Миграционные «доноры»
Большинство трудовых мигрантов приезжают в Иркутскую область из Узбекистана и Китая
По числу иностранных граждан, поставленных на миграционный учёт, Приангарье занимает второе место в СФО после Новосибирской области. Однако на заработки в наш регион в минувшем году прибыло на 13% меньше мигрантов, чем в позапрошлом. Эксперты связывают это с падением курса рубля. Но в то же время они уверены, что без рабочей силы из-за границы Иркутской области не обойтись.
«Предпочли
остаться дома»
– Приангарье остаётся привлекательным регионом для иностранных граждан. При этом сложилась тенденция: приезжающие на территорию области мигранты стремятся находиться здесь законно, – рассказала и.о. начальника отдела по вопросам трудовой миграции Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области, майор полиции Анна Моткова.
В 2014 и 2015 годах общее количество иностранных граждан, поставленных на миграционный учёт, было примерно одинаковым: 119299 и 120411 человек соответственно. Но в минувшем году это число возросло до 131623 человек. При этом количество иностранцев, поставленных на миграционный учёт в целях осуществления трудовой деятельности, упало со 68,5 до 59,5 тыс. человек.
– Число трудовых мигрантов прямо зависит от экономической конъюнктуры. Большинство иностранцев приезжают в Россию, чтобы заработать и уехать. Меньшее количество мигрантов отправляется сюда на постоянное место жительства – для этого наша страна не очень уютная, – считает доктор исторических наук, профессор кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ Виктор Дятлов. – Чем лучше экономическая конъюнктура, тем больше трудовых мигрантов. Когда рубль рухнул, иностранные рабочие пострадали очень сильно, потому что рубли им необходимы как переходная вещь. Многие потенциальные трудовые мигранты предпочли остаться дома.
Однако граждан иностранных государств, давно работающих в Иркутской области, не особенно пугает кризис. В здании Управления по вопросам миграции ГУ МВД России мы встретили Ибрагима, который приехал в Иркутск из Таджикистана восемь лет назад и освоил здесь разные профессии – от прораба до водителя.
– Из родной страны я сразу уехал в Иркутскую область и не пытался работать в других регионах. Мне кажется, здесь удобные условия для жизни и труда, – поделился Ибрагим.
По данным Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области, в последние годы больше всего мигрантов прибывает из Узбекистана – 35,8%, за ним следуют Китай – 20,2%, Таджикистан – 13,2% и Киргизия – 9,2%. На миграционный учёт поставлено всего 4,1% и 2,2% мигрантов из Украины и Армении соответственно.
– Долгое время, вплоть до 2000-х, основным миграционным донором был Китай, который давал огромное количество дешёвой рабочей силы всему миру. Бурные процессы урбанизации, раскрестьянивания в КНР, когда много людей искало работу и готово было трудиться на любых условиях, – всё это проходит, – убеждён Виктор Дятлов. – Китай стремительно развивается, модернизируется, растёт жизненный уровень, формируется средний класс. В городской экономике даже в Северо-Восточном Китае – не самом развитом регионе страны – люди получают примерно сопоставимые с российскими зарплатами деньги. Кризис китайской экономики не такой тяжёлый, как в России. Китай продолжит давать рабочую силу, но не так много, дёшево и охотно, как прежде.
«Давления иностранной рабочей силы на рынок труда нет»
Международная трудовая миграция остаётся неотъемлемой частью экономики Иркутской области. В 2016 году иностранные граждане на территории Российской Федерации осуществляют трудовую деятельность по разрешению на работу (визовый порядок въезда в Российскую Федерацию) и патенту (безвизовый).
Без оформления разрешительных документов на работу осуществляют трудовую деятельность граждане Казахстана, Белоруссии, Армении, Кыргызстана, постоянно и временно проживающие мигранты (имеющие РВП и ВНЖ), участники государственной программы, лица, признанные беженцами или получившие временное убежище на территории Российской Федерации.
Без учёта квоты оформляли разрешения на работу высококвалифицированные и квалифицированные специалисты. Оформление патента также не зависит от ежегодной квоты.
В 2015 году иностранным гражданам было выдано 5220 разрешений на работу и 31292 патента. В минувшем году жители стран дальнего зарубежья получили 5023 разрешения и 30001 патент.
По информации Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области, иностранцы востребованы в добывающей и обрабатывающей промышленности. Большая часть иностранной рабочей силы в Иркутской области занята в сфере строительства. За 2016 год в общем объёме трудовых мигрантов её доля в целом составила: по разрешениям – 70,4%, по патентам – 89,8%. Доля мигрантов, трудящихся в оптовой и розничной торговле, невысока – 1,5%.
– Как правило, международные мигранты не составляют конкуренции российским гражданам, не создают напряжённости на рынке труда, поскольку занимают неквалифицированные, низкооплачиваемые, малопривлекательные рабочие места, на которые не претендуют россияне, – подчеркнула Анна Моткова.
Некоторые иностранные граждане даже после работы в странах Евросоюза возвращаются в Россию, потому что их устраивают уровень жизни и оплата труда. Мигрант из Таджикистана Анзур живёт в Приангарье вместе с женой и детьми уже три года.
– Когда мы перебрались в Россию, первое время жили в Бурятии. Но это продлилось недолго. У нас появилась возможность на год поехать в Германию. Я был там разнорабочим, а жена подрабатывала няней в богатой семье, – вспоминает Анзур. – В Германии нам понравилось. Но время, которое мы жили там, для нас было больше путешествием, чем работой. Культура там совсем другая. Россия всё же ближе нам. Мы решили переехать в Иркутскую область. Здесь я работаю водителем такси и неплохо зарабатываю. Пока мы не собираемся никуда уезжать.
Несмотря на то что иностранная рабочая сила по-прежнему остаётся дешёвой и мигранты занимаются в основном неквалифицированным трудом, эксперты замечают новые тенденции.
– Российской экономике нужна не низкооплачиваемая, а недостающая рабочая сила. Сверхдешёвый труд развращает и подрывает рынок труда. Если есть слой низкооплачиваемой работы, то вся экономика подтягивается к нему, – комментирует Виктор Дятлов. – Пока в России преобладает спрос на низкоквалифицированную рабочую силу. Однако наметилась и тенденция к использованию квалифицированных специалистов в строительстве, сфере обслуживания и других отраслях. Кроме того, за последние годы оплата иностранного труда выросла. Если в начале нулевых годов рабочий на стройке считал, что 100 долларов в месяц – это нормально и достаточно за восемь месяцев привезти домой 800 долларов, то сейчас не примет таких условий.
Высококвалифицированные и квалифицированные специалисты оформляют разрешения на работу без учёта квоты. Среди основных стран, из которых привлекаются высококвалифицированные специалисты, на первом месте находится Китай – 377 человек. Далее следует Украина – 9 человек. Из Японии, Финляндии и Германии в регионе трудятся по одному человеку.
По мнению Анны Мотковой, уровень социальной напряжённости в регионе не вызывает особых опасений. Давления иностранной рабочей силы на рынок труда региона не наблюдается.