Спасательная операция
Региональное правительство ведёт переговоры с кредиторами «Облкоммунэнерго»
ОГУЭП «Облкоммунэнерго» не имеет средств на ремонт энергообъектов и даже не может вывести свою технику на дороги. Автотранспорт не прошёл техосмотр и страхование, а водители – медосмотр. Чтобы предприятие начало подготовку к зиме, региональное правительство решило выделить ему субсидии. Но счёт компании заморожен. А письмо судебным приставам с просьбой разморозить его направили чиновники лишь в середине августа. Поэтому вопрос о финансовой помощи предприятию, поставляющему свет и тепло жителям региона, остаётся открытым.
Замминистра жилищной политики Иркутской области Сергей Малинкин на минувшей неделе признал, что ситуация в ОГУЭП «Облкоммунэнерго» – предприятии, которое отвечает за жизнеобеспечение (подаёт свет и тепло) практически двух третей территории региона, – по-прежнему остаётся «сложной и напряжённой». За 2015 год областная организация недополучила 1,2 млрд рублей прибыли, что составляет 43% от планируемой (заложенной в тарифе). В 2016 году недополучено уже 1,7 млрд – 43% от валовой выручки.
«Ситуация с «Облкоммунэнерго» характеризует в целом электросетевое хозяйство региона как находящееся в депрессии. Сегодня мы наблюдаем то же самое у крупнейшего электросетевого предприятия области – «Иркутской электросетевой компании» (ИЭСК). За 2015 год оно имеет чистый финансовый убыток более 1,2 миллиарда рублей», – заявил 22 сентября Малинкин на заседании комитета по собственности Заксобрания.
Основная причина заключается в потерях электроэнергии на ветхих сетях. Соответственно, чтобы компенсировать потерянную энергию, её приходится покупать на оптовом рынке. Но уже по рыночной, не регулируемой государством цене. И здесь рост происходит весьма значительный. Так, по прогнозам Минэконома РФ на 2015 год, рост цены за электроэнергию для потребителей, не приравненных к населению, ожидался в пределах 109%. По факту составил 141%. Таким образом, цена покупки ресурса, который «Облкоммунэнерго» приобретает на рынке у гарантирующего поставщика, обходится ему в 1,5–2 рубля за киловатт.
В итоге областное предприятие, не встроившись в современную рыночную модель, живёт сегодня в режиме оптимизации, признаются в иркутском минЖКХ. Напомним, что в ноябре 2015-го «Облкоммунэнерго» оказалось на грани банкротства. Общая кредиторская задолженность составила 1,171 млрд рублей, из них 124 млн – трудовому коллективу. Кроме того, среди кредиторов оказались налоговая, пенсионная служба. В 2012 году «Облкоммунэнерго» получило кредит от Сбербанка на 400 млн рублей, но выплачивало по кредиту только проценты.
В ноябре 2015 года новое правительство Иркутской области сменило гендиректора «Облкоммунэнерго», тогда же было обещано буквально за год исправить ситуацию. Антикризисными мерами для «Облкоммунэнерго» оказались классические в такой ситуации сокращения. Так, уменьшился, по словам Малинкина, на 22% фонд оплаты труда сотрудников: за 7 месяцев 2015 года было потрачено 531 млн, а в текущем году за аналогичный период – 414 млн рублей. Естественно, это произошло за счёт сокращения штата и заработной платы. Но сбоев по выплате зарплаты сегодня нет, уверяют чиновники.
Экономить начало областное предприятие, накопившее более миллиарда долгов, наконец, и на телефонной связи – на 44% снизились расходы. Затраты на аренду помещений удалось сократить на 79% – весь штат предприятия теперь компактно разместился в одном помещении на ул. Ширямова, 64.
Но экономика предприятия не улучшилась. Как и не исчез его статус должника. О погашении всех крупных долгов пока речь не идёт. С основным кредитором – Сбербанком – удалось договориться и продлить кредит до 2021 года. На каких условиях – Малинкин рассказывать не стал. 6 октября правительство области планирует провести ещё одну встречу с представителями банка. Достигнуто взаимопонимание, по словам чиновника, с налоговой службой, Пенсионным фондом, службой социального страхования – всем им задолжало областное предприятие.
– Правительство договаривается сейчас по снятию обременений и ограничений со счетов «Облкоммунэнерго» со Службой судебных приставов, с налоговой, чтобы его можно было полноценно финансировать из бюджета, – комментирует Малинкин.
Собственных средств на ведение деятельности у «Облкоммунэнерго» сейчас нет.
При таком раскладе в районах Иркутской области, которые обслуживает «Облкоммунэнерго» (всего 17 городов, 215 населённых пунктов, куда предприятие поставляет тепло и свет), возникли объективные опасения, пройдёт ли отопительный сезон для них успешно. Особо сложной оказалась ситуация в Усолье-Сибирском, Усть-Кутском районе. Летом «Облкоммунэнерго» не могло осуществлять ремонт и подготовку объектов энергетики, потому что на покупку даже самого элементарного материала у него просто не было средств.
«На территории Усолья-Сибирского назревает чрезвычайная ситуация. На складах предприятия отсутствуют высоковольтные соединительные муфты, кабельные вставки, опоры. Поэтому работы по подготовке к осенне-зимнему периоду 2016-2017 годов не ведутся. Имеют место случаи незаконного ограничения подачи электроэнергии в посёлке Янталь Усть-Кутского района и полного отключения в Листвянке, Тулуне», – отмечается в коллективном обращении к губернатору Сергею Левченко, поступившему от депутатов регионального Заксобрания.
Обращают депутаты в своём письме внимание и на другой малоприятный факт, связанный с внутренней деятельностью «Облкоммунэнерго»: «…Стал актуальным вопрос навязывания сотрудникам в жёсткой форме руководством ОГУЭП «Облкоммунэнерго» изменений в коллективном договоре <…> имеют место случаи увольнения сотрудников за протестные высказывания по защите своих прав, которые не желают изменений в договоре, так как данные изменения направлены на снижение зарплаты и нарушают права коллектива…»
Областные чиновники признались, что подготовка территорий сейчас ведётся с большим трудом. Вопрос по Усолью, к примеру, рассматривался даже на комиссии по предотвращению ЧС. Сейчас регион решил направлять из бюджета средства для того, чтобы «Облкоммунэнерго» начало работать в районах. «Мы вынуждены помогать при покупке соединительных муфт и железобетонных и деревянных муфт, кабеля, изолированного провода. До 1 ноября планируем всё это закупить», – говорит Малинкин. Правда, ещё предстоит договориться со Службой судебных приставов о снятии ареста со счёта ОГУЭП. В противном случае даже деньги, выделенные из казны Приангарья на первоочередные нужды для подготовки к зиме, освоить не получится. От регионального правительства письмо в ССП направлено было лишь 21 августа, решение пока не принято, сообщил 22 сентября чиновник из минЖКХ.
Между тем, гендиректор «Облкоммунэнрего» Александр Анфиногенов заверил, что в Усолье-Сибирском ведётся восстановление кабельных линий – часть материала для этого всё же удалось закупить. Но электрохозяйство в городе сильно изношено, повреждено около 100 км распределительных кабельных сетей и 30 км кабельных линий. «А мы не можем работать в полную силу: ни монтажные вышки, ни грузоподъёмные автомобильные краны не могут выходить на территории. Не пройден техосмотр автотранспорта, не оплачены полисы ОСАГО, не можем даже организовать медосмотр водителей».
Депутат ЗС Сергей Бабкин видит первопричину проблемы в том, что в прежние годы областная компания уделяла недостаточное внимание энергетическим потерям на ветхих сетях, а сегодня они пришли в полную негодность. Его коллега Геннадий Истомин заметил, что бизнес может быть прибыльным – обслуживается более миллиона потребителей. Предположил, что ситуация в «Облкоммунэнерго» – чьё-то «желание кончить и забрать этот бизнес».
На это региональные чиновники заверяют: несмотря на долги и нездоровую экономическую обстановку, предприятие они всё равно хотят сохранить и помогут ему провести отопительный сезон. И добавляют без особо оптимизма: «Подготовка к зиме под контролем. Но ситуция далека от стабильной».