издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Одни в зоне

В ожидании федеральных денег «Ворота Байкала» остались без конкурента

Турзону «Байкальская гавань» в Республике Бурятия скоро ликвидируют. А это значит, что на Байкале останется всего одна особая экономическая зона – «Ворота Байкала». Но и в её судьбе в прошлом году тоже произошли серьёзные перемены: из границ ОЭЗ был исключён участок в Большом Голоустном, а полномочия по управлению переданы на областной уровень. Почему власти Республики Бурятия решили не идти по пути преобразования турзоны, а ликвидировали её и как будет развиваться иркутская турзона, выясняла Татьяна Постникова.

10 лет вместе

Десятилетие с момента создания двух старейших турзон в стране в Минэкономразвития РФ отметили неожиданным решением. Напомним, 3 февраля 2017 года исполнилось 10 лет со дня создания особой экономической зоны (ОЭЗ) «Байкальская гавань», расположенной в Республике Бурятия. А 7 февраля эту же круглую дату празднует иркутская турзона «Ворота Байкала». Впрочем, за последний год экономический климат в обеих турзонах сильно поменялся.

В истории иркутской турзоны «Ворота Байкала» 2016 год запомнится рядом серьёзных перемен.  В августе прошлого года Минэкономразвития РФ сначала передало функции по её управлению на областной уровень, а в конце сентября исключило из её границ участок в Большом Голоустном. Причиной стало то, что на участке, с которого в 2007 году и начался проект турзоны, за 10 лет так и не появилось ни одного резидента.

Как оказалось, не стало большой неожиданностью для региона и решение о передаче полномочий по управлению турзоной на областной уровень. Как сообщили «ВСП» в пресс-службе Мин­экономразвития РФ, «передача полномочий по управлению зонами на региональный уровень была запланирована ещё в 2014 году». Причём коснулось это решение всех типов особых экономических зон в стране. «Инициатором создания ОЭЗ является субъект, и представляется обоснованным, чтобы именно он и нёс ответственность за её эффективность», – объяснила суть этого шага помощник министра экономического развития РФ Елена Лашкина.

После данного преобразования общественность больше всего беспокоили два вопроса:  сохранится ли у региона право на получение федерального финансирования на инфраструктурные проекты турзоны, а также останутся ли у потенциальных инвесторов льготы, положенные всем резидентам ОЭЗ? В региональном минэкономразвития «ВСП» сообщили, что соотношение финансирования инженерной инфраструктуры не изменится и, как и раньше, будет составлять 50% из федерального бюджета и 50% – из областного. (Правда, на данный момент ни одного такого объёкта не сдано, за время существования организаторы ОЭЗ подошли лишь к их проектированию.) Сохранится и статус земельных участков – они по-прежнему будут в федеральной собственности. Перечень налоговых льгот для резидентов ОЭЗ «Ворота Байкала» также остался прежним.

У разных ОЭЗ список льгот отличается. К примеру, резиденты ОЭЗ «Ворота Байкала» могут рассчитывать на пониженную ставку налога на прибыль  – 13,5% (на весь срок существования ОЭЗ), освобождение от налога на имущество на 10 лет и освобождение от земельного налога на 5 лет. Плюс гарантированная защита от неблагоприятных изменений в налоговом законодательстве на 49 лет. Для сравнения: у наших соседей в «Байкальской гавани» пониженная ставка налога на прибыль действовала 5 лет с момента регистрации резидента. Отличаются и сроки, на которые изначально были созданы обе турзоны: «Ворота Байкала» – на 49 лет, «Байкальская гавань» – на 20 лет.

Двое в лодке

На сайте Минэкономразвития РФ опубликована информация об эффективности обеих турзон. В ней по-разному оценивается работа по строительству туристической инфраструктуры на двух  берегах Байкала. В ОЭЗ «Ворота Байкала», ещё по данным на

1 июля 2014 года, из запланированных 11,8 млрд рублей удалось привлечь только 165 млн, а вместо 17 объектов инфраструктуры было построено ноль. Сроком окончания строительства объектов инфраструктуры тогда был обозначен 2016 год. Впрочем, и к 2016 году ситуация принципиально не поменялась. Разве что количество резидентов с двух увеличилось до шести.

В республиканскую турзону денежный поток тем временем тёк гораздо быстрее. По состоянию на 1 июля 2014 года, суммарный объём финансирования проектов «Байкальской гавани» составлял 4,1 млрд рублей, из которых 2,8 млрд рублей – средства федерального бюджета, а ещё 1,2 млрд рублей – средства бюджетов субъекта и муниципалитета. Построен на эти деньги к тому времени был 31 инфраструктурный объект. Резидентов на территории турзоны было зарегистрировано 10. Однако сами резиденты инвестировали в проекты республиканской ОЭЗ всего 105 млн рублей. То есть соотношение государственных и частных инвестиций было 1 к 0,02. Другими словами, на каждый миллион частных инвестиций, государство вкладывало 40 млн бюджетных.

В Иркутской области это соотношение оказалось принципиально иным: с момента создания ОЭЗ «Ворота Байкала» инвесторы вложили почти столько же средств, сколько и государство (соотношение – 1 к 0,8), или на 126 млн частных инвестиций приходилось 165 млн бюджетных средств. Удавалось Иркутской области, по последней оценке эффективности, обходить соседей и по ещё одному показателю – объёму налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ. Участники проекта турзоны «Ворота Байкала» к началу 2014 года выполняли этот показатель на 4% от нормы, тогда как резиденты «Байкальской гавани» имели нулевой показатель.

Кто хитрее?

К началу 2017 года обе турзоны подошли с совершенно разными показателями работы. В Бурятии к этому времени в строительство дорог, инженерных коммуникаций и обустройство береговой линии было вложено больше 5 млрд рублей, числилось 13 компаний-резидентов. Достижения Иркутской области на этом фоне выглядят куда скромнее. По данным Минэкономразвития РФ, у нас сейчас только завершаются проектно-изыскательские работы по основным объектам инженерной инфраструктуры  – электроснабжению, водоснабжению, водоотведению. Предположительно, заключение госэкспертизы по этому проекту будет готово в первом или втором квартале 2017 года. Только после того, как станет известна стоимость этих объектов, можно будет приступать к строительству. При этом вопрос финансирования строительства, по словам Елены Лашкиной, сейчас как раз прорабатывает Минэкономразвития РФ  совместно с правительством Иркутской области.

В Минэкономразвития РФ  довольно сдержанно оценивают результаты работы обеих турзон на берегах Байкала.

Иркутская область за десять лет в вопросе развития ОЭЗ до сих пор
находится на стартовых позициях

«К сожалению, в рамках развития ОЭЗ на этих двух площадках так и не появились крупные известные компании, которые бы действительно были заинтересованы в создании курортов серьёзного международного уровня, – подчеркнула Елена Лашкина. – Сейчас на площадках разрозненные мелкие проекты компаний-резидентов и отсутствие спроса на построенную за счёт средств бюджета инфраструктуру. Реальную деятельность и строительство собственных объектов ведут немногим более половины компаний-резидентов. Многие компании-резиденты не соблюдают сроки своих инвестиционных обязательств».

Эксперт туррынка Олег Данилин считает, что на фоне соседней более успешной турзоны иркутской ОЭЗ тоже есть чем гордиться. По его словам, основная причина, почему наша турзона продолжает существовать, несмотря на невыполнение большинства показателей эффективности, в том, что туризм на территории Иркутской области развивается более быстрыми темпами. «Те показатели по увеличению турпотока и количества средств размещения, которые мы должны были достигнуть с помощью проекта турзоны, региону сегодня удаётся выполнять», – говорит Данилин. Правда, уточняет, что это целиком заслуга местного турбизнеса.

Ликвидацию зоны на бурятском берегу не стоит считать республиканским провалом планов по развитию туризма, сходятся во мнении эксперты. «Скорее всего, власти Бурятии сочли, что уже получили все возможные деньги от федералов на развитие турзоны, потому и решили её ликвидировать, – считает Олег Данилин. – Но они продолжат заниматься развитием туризма вне ОЭЗ, на базе уже построенных дорог и коммуникаций. Тем более что у них есть другие возможности для получения федеральных средств».

В правительстве Республики Бурятия комментировать причины ликвидации турзоны «Байкальская гавань» отказались. Единственное, что сообщили «ВСП» в республиканской пресс-службе, что пока турзона продолжает работать.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры