издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Зелёные площади недостаточны»

Главная проблема Иркутска и пути её решения глазами архитекторов прошлого

Перегруженный автомобилями центр города, где сосредоточены административные здания и торговые центры. Нехватка зелени. Точечная застройка. Проблемы планировки современного Иркутска, кажется, очевидны даже непрофессиональному наблюдателю, далёкому от архитектуры. Признавая их, «Сибирский энергетик» решил изучить пути их решения, которые советские градостроители предлагали ещё несколько десятков лет назад. Этим материалом мы открываем серию очерков об Иркутске, каким он не стал.

Конференция по изучению производительных сил Иркутской области предопределила историю региона во второй половине XX века, её плодами мы пользуемся до сих пор. Но в августе 1947 года обсуждали не только создание Ангарского каскада ГЭС и гигантских заводов. Отдельная секция была посвящена населению, культуре и градостроительству.

«Рост производительных сил Иркутской области предопределят крупные работы по реконструкции, развитию и строительству населённых мест», – подчёркивал в одном из прозвучавших на ней докладов заместитель начальника Главного управления планировки и застройки городов комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР Мищенко. И тут же добавлял, что, хотя по их «планировке и застройке» область отстаёт от передовых регионов Советского Союза, «механическое перенесение» в неё градостроительной практики из европейской части страны «нежизненно».
«За счёт реконструкции существующих территорий»

Каким в таких условиях должен был стать Иркутск, существовавшая архитектурно-планировочная структура которого, по словам главного архитектора города Бориса Кербеля, сложилась стихийно? Сам Борис Михайлович исходил из расчётной численности его жителей 300 тысяч человек. При этом при расширении города сохраняются «исторически сложившиеся основы» его плана, а «сеть жилых улиц трассируется на базе существующих в увязке с основными магистралями». Последние, в свою очередь, направлены вдоль Ангары, а перпендикулярно им создаются широтные трассы.

«Основное направление развития города – рост его правобережной части на юг с образованием новых районов – Нагорного и Ангаростроя, – докладывал Кербель. – Город будет развиваться главным образом за счёт реконструкции существующих территорий, но не освоения новых». Этажность зданий, которую «следует ограничить 3-4 этажами», уменьшается от центра к периферии и от магистралей к второстепенным улицам, деревянная застройка отдаляется к окраинам, а «индивидуальное строительство размещается отдельными массивами во всех рай­онах города, кроме центрального».

Общественный транспорт, согласно этому докладу, представлен трамваями и автобусами. При этом рельсы связали бы Центральный, то есть Кировский, район не только со Сталинским, позже переименованным в Октябрьский, но и с Ленинским. А автобусные маршруты, дополняющие трамваи, проходили бы «либо параллельно линиям главных пассажиропотоков, либо в развитие радиуса действия». «Существующие зелёные площади города бессистемны и недостаточны, – указывал главный архитектор на ещё одну проблему, которой предстояло заняться. – Задача решается системой районных парков культуры и отдыха, садов, скверов и бульваров в виде зелёных колец и радиальных полос, организацией
ЦПКиО, лесопарковой зоны на периферии и озеленением внутриквартальных территорий».

«Предприятия сменят свои адреса»

Часть этих планов удалось реализовать, но реальность превзошла ожидания градостроителей: уже в 1956 году в Иркутске насчитывалось 314 тысяч жителей, а к середине шестидесятых их число перевалило за 400 тысяч. Новый главный архитектор Иркутска Виктор Шматков 19 января 1965 года писал на страницах «Восточно-Сибирской правды» о новом микрорайоне Синюшина гора и о том, что «на месте бывших бараков по 2-й Железнодорожной будут строиться благоустроенные пятиэтажные дома». В числе объектов, возведение которых планировали начать в ближайшие месяцы, упоминались кинотеатры в Свердловском районе и Лисихе, гостиница «Ангара», подходы к новому мосту через Иркут и путепровод через железную дорогу в районе Мельниково, а также троллейбусное депо в районе третьего посёлка Иркутской ГЭС и линии нового для города вида транспорта. «Будет проектироваться и строительство туристской базы с гостиницей и клубом, – завершал заметку Виктор Петрович. – Правда, участок под это строительство ещё не отведён, но, очевидно, этот комплекс украсит предмостную площадь».

Пять месяцев спустя почти целая полоса газеты была посвящена проекту генерального плана Иркутска, который разработал Центральный научно-исследовательский и проектный институт градостроительства и одобрили исполкомы городского и областного Советов депутатов трудящихся. Документ, сказано в статье, должен был определить направление строительства города на ближайшие 15 лет. Согласно ему, в Иркутске планировали создать несколько крупных промышленных узлов: Северо-Западный и Жилкинский в Ленинском районе, Мельниковский и Масложиркомбината – в Свердловском, Маратовский с включением в него завода тяжёлого машиностроения имени Куйбышева и «новый промышленный узел на территории, прилегающей к Иркутскому морю, – в Октябрьском районе».

«Промышленные предприятия в Кузьмихе, возникшие в процессе строительства гидростанции, постепенно выносятся, уступая место строящемуся научному центру Восточно-Сибирского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР, – сообщал архитектор Василий Симбирцев, за плечами которого было восстановление Сталинграда после Великой Отечественной войны. – Мелкие, расположенные в жилых кварталах предприятия со временем сменят свои адреса. Для них будут построены современные, насыщенные светом и воздухом промышленные здания».

Такая схема предполагала массовое строительство жилья, сосредоточенного вокруг промышленных центров. Генплан предусматривал, что Ново-Ленино станет одним из крупнейших жилых районов города, а новые массивы появятся в Кузьмихе, Мельникове, на Синюшиной горе и «на живописном берегу Иркутского моря». Этот замысел нашёл воплощение в Академгородке, Университетском, Первомайском и Солнечном. «В каждой группе микрорайонов предусматривается строительство центров с магазинами, кино, клубами, спортзалами и другими общественными учреждениями», – добавлял Симбирцев.

«Должен быть третий мост через Ангару»

Такой подход был вызван желанием разгрузить центр растущего города, рассредоточив часть «учреждений обслуживания». При этом общегородской торговый центр остался на старом месте – «между улицами Карла Маркса и Тимирязева, Литвинова и Чехова».

А какие-то учреждения планировалось объединить на площадках в других частях Иркутска. Так, на «изолированной от жилых районов территории» на берегу водохранилища было предусмотрено создание медицинского центра, «включающего больницы, универсальные по своему профилю». А на «первом от плотины полуострове Иркутского моря» – он отделён от Солнечного Чертугеевским заливом – должен был появиться спортивный центр города. «Здесь намечено построить стадион международного класса, плавательные и гребные станции, яхтклуб, – объяснял Василий Николаевич. – Здесь же намечено строительство института физкультуры». Частично идею реализовали. Правда, здание филиала Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма находится дальше от воды, чем планировали градостроители шестидесятых.

«От Ангарского моста до плотины ГЭС несколько километров, – продолжал Симбирцев. – Примерно на середине этого расстояния на обоих берегах Ангары создаются крупнейшие ансамбли города – культурный центр и Академгородок в окружении больших жилых массивов. Соединить напрямую эти центры, когда они будут построены, необходимо. Здесь должен быть третий мост через Ангару». Спустя 40 лет так и вышло – движение по мосту, впоследствии названному Академическим, с правого берега на левый запустили в октябре 2007 года, а в декабре 2009 года он заработал в обе стороны.
Но вместо культурного центра, который должен был «раскинуться на склоне к Ангаре» – от улицы Коммунаров до 4-й Советской, построили только здание Иркутского областного музыкального театра имени Н.М. Загурского. Хотя предполагалось, что на нескольких кварталах расположатся «оперный театр, Театр юного зрителя, Универсальный зал собраний, новый музейный комплекс, Дворец культуры профсоюзов, закрытый плавательный бассейн, закрытый каток с искусственным льдом, рестораны, кафе, широкоэкранные и панорамные кино». А к ним примкнут уже действующие здания драмтеатра и театра музкомедии, филармония и стадион «Труд». И весь культурный центр будет окружён парками.

Иркутское бульварное кольцо

«Большие работы по озеленению города придётся проводить систематически и настойчиво, – подчёркивал архитектор. – Вдвое прекраснее станет красавица Ангара, после того как её опояшет благоустроенная набережная вплоть до плотины ГЭС». В Свердловском районе её планировали сделать двухъярусной: нижний ярус тянулся бы от железнодорожного вокзала до Академгородка, а верхний «в виде широкого бульвара» прошёл бы над откосом Глазковского холма от улицы Маяковского к политехническому институту (ныне Иркутский национальный исследовательский технический университет. – «СЭ») и, «охватив зелёной полосой весь Свердловский вариант», соединился с Кайской рощей.

Был предусмотрен и «переезд» Центрального парка культуры и отдыха с «оторванной от Ангары» площадки на остров Юность. По замыслу градостроителей, он должен был слиться «с многочисленными скверами культурного центра и Нагорным парком, образуя один зелёный массив». Последний можно было расширить, озеленив склон холма, спускающегося к Подгорной улице. «Сейчас он занят одноэтажными деревянными домами, – заключал Симбирцев. – Со временем их, конечно, надо будет сносить».

Та же участь должна была постигнуть и корпуса Лисихинского кирпичного завода, который планировали перенести в другое место. Освободившийся берег Ангары с Лисихинским кладбищем соединили бы «широкие зелёные полосы». В Кировском районе и вовсе было предусмотрено создание бульварного кольца. «Оно возьмёт начало от бульвара Гагарина, пойдёт по улице Чкалова к Дому Советов, далее по Рабочей улице до улицы Декабрьских Событий, – рассказывал Василий Николаевич. – Западная сторона улицы Декабрьских Событий будет застраиваться так, чтобы вдоль неё был проложен широкий зелёный пояс бульвара до улицы Фридриха Энгельса, от которой бульвар протянется по улице Софьи Перовской к Нагорному парку и через него выйдет на Набережную Ангары».

Запланировано было и озеленение долины Ушаковки. К «прекрасному сосновому бору», что чуть поодаль предместий Марата и Рабочее, предлагали облегчить доступ иркутян, а к его опушке – проложить детскую железную дорогу. Она, к слову, в Иркутске появилась, но в другом месте – на уже упомянутом острове Юность. Часть предместья Марата, как и иные районы, намеревались опоясать бульваром, который выходил бы к Ангаре. К тому месту, где «намечено создать районный парк культуры и отдыха». Но победили другие идеи, пусть и не сформулированные в виде генерального плана.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры