Сдержали долги
По данным судебных приставов, темпы роста неплатежей начали снижаться
В 2016 году долг по жилищно-коммунальным услугам в Иркутской области составил 2,5 миллиарда рублей. Сама по себе сумма внушительная, но есть и хорошая новость: темпы роста неплатежей начали снижаться, отмечают судебные приставы. Тем не менее люди не задумываются о том, что от своевременной оплаты счетов за водоснабжение, тепло и электроэнергию зависят качество оказываемых населению коммунальных услуг и модернизация в данной сфере.
– В 2016 году размер общего долга жителей Иркутской области составил 2,5 миллиарда рублей, – рассказала Алёна Карамышева, и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, в прямом эфире радио «Комсомольская правда». – Сумма очень серьёзная, но, на самом деле, 2,5 мы должны были в прошлом году взыскать, такая сумма находилась у нас на исполнении, впрочем, темпы роста задолженности за ЖКХ в этом году начали сокращаться.– отметила Алена Карамышева. – На протяжении последних лет мы эту сумму сдерживаем, она складывается из того остатка, который у нас ранее был на исполнении. Львиная доля из них – более 1 миллиарда – это задолженность юридических лиц, чуть меньше миллиарда приходится уже на физических лиц, на обычных потребителей услуг.
Между тем долги за ЖКХ – более серьёзная проблема, чем может показаться на первый взгляд. Из-за неплатежей ресурсоснабжающие организации не получают достаточно средств для компенсации понесённых затрат, на их балансе отсутствуют деньги для модернизации старого оборудования, что, в свою очередь, сказывается на качестве услуг и вызывает недовольство потребителей. Получается замкнутый круг.
Говоря о среднестатическом портрете должника, Алена Карамышева отметила, что его средний возраст – 40-41 год, 52 процента должников – женщины, средняя задолженность у граждан – 70 тысяч рублей.
– Два года назад законодатель нас лишил некоторых полномочий в части взысканий, – отметила Карамышева. – Введён минимальный порог по сумме долга, позволяющей нам арестовывать имущество. Это три тысячи рублей. А раньше мы могли накладывать арест вне зависимости от суммы долга. Если долг меньше трёх тысяч, то мы работаем только с доходами и счетами должников.
Аналогичный порог существует при установлении временного ограничения в праве выезда. Судебные приставы могли ограничивать должника вне зависимости от суммы, но сейчас долг должен быть более 10 тыс. рублей.
Наиболее эффективной мерой воздействия на должников является работа со счетами должников, предполагающая взаимодействие с крупными кредитными организациями. В течение 2-3 суток приставы в электронном виде получают всю информацию о состоянии счетов должника. УФССП сотрудничает с 20 крупными банками в Иркутской области. Точно так же служба судебных приставов, изучая источники доходов должника, оперативно получает информацию о его месте работы, получает ли он пенсию и так далее.
В числе причин того, что долги за ЖКХ продолжают накапливаться, Карамышева называет сразу несколько факторов.Во-первых, рост тарифов за коммунальные услуги при снижении реально располагаемых доходов населения. Во-вторых, несоответствие цены и качества услуг. Кроме того, задержка платежей часто происходит из-за забывчивости собственников. Главным образом это касается тех, у кого в собственности больше двух квартир, в одной из которых никто не живёт. А представление о том, что должниками за ЖКХ являются только малообеспеченные или асоциальные граждане, не соответствует действительности. Более половины тех, на чьей совести есть неплатежи, в состоянии оплачивать квитанции вовремя и в полном объёме, констатируют судебные приставы.
Зачастую долг может образоваться во время спора между управляющими организациями. «Две УК спорят между собой, кто будет обслуживать один из многоквартирных домов, а жильцы занимают такую позицию: мы не знаем, кому платить. И не платят никому. В результате УК, выигравшая в споре, придёт к управлению и выставит счёт за большой период. Не факт, что все должники смогут сразу его оплатить», – приводит пример Карамышева.
Ещё одна проблема при взыскании задолженности – это неправильное информирование или вовсе его отсутствие. «Образуется долг, управляющая компания предварительно на своём уровне пытается эту задолженность урегулировать, у нас в России работает такой упрощённый порядок обращения в суд, он носит заочный характер. Иногда потребители даже не знают о том, что на них УК подала в суд», – говорит Карамышева.