Помните о корнях
Читал недавно книгу крупнейшего современного исследователя древней русской литературы и культуры академика Дмитрия Лихачёва «Заметки о русском» и наткнулся на слова, которые меня остановили. Вот они. «Если нет индивидуальных особенностей, отличающих одну местность от другой, одно село от другого, один город от другого и ваш собственный дом от соседних, вся страна превращается в пустыню, скучную, неинтересную, а люди в ней – в людей, лишённых любви к родным местам».
Автор: Геннадий БУТАКОВ, «Восточно-Сибирская правда», 19 мая 1982 г.
Мы много строим, но жилья ещё не хватает. Типовые проекты, унифицированные конструкции ускоряют и удешевляют градостроительство, современные квартиры полнее отвечают функциональным потребностям городских жителей, чем дедовские дома. И всё же не хлебом единым жив человек. Среди «инкубаторских» коробок не на чем остановить взгляд, их однообразие утомляет, сушит эстетическое восприятие, огрубляет его. Человек легче поднимается с насиженного места, ибо пятиэтажка далёкого города будет такой же, как и его сегодняшний родной дом. О нелюбимом меньше заботы – это тоже проблема.
Нашему городу есть чем гордиться. Каменный и деревянный наряд старинных зданий, узорочье наличников, причелин и фронтонов одинаково задерживает взгляд и гостей Иркутска, и его старожилов. Смягчая строгую графичность и угловатость сегодняшней архитектуры, старина придаёт неповторимость городскому облику. О необходимости сохранить это лицо немало говорилось на отчётно-выборной конференции областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК).
Что сделано в этом отношении? Отреставрирована Спасская церковь, одно из первых каменных зданий города, в ней будет филиал краеведческого музея. Открыта первая очередь архитектурно-этнографического музея на 47 километре Байкальского тракта, строится «Ангарская деревня» под Братском. Министерством культуры Российской Федерации и Центральным советом ВООПИК одобрены предложения иркутян по сохранению старинных архитектурных ансамблей по улицам Грязнова, Богдана Хмельницкого, Карла Либкнехта, Бабушкина. Московский институт «ЦНИИПградостроительства» разрабатывает проект регулируемой застройки центра города и охранных зон всех историко-архитектурных памятников Иркутска. К концу года эта работа должна быть закончена.
Несделанного же край непочатый. Ведь только в Иркутске насчитывается более двухсот памятников археологии, архитектуры и истории, многие из которых давно ждут помощи и заботы. А сколько таких памятников в области, мы сегодня и сказать пока не можем. Наша история накрепко связана с именами и делами великих людей России: протопопа Аввакума, Радищева, Чернышевского, декабристов, соратников Ленина. А история промышленного и аграрного развития, яркие страницы, вписанные сибиряками в летопись гражданской и Великой Отечественной войн? А творения безвестных мастеров каменного и деревянного зодчества?
Это одна из важнейших сегодняшних забот – проведение комплексного обследования, учёт и паспортизация всех памятников истории и культуры нашей области. К этой работе привлечены университет, педагогический и политехнический институты. Отделение направляет нынче несколько экспедиций по области с целью обнаружения и обследования памятников прошлого. Маршруты – Якутский тракт, река Киренга, Усольский и Братский районы.
За два года число членов ВООПИК выросло в два раза и достигло 165 тысяч человек. Вновь созданы 10 городских и районных отделений общества. Охват индивидуальным членством составил 6,5 процента населения области. Однако от среднереспубликанского уровня (10,2 процента) мы ещё заметно отстаём. До сих пор нет районных отделений в Качугском, Ольхонском, Аларском районах. А ведь в этих местах очень много памятников истории и культуры. Взять хотя бы Качугский район. Здесь родились и работали Щапов и Окладников. Историко-революционное прошлое района связано с именами Федосеева, Дзержинского, Фрунзе. Здесь всемирно известный археологический памятник – «Шишкинские писаницы», понёсший уже на нашей памяти немалый урон из-за хозяйственной небрежности. Верхнеленский куст района – одни из первых форпостов освоения русскими территории области. В отпочковавшихся от Верхоленска деревнях по реке Куленге – Алексеевке, Толмачёвой, Хабардиной, Белоусове, Усть-Тальме – ещё сохраняются в относительной цельности ансамбли хозяйственно-бытового назначения: крестьянские усадьбы с тёплыми и холодными горницами, с амбаром «о двух житиях», с поливными утугами, с мельницами, которые не только мололи муку, но и пилили лес для строительства. До сих пор ребятишки, роясь в покинутых усадьбах, находят кремнёвые казачьи ружья и пороховницы, бурятские стрелы, предметы старинного быта. Научный, квалифицированный подход к изучению этих мест наверняка даст много архиинтересного материала. Только нельзя долго тянуть, можно опоздать.
Иркутяне справедливо озабочены низкими темпами реставрации памятников истории и культуры. Уж сколько лет мы ждём, когда войдёт в строй дом Волконского – важнейшая часть мемориала декабристов. Не закончена реставрация польского костёла. Долго не спадает шелуха уже почерневших строительных лесов с собора Богоявления. Кажется, намертво приросла она к Преображенской церкви. 10 лет научно-производственные реставрационные мастерские топтались на месте, больше облагораживая торговые точки, чем памятники старинного зодчества. Нынче лёд тронулся. Сменилось руководство мастерских. Коллектив намерен освоить в два с половиной раза больше средств, чем в прошлые годы, и именно на реставрационных работах. К концу года должен закончиться ремонт на соборе Богоявления. Город получит наконец-то здание для экспозиции художественных и исторических ценностей, от которых ломятся запасники наших музеев.
Оставляет желать лучшего и качество реставрационных работ. Не хватает каменщиков, плотников, кузнецов, жестянщиков, владеющих секретами старинных мастеров. Чтобы привлечь их, мастерским необходимо жильё. Нужна и организаторская работа по набору учащихся по этим специальностям, в стране есть училища, готовящие мастеров-реставраторов.
Памятникам истории и культуры можно помочь только делом, общими усилиями. Мы не «Иваны, не помнящие родства», своих корней, своего прошлого. В области немало примеров доброй заботы о памятниках истории и культуры. Большую работу ведут усольчане. В каждой школе города созданы музеи – этнографические, краеведческие, исторические. Маршруты отрядов юных краеведов пронизали весь район. Каждый поход приносил новые экспонаты, новые адреса памятных мест, открывал новые страницы историко-революционного и культурного прошлого. Знакомясь с экспозициями усольских музеев, академик Окладников назвал их «ярким огоньком культуры в Сибири».
Привлечение молодёжи к охране и возрождению памятников истории и культуры – неотъемлемая составная часть патриотического воспитания. Поэтому школы, комсомол, общественные организации должны обратить на эту работу особое внимание. Этому могут быть посвящены и школьные каникулы, и трудовой студенческий семестр. В прошлом году областной студенческий и строительный отряд, являющийся коллективным членом ВООПИК, отремонтировал и реставрировал 59 памятников истории и культуры, построил два монумента – первопроходцам БАМа в Усть-Куте и героям Великой Отечественной войны в Тайшете. Честь им и хвала!
Иркутск – город исторический. Подчёркивание этой историчности, заслуг перед Родиной, непреходящей ценности памятников истории – благородная и благодарная задача, воспитывающая приверженность к своему городу, уважение к нему. Мы пока робко делаем это. Почему, скажем, на улице Карла Маркса не установить частичку древнего палисада, можно в железобетонном исполнении, отделявшего когда-то исторический центр города? Почему не обозначить хотя бы контуром Амурские ворота, открывавшие путь к Великому океану, в обретении которого иркутяне сыграли немаловажную роль, и Московские ворота, в которые втекал тракт со звоном кандальников и вояками ссыльных декабристов? Многие здания города, связанные с историко-революционными событиями и с именами видных деятелей отечественной истории и культуры, нуждаются в установлении мемориальных досок.
Не всегда продуманно относились мы да и сегодня относимся к названиям наших улиц. Ничего обидного не было бы в том, если бы именем учёного-байкаловеда Кожова мы назвали улицу в одном из микрорайонов города, скажем, в Байкальском, а улицу Мастерскую, хранящую память прошлого, сохранили. Много ли нам говорит улица Крестьянина? А её первоначальное название – Адмиралтейская – напоминало бы потомкам о славном вкладе иркутян в освоение морских просторов!
Значительную лепту призваны внести в дело охраны памятников прошлого литераторы, художники, журналисты, учёные, кино– и фотолюбители. Пропаганда историко-культурного наследия должна быть конкретной, связанной с практическими проблемами сохранения и восстановления этих памятников.
Залог успеха – в объединении сил, в инициативе и личном участии каждого человека, заинтересованного в сохранении всего ценного, важного и памятного из нашего прошлого. Мало сетовать на то, что в плачевном состоянии находится тот или иной памятник, необходимо проявить личную деловую заботу о его сохранении, о его восстановлении, о его дальнейшем служении народу.