издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Лохотрон уходит в Сеть

Не ошибусь, если скажу: сегодня не найдётся такого человека, которого бы ни разу не пытались развести на деньги. В полицию Приангарья ежедневно поступает от трёх до шести заявлений жертв аферистов. На прошлой неделе комиссия по правам человека, общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов Общественной палаты Иркутской области попыталась проанализировать ситуацию и найти возможности справиться с этой напастью.

Подробности

Лохотрон уходит в Сеть

Не ошибусь, если скажу: сегодня не найдётся такого человека, которого бы ни разу

не пытались развести на деньги. В полицию Приангарья ежедневно поступает от трёх до шести заявлений жертв аферистов. На прошлой неделе комиссия по правам человека, общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов Общественной палаты Иркутской области попыталась проанализировать ситуацию и найти возможности справиться с этой напастью.

Автор: Людмила Фомина

В полиции борьбу с обманщиками разных мастей ведут сразу два солидных подразделения – уголовный розыск и управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Львиную долю в общей массе составляют общеуголовные корыстные преступления, которые в последние годы всё чаще совершаются с использованием современных технологий. Так, в Приангарье каждое пятое уголовное дело в 2016 году было связано с покупкой товаров и услуг через Интернет, а каждое 14-е сопровождалось рассылкой СМС-сообщений от имени банковских организаций. Только за новогодние каникулы мошенники похитили у жителей Приангарья по подобным схемам почти полтора миллиона рублей. Одни потерпевшие перевели «продавцам» в качестве предоплаты огромные суммы, но товар так и не получили. Другие доверчиво сообщили «покупателям» конфиденциальные данные своих банковских карт, после чего оттуда испарились все накопления. Третьи повелись на СМС-сообщения типа «ваша карта заблокирована» и сами выдали жуликам информацию, представляющую банковскую тайну. Жертвами мошенников на сайтах «Авито.ру» и «Дром.ру» жители региона становятся в прямом смысле ежедневно. В течение месяца в полицию поступает около полусотни заявлений от посетителей различных сайтов купли-продажи.

Но преступники используют и более изощрённые схемы лохотронов – сайты-двойники, «снятие порчи», несанкционированное подключение услуг мобильного банка; «помощь» в получении банковского кредита, трудоустройстве и т.п. По-прежнему популярным остаётся телефонное мошенничество. «Внук попал в ДТП», «сыну грозит тюрьма, если не дать следователю на лапу» – на эти давно известные всем приманки продолжают попадаться пожилые люди. Появились, правда, новшества и в этой сфере. Так, чтобы получить «выигрыш на миллион» или «автомобиль в качестве приза», теперь предлагают позвонить на единый федеральный номер, начинающийся с кода «8-800» и вызывающий больше доверия.

Подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ и ПК) в 2016 году возбуждено 377 уголовных дел, связанных с мошенничеством в строительстве, лесопромышленном комплексе и кредитно-финансовой сфере. Из них 266 относятся к тяжкой категории и касаются нашумевших преступлений. Фигурантами по этим уголовным делам проходят, например, генеральные директора ООО «Торговый дом ИЗКВ», ООО «Варяг» и ООО «Викинг» – участникам долевого строительства нанесён их действиями, по версии следствия, ущерб около 42 млн рублей. Средства 16 пайщиков КПК «Экспресс Деньги» на сумму 12 млн рублей обращены в личное пользование учредителя. Более сотни вкладчиков обмануты организаторами другой финансовой пирамиды – КПК «Сберегательная касса», похитившими свыше 6,2 млн рублей.

Окончание на стр. 11 èèè

(Окончание. Начало на стр. 04)

Руководитель ООО «СибЛесПром» получил в Сбербанке кредит почти на 30 млн рублей по фиктивному договору на поставку оборудования. В феврале нынешнего года возбуждено уголовное дело в отношении комбинаторов, раскинувших сети сразу на 27 городов России, где нашли 700 «желающих» участвовать в инвестировании завода по производству байкальской воды. Завод оказался виртуальным, но миллионы, попавшие в карманы мошенников, вполне реальными. Этот список заместитель начальника УЭБ и ПК Дмитрий Никифоров мог бы продолжать ещё долго.

Лукавая статистика

Статистика хищений, совершённых путём обмана, ясности при обсуждении вопроса, внесённого в повестку заседания комиссии, прямо скажем, не внесла. Из справок правоохранителей следует, что в 2016 году в Иркутской области зарегистрировано 3092 мошенничества, годом раньше их было намного больше – 3980. За тот же период наблюдается и снижение возбуждённых уголовных дел, связанных с преступлениями этого вида, – с 3245 до 2772. На два процента меньше поступило в органы дознания заявлений от граждан, ставших жертвами аферистов. Очевидно, что свою роль сыграли усилия полицейских по профилактике жульничества – сегодня и общественный транспорт, и подъезды многоэтажек оклеены листовками на эту тему. Успехи полиции региона в борьбе с мошенничеством убедительно выглядят на фоне среднероссийских показателей – в целом по стране фиксируется рост числа зарегистрированных фактов криминального обмана на 4,2%. Об этом доложил на заседании комиссии Общественной палаты начальник отдела по раскрытию преступлений против собственности областного управления уголовного розыска Николай Фонталов. Он также упомянул, что опыт подразделений органов внутренних дел Иркутской области в плане борьбы с мошенничеством министерство признало передовым и рекомендовало к распространению. Даже по самым популярным на сегодняшний день видам жульничества с использованием современных технологий – Интернета и мобильного телефона – отмечается за последний год сокращение на 30%.

Но, кроме этих радующих цифр, есть и другие. В отчётах полиции о них умалчивается. Известно, к примеру, что сокращение вала зарегистрированных преступлений, связанных с мошенничеством, не привело к повышению их раскрываемости. По утверждению первого заместителя прокурора области Александра Воронина, она «остаётся низкой и не достигает 20%». А безнаказанность способна свести на нет профилактическую деятельность правоохранителей. Трудности в раскрытии и расследовании действий обманщиков очевидны – о них ещё раз напомнили на заседании комиссии Общественной палаты докладчики от полиции. Прежде всего, жулики и их жертвы удалены друг от друга – их разделяют, как правило, тысячи километров. Интернет-ресурсы, с помощью которых лохотронщики цепляют на крючок наших земляков, зарегистрированы в других регионах – Самаре, Москве, Ростове, Челябинске и т.д. Другая проблема, как выражаются начальники подразделений полиции, «в гражданах». Одни и те же люди часто попадают в сети мошенников по два-три раза. Потом выясняется, что потерпевшие прекрасно знали об опасности, но не смогли устоять перед супервыгодным предложением либо из-за страха, что близкий родственник может попасть в тюрьму. Есть ещё один факт, досадный для борцов с мошенниками. Потерпевшие зачастую по одному и тому же случаю пишут обращения во все инстанции – от президента страны и генерального прокурора до губернатора. Делают это через Интернет, подстраховываясь на тот случай, если местная полиция не примет адекватных мер. «Все заявления возвращаются к нам, и на каждое надо дать обоснованный ответ. Это занимает много времени и отвлекает от работы по существу дела», – говорит Николай Фонталов.

Колесо крутится

Но жизнь показывает, что подобные действия потерпевших не так уж глупы. Первый заместитель прокурора Иркутской области Александр Воронин отмечает в своей справке «многочисленные факты нарушений как на стадии приёма, регистрации и рассмотрения сообщений о мошенничествах, так и при расследовании уголовных дел о таких преступлениях». Государственный советник юстиции приводит цифру, которая говорит сама за себя: в прошлом году более 400 преступных деяний аферистов было укрыто от учёта путём принятия незаконных решений об отказе в возбуждении уголовных дел. Их «выловила» прокуратура. Так что дублирование жалоб потерпевшими оказывается вовсе не лишним.

Но полицейские с таким выводом не согласились. «Мы занимаем третейскую позицию, – сказал заместитель начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Иркутской области Дмитрий Никифоров. – Пока идёт проверка, не выступаем ни на стороне заявителей, ни на стороне подозреваемых. А указания прокуратуры иногда просто невозможно выполнить – то отсутствуют необходимые документы, то нет на месте потерпевшего». Такая позиция сильно удивила эксперта Общественной палаты Сергея Куклиса, в прошлом многие годы возглавлявшего следствие в органах внутренних дел региона. Ему ли не знать, что в ходе доследственной проверки бывает трудно, а иногда вообще невозможно установить истину. Для того и возбуждают уголовное дело, чтобы с помощью следственных действий, экспертиз найти доказательства вины или невиновности подозреваемого. «Отсутствие необходимого документа, отъезд свидетеля или потерпевшего не помешают следователю дать правовую оценку ситуации в рамках возбуждённого уголовного дела. Но в Общественную палату приходит много жалоб как раз на то, что в возбуждении уголовных дел заявителям отказывают», – говорит Сергей Куклис.

Комиссию, конечно, интересовал ответ на вопрос: что за этим стоит – халатность или коррупция? Но такое исследование никто не проводил. По словам Дмитрия Никифорова, статистики о мерах в отношении сотрудников, принявших незаконные решения об отказных материалах, в главке нет. «Колесо правосудия крутится вхолостую, – высказал своё мнение председатель комиссии по правам человека, общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов Общественной палаты Анатолий Капустенский. – Волокита затягивается на годы. К работе над отказными материалами возвращаются только после вмешательства прокуратуры, порой неоднократного. Из-за этого несвоевременно фиксируются и теряются доказательства преступлений». Подтверждением правильности такого вывода стали выступления потерпевших, которые пришли на заседание комиссии специально, чтобы рассказать, как в течение нескольких лет борцы с преступностью «заматывали» уголовные дела в отношении их обидчиков.

Деньги ваши –

стали наши

В 2016 году сыщикам удалось пресечь деятельность нескольких крупных преступных организаций, промышлявших путём обмана. По словам Николая Фонталова, на долю этих криминальных групп пришлось порядка 200 доказанных эпизодов. Кстати, больше всего преступлений по статье 159 УК РФ (мошенничество) совершается в областном центре – здесь зарегистрирована половина всех афер прошлого года. Ещё 20% дали Ангарск и Братск. Реже страдают от обманщиков жители Чунского, Киренского, Нижнеудинского районов, а в Иркутске – Куйбышевского.

Справедливости ради следует отметить, что наши земляки не только «ходят в терпилах», многие и сами не прочь кинуть простачков на деньги. Уже в нынешнем году предъявлено обвинение пятерым аферистам из Усолья-Сибирского, предлагавшим в Интернете за вознаграждение оказать содействие в быстром оформлении кредитов. За четыре года членам группировки удалось совершить 72 противоправных деяния. Сотрудники полиции задержали двух 26-летних участниц межрегиональной группы, создавших в Иркутске «фейковый» магазин модной одежды. Жертвами подружек стали жители Москвы, Амурской области, Удмуртии и других регионов страны.

Раскрытия таких квалифицированных преступлений свидетельствуют не только о возросшем профессионализме сыщиков, свободно ориентирующихся теперь в сфере новейших интернет-технологий, но и об успехах ведомства в организации межрегионального взаимодействия. Тем не менее при обсуждении вопроса на заседании комиссии Общественной палаты правоохранителям пришлось выслушать множество критических замечаний. И о «недостаточной профилактической работе», доказательством чего стала, например, гибель 70 потребителей не выявленных вовремя фальсифицированных спиртных напитков (боярышника). И о «волоките при расследовании уголовных дел» – так, до сих пор не установлены виновные в обмане дольщиков ООО «Порт-Артур». И о «непринятии должных мер по возмещению причинённого ущерба» – в январе нынешнего года, как выяснилось, потерпевшим было компенсировано только 15% от установленной судом суммы. Вот и получается: полицейские видят «проблему в гражданах», которые пишут «лишние» жалобы, а пострадавшие, в свою очередь, недовольны работой правоохранительных органов. Первый заместитель прокурора Иркутской области Александр Воронин считает, что изменить ситуацию поможет прежде всего «усиление ведомственного контроля при приёме, регистрации и рассмотрении заявлений о мошенничестве». Комиссия по правам человека, общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов Общественной палаты региона находит эту меру недостаточной и настаивает на ужесточении прокурорского надзора.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры