы, а люди стали охотно делиться идеями о том, как повысить эффективность ремонтных и эксплуатационных работ.
Эффект по системе
Реализация этого проекта началась с пересмотра технологических карт на работы, которые выполнялись в подразделении, утверждения новых норм времени в соответствии с возможностями, появившимися от применения улучшенных методов выполнения работ, инструментов, оборудования и приспособлений, другими словами – со стандартизации лучших практик. «Действующие в Российской Федерации нормы в каких-то областях были приняты, к примеру, в 1974 или 1981 году, и никто их не пересматривал, – констатирует замначальника службы подстанций Северных электрических сетей. – Их разработали с учётом бытовавших тогда методик и оборудования, которое использовалось в то время. Сегодня мы применяем более современные инструменты, такие, как приборы контроля высоковольтных выключателей или миллиомметры, а за счёт снижения потерь при выполнении работ производим те же операции значительно быстрее». В итоге была пересмотрена 71 технологическая карта.
Сотрудники службы организовали свои рабочие места по системе 5S: сортируй, соблюдай порядок, содержи в чистоте, стандартизируй, совершенствуй. Сначала систему 5S применили на дегазационной установке, которая используется при ремонте трансформаторного оборудования. «Убрали всё лишнее, оставили только то, что необходимо для работы на ней, и внедрили визуальный контроль», – поясняет Марунов. Впоследствии по той же системе изменили рабочие места аккумуляторщиков на «Заводской», Братском и Седановском переключательных пунктах, подстанции БЛПК. Изменения коснулись инструментальных шкафов токаря, верстака для слесарных работ и места хранения металлических изделий. Проделанная работа способствовала высвобождению времени, которое можно потратить на ремонт оборудования.
Кроме того, в рамках проекта сотрудники службы подавали кайдзен-предложения, направленные на совершенствование существующих технологических процессов. К примеру, было решено совместить работы по замене вводов на «Заводской» с устранением течей масла и добавлением присадки «Ионол» в автотрансформатор. Или изготовить быстросъёмные защитные сетки, одновременно закрывающие оба двигателя обдува трансформатора. За счёт их использования сократилось время, необходимое для замены мотора. Определённую экономию дали замена стрелочного динамометра на электронный прибор и реализация других задумок. В жизнь также претворили несколько проектов «A3». В частности, были снижены затраты на приобретение трансформаторного масла – его после дегазации использовали повторно, что не сказалось отрицательно на работе оборудования.
В общей сложности удалось высвободить 1476 человеко-часов. Если разделить это на 76 сотрудников службы подстанций Северных электрических сетей, получится два с лишним рабочих дня на каждого. Эффект для отдельно взятой бригады, менявшей высоковольтные вводы, получится ещё больше. Отказ от услуг внешнего подряда позволил снизить затраты на 1,8 млн рублей. «Но мы затрагивали в проекте не только и не столько процесс экономии или заполнения вакуума высвободившегося времени, – подчёркивает Марунов. – Мы ещё и учили персонал выполнению этой работы, потому что она требует квалифицированного подхода. Если её регулярно не выполнять, люди со стажем теряют навыки, а молодые сотрудники ничему не учатся. Поэтому у нас и бригада, выполнявшая замену вводов, наполовину состояла из молодёжи. Так что мы затронули ещё и вопрос обучения персонала и сохранения его квалификации». Вдобавок опыт, полученный в ходе реализации проекта, будут тиражировать – в 2017 году служба подстанций Северных электрических сетей вновь будет менять высоковольтные вводы своими силами.