Здравствуй, читатель
В преддверии юбилея Валентина Григорьевича Распутина, который будет активно отмечаться в скором времени, увы, уже без иркутского классика, оставившего нашу грешную землю, его наследие, не только литературное, но и мировоззренческое, привлекает особое внимание. Я хотел бы сегодня привести длинную цитату из интервью Валентина Григорьевича 2001 года. Думаю, эту принципиальную позицию писателя стоит помнить возглавляющим оргкомитет юбилейных торжеств губернатору Сергею Левченко и Почётному гражданину Иркутска и Иркутской области Борису Говорину. Оба они выступают против восстановления наиболее значимых исторических названий старейших улиц города Иркутска.
«Это довольно постыдная страница нынешнего Иркутска – носить в названиях улиц и тем самым продолжать вбивать в плоть и кровь горожанам имена убийц, террористов, гонителей нашего национального духа, «пламенных революционеров», пламень которых был направлен против исторической России, и отказывать именам основателей, строителей, меценатов, культурных и научных деятелей нашего отнюдь не рядового города.
Это постыдная страница не одного лишь Иркутска, а большинства провинциальных городов, больших и малых, но Иркутск это общее упрямство ничуть не оправдывает. Смотрите, что получается: социалистическую собственность растащили, социалистическую нравственность убили, вызывающе принимается закон о продаже земли; вот-вот, помяните моё слово, будет легализована проституция, т.е. всё лучшее от прежнего строя уничтожено, а вот это, отнюдь не лучшее, этот «иконостас» 20-х, самых жестоких для России годов, остаётся неприкосновенным. Что за тайны? Что за страх?
В 80-х годах в России (не в СССР, а в России) было более 60 тысяч улиц, носивших имя Розы Люксембург, проживавшей в Германии деятельницы мирового коммунистического движения. А если бы их осталось 20 тысяч – что, память о Розе Люксембург была бы оскорблена? Роза Люксембург, как и Клара Цеткин, как и Марат, вероятней всего, и не подозревали о существовании Иркутска; их имена в соответствующей рамке останутся в мировой истории, но зачем они Иркутску? Иркутску больше подобает не забывать имена графа Муравьёва-Амурского и графа Сперанского, Кузнецова и Сибиряковых, Пежемского и Кротова…
И уж совсем не несут ноги без крайней нужды на улицы убийц – Софьи Перовской и Халтурина…
Вот и получается, что легче нынче восстановить храм, чем поменять название улицы. Удивительное постоянство в небрежении к своей неискажённой памяти!»
И, кстати, читайте газеты!