Здравствуй, читатель
Каждый, кто был увлечён «Двумя капитанами» Вениамина Каверина, помнит, что капитан Иван Татаринов, по книге, открыл архипелаг, который он назвал в честь жены «Земля Марии». Поскольку экспедиция погибла до того, как Саша Григорьев вернул приоритет капитану, этот архипелаг считался открытием Бориса Вилькицкого и носил название «Земля Императора Николая II», а затем – «Северная Земля».
В рамках любительского исторического литературоведения меня заинтересовало, почему Каверин так легко лишил капитана Бориса Андреевича Вилькицкого (хоть и всего лишь в книге) законного открытия архипелага. Ведь, будь капитан жив, он, мягко говоря, был бы с этим не согласен, да и исследователи Арктики, в любом случае, должны были бы возмутиться такой свободной трактовке.
Дело, однако, вот в чём. Выдающийся полярный исследователь, участник русско-японской и герой первой мировой войны капитан первого ранга Вилькицкий в июне 1918 г. был назначен начальником советской гидрографической экспедиции Западно-Сибирского района Северного Ледовитого океана для обеспечения вывоза хлебных грузов в европейскую часть России. Выехав в Архангельск, он в августе перешёл на сторону Северного правительства белых. Находился в распоряжении правительства Верховного управления Северной области, которое в 1919 году произвело Вилькицкого в чин контр-адмирала.
При эвакуации войск Северной армии генерала Миллера из Архангельска 19–21 февраля 1920 г. Вилькицкий руководил этой операцией, одновременно командуя ледокольным пароходом «Косьма Минин» с пассажирами на борту и буксируя яхту «Ярославна» в сопровождении ледокола «Канада». По пути в Норвегию в районе полуострова Рыбачий, приняв под свою команду ещё пароходы «Кильдин» и «Ломоносов», которые вышли из Мурманска, 26 февраля 1920 г. адмирал Вилькицкий привёл корабли с военнослужащими Северной армии и беженцами в Норвегию. Преодолев при выходе из Архангельска ледовые поля и длительное преследование
(с артиллерийским обстрелом) кораблей Красного флота, отряд адмирала Вилькицкого 26 февраля 1920 г. вошёл в фиорд порта Тромсё. После доставки генерала Миллера и пассажиров в Норвегию привёл свой ледокольный пароход «Косьма Минин» и сопровождавшие его пароходы на Чёрное море, передав их в Крыму в состав Черноморского флота русской армии генерала Врангеля.
В феврале 1920 г. он эмигрировал в Англию, где жил и работал до 1922 г. Находясь в эмиграции, Вилькицкий продолжал интересоваться проблемами русского Севера, высказал ряд конструктивных предложений по организации судоходства по так называемому Карскому морскому пути. В 1923 и 1924 годах по приглашению внешнеторговых организаций СССР участвовал в подготовке и проведении 3-й и 4-й Карских товарообменных экспедиций, был начальником морской части этих предприятий, обеспечил успешный переход больших групп транспортных судов и грузовые операции.
С 1925 года – вновь в Англии, где состоял на службе в частных судовладельческих компаниях.
С 1926 по 1928 год работал гидрографом в Бельгийском Конго в качестве начальника бригады по гидрографическому изучению нижнего Конго.
Вернувшись в Брюссель, вёл скромную жизнь бухгалтера и преподавателя русского языка. Скончался в Брюсселе в 1961 году в возрасте 75 лет.
Вениамин Александрович Каверин, как известно, был человеком редкого гражданского мужества. Но в данном случае присутствует, увы, некий этический срыв – забрать приоритет великого географического открытия в пользу литературного героя он посчитал возможным лишь у белого эмигранта, ко времени написания книги брюссельского бухгалтера.
И, кстати, читайте газеты!