«По тропе предков»
В городском выставочном центре имени Рогаля – филиале Музея истории города Иркутска открылась выставка «По тропе предков». В экспозиции – произведения мастеров и художников декоративно-прикладного искусства Усть-Ордынского национального центра художественных народных промыслов. На церемонии открытия выставки директор музея Сергей Дубровин особо подчеркнул творческую индивидуальность художников и мастеров центра, определяющих новые направления в развитии традиционного народного искусства.
Декоративные панно и гобелены из конского волоса, войлока, кожи и металла в экспозиции «По тропе предков» представлены работами Валентины Ажуновой, Екатерины и Ефима Осиповых. Гобелены из конского волоса – это особый вид народного искусства. Владея линейной перспективой, художники мастерски передают движение людей, элементы одежды, их действия, состояние и даже характер. Умелое распределение тонов от серебристо-серых до тёмно-коричневых не только поражает сдержанно-изысканной цветовой гаммой природного материала, но и придаёт изделиям особую фактурную объёмность. На вопрос, как долго могут храниться изделия из конского волоса, отвечает автор одной из самых впечатляющих работ «Белый старец» (гобелена от пола до потолка на втором этаже выставочного зала) Ефим Осипов: «Гобелены практически неподвластны времени, благодаря природному цвету волос они не теряют своего колорита многие годы и сохраняют свой первоначальный цвет и вид».
Мастера грамотно строят сложные многофигурные композиции, выражая самые разные идеи и понятия: присущие бурятскому народу сдержанность и духовное богатство, творческую фантазию и любовь к прекрасному. Талантливые художники Усть-Ордынского центра в одинаковой степени владеют и мастерством плетения гобеленов, и правдивостью изображения образа человека. Портреты улигершинов-сказителей Пеохона Петрова, Маншуда Эмегеева, Папа Тушемилова, Аполлона Тороева зрительно объёмны, детализироваы, люди находятся в состоянии динамики, изображены в разнообразных характерных позах.
В произведениях Ефима и Екатерины Осиповых активно проявляются религиозные мотивы. Традиционная религия бурят – шаманизм с его обожествлением сил природы и умерших предков – находит отражение в авторских изделиях мастеров. В работе «Шаманка» Екатерине удалось передать мягкость, женственность, реалистичность и в то же время мощную энергетику поистине скульптурного образа, захваченного ритмом древнего шаманского обряда. По признанию Ефима, появление в его жизни жены Екатерины и троих их детей было предсказано шаманом. 10 лет назад, следуя традициям бурятской семьи, он серьёзно задумался о том, что ему нужна такая жена, подруга, спутница, которая разделяла бы его творческие устремления. Обратился за помощью к шаману, и тот «увидел» будущую жену Ефима, «которая придёт к нему с Востока». Екатерина тогда оканчивала художественное училище в Улан-Удэ на отделении гобелена.
Гобелены Ефима и Екатерины Осиповых удачно дополняются творческими работами, выполненными из натурального войлока с включением конского волоса, дерева, металла, кожи, а также шёлка и парчи. При создании панно «Солнце», «Мировое древо», «Бараний рог» Екатерина часто использовала роговидный орнамент – хусын эбэр, который символизирует плодородие, богатство, изобилие и процветание. По мнению мастеров центра, бараний рог был когда-то связан с верой человека в возможность избавления от тёмных сил и играл роль оберега. Помимо яркого эмоционального воздействия зрители воспринимают заложенное в работах Екатерины таинственное символическое значение природных явлений – солнца, луны, ореола пламени, стилизованных фигур животных.
Сотрудники центра ведут постоянную научно-исследовательскую работу. Результатом исследования культуры, старинных традиций бурятского населения Прибайкалья являются не только книги, брошюры и методические пособия, но и предметы материальной культуры – изделия, создаваемые мастерами на основе изучения давних художественных традиций бурятского народа. Работа с конским волосом – одна из самых древних техник изготовления плетёных изделий. Предшественниками гобелена из конского волоса исследователи считают ковры таары, которые плели аларские, боханские и нукутские буряты. Старинные работы мастеров впечатляют изысканностью, декоративностью, разнообразием орнаментальных мотивов геометрических узоров. Интерес к изготовлению мастерами изделий из конского волоса, войлока, кожи и дерева связан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой этого материала.
Директор музея Сергей Дубровин выразил надежду на то, что в ближайшем будущем у центра появятся своя выставочная галерея, удобные просторные, специально оборудованные мастерские, в которых будут обучаться искусству предков молодые мастера. Сергей Дубровин поддержал предложение усть-ордынцев о включении в планы выставочной деятельности Музея истории Иркутска на 2017 год выставки произведений мастеров и художников центра, представляющих историческую и художественную ценность.