«Прибыль должна работать на развитие территории»
Туристический рынок региона перестраивается на приём туристов из Китая
Около 60 тысяч китайских туристов побывали в Иркутске с начала года. По оценкам экспертов, поток гостей из Поднебесной, по сравнению с прошлыми годами, вырос более чем в 2 раза. Местных предпринимателей восточные соседи радуют устойчивым спросом на товары. В иркутских магазинах китайцы особенно активно покупают электронику, одежду (в том числе шубы), обувь, золото, мороженое и шоколад. Шопинг – это, пожалуй, основная статья расходов, деньги от которой остаются в нашем регионе. Главную часть расходов гости из Китая оставляют у себя на родине: покупают готовые туры и в нашем городе пользуются услугами преимущественно своих земляков.
В ближайшие годы туристический рынок региона должен перестроиться на приём туристов из Китая. Как отмечает начальник отдела туризма администрации Иркутска Денис Банщиков, более половины гостей, которые пользуются услугами туроператоров, приезжают из Поднебесной. Путешествовать они предпочитают большими группами по 10-20 человек. Если туристам с Запада больше интересны архитектура города, старые улицы, деревянные здания, то китайцев привлекают места, связанные с советским прошлым. Гости с Востока охотно фотографируются на фоне памятников Ленину, делают селфи с вождём.
«К нам едет, скажем так, не самый богатый турист. Мы принимаем гостей из Китая, которые зарабатывают в среднем 1,5 миллиона рублей в год в пересчёте на наши деньги. Качество турпотока у нас не самое высокое. Мы нацелены на приём более качественного туриста, однако для этого уровень инфраструктуры в городе должен существенно улучшиться», – говорит Денис Банщиков.
Есть несколько проблем, которые необходимо решить, чтобы добиться улучшения «качества туриста». Во-первых, гостям с Востока без знания русского или хотя бы английского языка сложно ориентироваться в нашем городе, им сложно заказывать еду в кафе и ресторанах, сложно делать покупки. Вместе с тем уже заметно, как рынок перестраивается под гостей из Китая: в магазинах появляются надписи, таблички на китайском языке. Администрация города выпускает карты и путеводители на китайском. К следующему туристическому сезону на справочных стендах, кроме русского и английского, появится информация на китайском языке.
Вторая проблема связана с общим уровнем инфраструктуры. Авторы уже подготовили концепцию, в которой изложили основные трудности, мешающие людям непринуждённо передвигаться по Иркутску, а также решения, позволяющие их устранить. Отдельные блоки посвящены пешеходной и транспортной навигации. Уже готов специальный шрифт, который назван «гарнитура Иркутск», это лицензионный продукт. Этим шрифтом будет нанесена информация на стендах, вывесках и табличках. Кроме того, разработаны система пиктограмм, принципы цветового оформления информационных конструкций и их внешний вид. Итогом комплексной работы станет система ориентирования, позволяющая сделать наш город понятным и удобным как для местных жителей, так и для туристов.
Главным образом, система станет значительным подспорьем для индивидуальных туристов. Поодиночке или небольшими группами по стране путешествуют гости из Европы и Америки. Типичный образ туриста с Запада – немолодой слегка небритый человек в утеплённой кофте, брюках из прочной ткани и массивных ботинках с большим рюкзаком за спиной. К главному атрибуту – рюкзаку – у него обычно подвешен каремат, свёрнутый рулоном, из бокового отделения торчит термос. Иркутск – это, как правило, не конечная точка путешествия. Едут, в основном, на поезде по Транссибирской железной дороге. Далее маршрут пролегает через Улан-Удэ в Монголию, Китай. Могут проехать до Малайзии, Филиппин и вернуться самолётом обратно на родину. В отличие от европейцев и американцев, для одиночных туристов из Китая, как правило, Иркутская область – конечная точка маршрута.
Туристы-«дикари» – основные гости офисов информационно-туристской службы Иркутска. Сюда они обращаются, чтобы узнать дорогу, бесплатно взять карты, путеводители, каталоги, заказать гостиницу или хостел. В офисе службы также можно воспользоваться бесплатным Интернетом, вай-фаем, получить консультацию и помощь.
Директор информационно-туристкой службы Роман Романов рассказал, что с начала года в офисах побывали около 9,5 тысячи туристов. Это заметно больше, чем в прошлом году, когда за помощью к сотрудникам офисов обратились около восьми тысяч гостей. Совсем недавно, в начале июня, кроме основного пункта на улице Декабрьских Событий, офис службы появился в самом центре города – на сквере имени Кирова. За три неполных месяца его услугами воспользовались 3,5 тысячи человек.
Администрация работает ещё над несколькими проектами, способными сделать наш город максимально дружелюбным для гостей. Заметно, что в Иркутске не хватает парковок для туристических автобусов. Габаритная техника создаёт пробки на улицах, автобусы подолгу «кружат» по магистралям в поисках свободного места. Это не лучшим образом отражается на имидже нашего города как места для отдыха. Поэтому в ближайших планах мэрии – создать единую систему туристических перевозок, а также реестр добросовестных перевозчиков. Эти меры позволят контролировать качество услуг.
Значительно улучшить уровень размещения туристов должны отели международных операторов гостиничного бизнеса, которые откроются в нашем городе в следующем году.
Кроме мест размещения в «высокий» сезон в Иркутске не хватает экскурсионного маршрута, которым мог бы воспользоваться как одиночный турист, без группы, так и местный житель. Власти города ведут переговоры с компанией, которая специализируется на организации экскурсионных маршрутов на комфортабельных двухэтажных автобусах. Подобные проекты работают в Казани, Санкт-Петербурге и Москве.
В таком путешествии по городу гид не предусмотрен, информация передаётся через наушники, участник экскурсии может выбрать один из нескольких языков. В автобусе используется лингафонная система, которая по навигатору отслеживает перемещение автобуса. Если есть затруднения в движении, автоматический гид даёт туристу больше информации. Если автобус двигается быстро, то звучат лишь основные данные.
«Этот проект будем обсуждать с туркомпаниями региона. Мы хотим, чтобы оператором проекта выступила местная организация на условиях частно-муниципального партнёрства. Это нужно, чтобы деньги от экскурсий оставались в городе», – говорит Денис Банщиков. Хотя проектами в области туристического бизнеса активно интересуются предприниматели из Азиатско-Тихоокеанского региона.
Интерес этот специфический. Гости из Китая стремятся создать закрытую систему, чтобы максимум денег земляков оставить в своей стране. Специалисты отмечают, что в Иркутской области регистрируется достаточно много китайских фирм, настроенных на приём земляков, работают они со своими гидами. «Проблема серьёзная. Мы её будем решать. Самое главное для города – держать контроль за развитием турпотока. Отсутствие системы грозит экономическими потерями для территории и вытеснением местных компаний с рынка», – констатирует Денис Банщиков.
Как вариант извлечения максимальной прибыли – бизнесмены из Китая находят российских партнёров, регистрируют фирму на граждан России и таким способом зарабатывают. По сути, это незаконная предпринимательская деятельность.
Существует проблема с работой гидов. Местные экскурсоводы остаются без работы, их вытесняют сотрудники из Китая. «Мы не уверены в качестве информации, которую может дать о нашем регионе китайский гид. Их подготовка, на мой взгляд, оставляет желать лучшего. Эту проблему почувствовали и в других городах, в том числе в Санкт-Петербурге и Москве. Но наш город, по сравнению с мегаполисами, небольшой, поэтому мы ощущаем давление с Востока более остро», – говорит Денис Банщиков.
Чтобы навести порядок в отрасли, администрация в первую очередь разрабатывает систему аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков. Подобные системы уже работают в Санкт-Петербурге и Нижегородской области, там специалисты проходят аккредитацию в местных информационно-туристских центрах. Опыт этих продвинутых регионов планируют использовать власти Иркутска. В состав аккредитационной комиссии в нашем городе будут включены сотрудники информационно-туристской службы, опытные экскурсоводы и представители туркомпаний. «Процедуру специалисты будут проходить в добровольном порядке. Заставить туроператоров проводить для своих гидов аккредитацию невозможно. Мы рассчитываем, что она станет элементом престижа, будет влиять на имидж компании». Ожидается, что система заработает уже к следующему туристическому сезону.
Кроме того, все инвестиционные проекты, которые предполагают участие китайской стороны, будут проходить обязательное согласование с ключевыми структурами администрации, прежде всего с комитетом экономики. Проекты должны быть выгодны не только для предпринимателей, но и для города. «Сейчас получается так: захотел построить гостиницу – купил участок и построил. В Иркутске есть схема территориального планирования, есть участки, которые будут развиваться с учётом кластерного подхода к территории. Есть якорные проекты – «Иркутские кварталы», реконструкция городских набережных. Эти места для инвесторов интересные. Но все проекты будут проходить согласование – насколько в перспективе город сможет контролировать этот проект. Прибыль от вложений должна работать на развитие нашей территории».
Денис Банщиков уверен, что ситуацией можно управлять. Власти города разрабатывают систему управления отраслью, чтобы сохранить экономический контроль над территорией. Начальник отдела туризма убеждён, что и китайская сторона заинтересована, чтобы отношения развивались в рамках правового поля на взаимовыгодных условиях.