Скажи «франшиза» – сделай бизнес
Иркутским предпринимателям есть чем гордиться. Первая в регионе франшиза появилась девять лет назад, когда мало кто знал слово «франчайзинг». Семь лет назад у нас была создана франшиза сети ирландских пабов, которая к 2013 году стала крупнейшей в мире. Год назад в Иркутске запустили первую в России франшизу по строительству коттеджных посёлков, по которой сегодня работают даже в Москве. Обратный процесс тоже идёт: сегодня в город благодаря франшизам попадают «сколковские» разработки в виде умных роботов и чистоплотных наночастиц, а также работает фитнес-центр сети, основанной самим Арнольдом Шварценеггером. Кто и для чего создаёт, покупает и продаёт идеи для бизнеса в ходе первой Международной Байкальской ярмарки франшиз BaikalBrand-2016, выяснял «Конкурент».
Гении и роботы
– Скажи «франшиза», Робби, – студентка последнего курса ИрГУПСа Светлана пытается продемонстрировать способности робота-промоутера. Хотя его официальное имя Мегабот, Светлана зовёт его ласково Робби. На все просьбы Светланы Робби молчит, крутит головой по сторонам и деликатно улыбается своими цифровыми глазами: в отеле «Марриотт» из-за большого количества гостей «упала» сеть wi-fi – и теперь робот не может распознавать голоса окружающих и непринуждённо с ними общаться.
Робби – инновационная разработка специалистов из «Сколково». Пару лет назад московская компания «Мегабот» запустила на её основе франшизу. «Это оригинальная альтернатива обычным консультантам. В такого робота, например, можно загрузить базу всех косметических средств магазина, он ничего не забудет и подберёт всё точно по вашей просьбе. А ещё он отлично внимание привлекает», – на доступном примере описывает способности инновационной разработки девушка. Правда, пока робота чаще зовут на различные мероприятия и презентации, предварительно загрузив базу данных будущих гостей. Говорят, все остаются в восторге от устройства, похожего на героя из мультфильма «Валли», которое называет людей по имени и весело шутит.
В Иркутске Робби пока в единственном экземпляре. Его аналоги сейчас есть лишь в шести городах страны. Стоимость робота – от 600 до 800 тыс. рублей. В максимальной комплектации он может не только общаться, сообщать актуальный прогноз погоды, здороваться и ездить по помещению, но ещё и тут же распечатывает фотографии. У Светланы с Робби большие общие планы. Девушка-студентка уже сейчас возглавляет направление инновационного маркетинга в одной из иркутских компаний. По этой же теме пишет диплом. По её словам, такие роботы-промоутеры – будущее маркетинга. Защищать диплом Светлана тоже планирует вместе с Робби.
Одна из главных задач подобных ярмарок франшиз – коммуникационная. Как люди с деньгами находят людей с идеями – отдельная увлекательная история. Самые умные решили и этот процесс превратить в бизнес. Поисковый онлайн-сервис «Ньютон Финанс» работает по принципу сайта знакомств. Правда ищут друг друга тут не одинокие сердца, а настоящие и будущие предприниматели.
– Рынок капитала сейчас открытый, – объясняет представитель «Ньютон Финанс» Владислав Данилов. – Инвесторы и заёмщики буквально бегают друг за другом. Причём в регионах сегодня реализуется гораздо больше интересных проектов, чем в Москве. Поэтому мы начали с востока страны: головной офис у нас в Иркутске, работаем в Хабаровске, Владивостоке и других городах.
Цель участия в подобной ярмарке Владислав объясняет просто: «Мы здесь потому, что понимаем: здесь собрались люди, которым понадобятся инвестиции». Одобряет такой подход к делу и президент красноярской Emerson Consulting Group Дмитрий Магировский. Дмитрию 20 лет. В 16 лет он уже был миллионером, сейчас он – самый молодой в России и СНГ бизнес-консультант, соучредитель международной консалтинговой компании. Когда-то свой первый бизнес он тоже начинал по франшизе. Сейчас помогает это делать другим предпринимателям. По его словам, чтобы привлекать инвестиции в проекты, нужно о них рассказывать. А для этого часто требуется удобная интернет-площадка. «Но, если каждая компания будет формировать собственную площадку, мы просто утонем в их огромном количестве. А тут вариант некой интеграции. Так что это интересная идея», – со знанием дела говорит он.
Франшиза – это знак
– Что такое франшиза? – Дмитрий Магировский пытается максимально просто объяснить принцип работы одной из самых популярных в мире бизнес-моделей. – Это когда вы покупаете идею уже работающего бизнеса и начинаете использовать популярный бренд, а не начинать всё с нуля.
По словам Магировского, для уже работающего бизнеса франчайзинг – наиболее удобный способ расширения сети присутствия. «Открывать филиалы самим – дорого и долго. По франшизе – проще, хотя и не так доходно», – говорит он. Интересно, что первыми в Иркутской области это поняли в группе предприятий «Янта» и девять лет назад сделали первую региональную франшизу. При символической стоимости самой идеи она отлично справилась с задачами предприятия по расширению количества точек сбыта. Сегодня франшизная сеть «Янты» насчитывает 78 предприятий в шести регионах страны.
Совсем недавно повторить их успех решили в другой продуктовой сети – сельскохозяйственной компании «Белореченское». И тоже запустили франшизу. Идею бизнеса снова оценили недорого – в 10 тыс. рублей. Роялти, или сумма дохода, которую продавец франшизы намерен получать на постоянной основе от открытого по его модели бизнеса предприятия, составила скромный 1% от оборота.
Как правило, к пониманию того, что пора делать свою франшизу, компании приходят разными путями. Например, языковой школе EasySchool, чтобы начать запуск франшизы, понадобилось проработать 15 лет, туроператору «Байкалов» – 10. Правда, в обоих случаях повод задуматься о том, что пришло время двигаться в данном направлении, возникал случайно. «Знак того, что нужно делать франшизу, – это то, что за ней начинают обращаться», – рассказывает специалист по франчайзингу EasySchool Дмитрий. К моменту, когда в школе задумались о франшизе, у них уже работали филиалы в Красноярске и Улан-Удэ, затем появились школы в Киеве и Ангарске. Причём все их открыли бывшие сотрудники самой EasySchool. Правда, не по франшизе. Руководство школы решило сделать этот процесс цивилизованным, зарегистрировало свой товарный знак и запустило франшизу. «Осталось найти франчайзи», – улыбается Дмитрий.
Регистрацией своего товарного знака сейчас занимаются и в компании «Байкалов», которая тоже запускает свою франшизу. Говорят, к ней уж проявили интерес коллеги из Бурятии и даже Якутии.
Передает: http://martikus.ru/