Унесённое ветром
Более 600 жителей посёлка Онгурён больше месяца живут без полноценного электроснабжения
Четыре года назад в Онгурёне ввели в эксплуатацию уникальную в регионе комбинированную ветро-солнечную электростанцию, работающую параллельно с дизель-генератором (КВЭС), стоимостью более 40 млн рублей. С её появлением жизнь в посёлке преобразилась. Но радоваться пришлось недолго. 3 июля, по предварительной информации, после удара молнии вышло из строя оборудование станции, и вот уже больше месяца свет в домах жителей посёлка появляется по нескольку часов в день, когда заводят дизельную станцию.
Это была своего рода сенсация
Посёлок Онгурён – один из самых труднодоступных населённых пунктов на Малом море озера Байкал. Сейчас здесь постоянно проживает 630 человек. Населённый пункт изолирован от централизованного энергоснабжения и до строительства ветро-солнечной станции получал электроэнергию от дизельной станции, способной подавать электричество не более 3-4 часов в сутки. Вот и сейчас, после выхода из строя новой ветро-солнечной станции (повредилось силовое электронное оборудование), жители посёлка, словно на машине времени, вернулись назад в прошлое.
В конце 2010 года на заседании научно-экспертного совета по энергоэффективности Иркутской области (НЭСЭ) приняли решение о строительстве в посёлке электростанции на возобновляемых источниках энергии. О том, что в Ольхонском районе появится необычная электростанция, писали во всех местных СМИ. Это была своего рода сенсация.
«Сразу было ясно, что проект будет затратным и неокупаемым, однако, будучи членом экспертного совета, я голосовал за него и всегда поддерживал по нескольким причинам, – рассказал «Сибирскому энергетику» главный специалист ИСЭМ СО РАН, кандидат технических наук Владимир Головщиков, который с самого начала был представителем от НЭСЭ и ОГУЭП «Облкоммунэнерго» в этом проекте. – Первая – действительно дать электроэнергию жителям посёлка на регулярной основе, вторая – несмотря на то, Иркутская область имеет собственную избыточную базу топливно-энергетических ресурсов, пора осваивать на современном уровне «зелёную энергетику» – ветро-солнечные станции, причём не просто солнечные панели на крышах или на заправках, а именно комбинированные». Головщиков перечисляет и другие доводы: необходимость оценить реальный экономический эффект за счёт сокращения потребления топлива дизельной электростанцией. «Это существенная экономия на солярке, потому как стокиловаттный старый дизель-генератор – это высокозатратная вещь». Кроме того, взяв за основу станцию в Онгурёне, можно было тиражировать проект в других районах, изолированных от центрального электроснабжения, например, в Тофаларии, на правом берегу Братского водохранилища, северных территориях.
Уникальность установки в том, что все её системы – солнечные панели, аккумуляторные батареи, ветрогенераторы и дизельный генератор – должны были работать практически автоматически. Проект предусматривал три ветрогенератора ВРТБ (вертикальные роторные турбины Болотова. – Авт.), а также 36 блоков солнечных панелей. Была смонтирована система управления, состоящая из шести солнечных инверторов датского производства и девяти автономных инверторов производства Швейцарии. Проектом предусмотрены системы охранной сигнализации и видеонаблюдения. Электростанция была выполнена как полностью автоматизированный источник электроэнергии. В рамках проекта работы по строительству поселковых воздушных линий электропередачи 0,4–10 кВ произвело государственное унитарное энергетическое предприятие «Облкоммунэнерго». Монтажом станции занималось ЗАО «Энерпром-Электроникс». Общая стоимость строительства составила около 40 млн рублей.
Вернулись в прошлое
«С появлением новой станции наша жизнь сильно изменилась, – рассказал «СЭ» местный житель Кирилл Гаврилов. – За это время купили бытовые приборы – стиральные машины, телевизоры и холодильники. Но сейчас нам, как и раньше, дают свет на несколько часов. Холодильники не работают, и все продукты портятся, приходится питаться крупами».
Сразу после аварии состоялся совет местной Думы, где был установлен график работы дизель-генератора. Как сообщил «СЭ» генеральный директор ГУЭП «Облкоммунэнерго-Сбыт» Сергей Томских, основная причина поломки – попадание грозового разряда в распределительные электрические сети. В результате аварии из строя вышли 5 из 9 инверторов. В настоящее время идёт подготовка к проведению конкурса на закупку деталей сломавшейся электростанции, стоимость которых составляет предположительно 2,5 млн рублей. По словам Томских, сам ремонт начнётся не раньше середины сентября. Месяц уйдёт на конкурс, ещё две недели – на покупку и доставку деталей. «В ближайшее время планируется выезд специалистов на место. Проверка определит точную причину выхода из строя оборудования», – уточнил собеседник «СЭ».
Однако, по мнению главы Онгурёнского муниципального образования Сергея Хилтухеева, в своё время солнечная станция была установлена с дефектами. «Новая станция эксплуатируется несколько лет, за это время были и грозы, и молнии. Если станция сломалась по причине удара молнии, то возникает вопрос: как были установлены молниеотводы?» – говорит Сергей Хилтухеев.
Вопрос всей цепочки
Проект ветро-солнечной станции выполнила структура группы «Нитол» (в своё время предприятие рассчитывало выпускать солнечный кремний в Усолье-Сибирском. Однако в настоящий момент компания не ведёт деятельность. – Авт.). По словам Владимира Головщикова, с самого начала реализации проекта было допущено много принципиальных ошибок на разных уровнях начиная с проектно-сметной документации.
«Это вопрос всей цепочки: судя по всему, проектировщики не имели опыта на проектировании подобных установок, более того, экспертному совету предложили только один вариант проекта, без альтернатив», – заявил Головщиков.
По его словам, серьёзным недостатком стало то, что предложенный к рассмотрению проект не предусматривал синхронизацию работ ветро-солнечной части и дизельной электростанции (ДЭС). «Установки переменного тока, чтобы работали в параллель, требуют определённых технологических процессов, пришлось провести ликбез. Если бы мы не выявили этот недочёт, то оборудование сгорело бы сразу», – отметил Головщиков. Принципиальным недостатком проектно-сметной документации было то, что сам проект замкнутый и рассчитан только на ограниченную мощность – 200 кВт. «То есть в данном техническом решении его невозможно расширить и нельзя просто параллельно наращивать мощности. Если придётся удваивать нагрузку, необходимо строить вторую станцию для другой части посёлка».
Дополнительные проблемы создало неправильное комплектование ВРТБ заводом-поставщиком – некоторые детали не подходили по размеру друг другу. Более того, не удалось получить от поставщика нагрузочных характеристик ветрогенераторов, что не позволило иметь реальную информацию о возможностях ВРТБ. В дальнейшем выяснилось, что приемлемые характеристики начинаются при скорости ветра 6 метров в секунду. По словам Головщикова, само оборудование для комбинированной установки неудачно подобрано – шесть солнечных панелей оказались лишними: при ясной погоде, когда панели могут выдавать максимум энергии, электротехническое оборудование перестаёт справляться с нагрузкой.
«Не сваливайте всё на селян»
Однако, несмотря на все эти ошибки проектировщиков, Владимир Головщиков отметил, что монтажная фирма, которая занималась возведением станции, устранила практически все выявленные недостатки проекта: «Они решили проблему с неправильной поставкой оборудования, и она не сказалась на работе. Но ветряки как работали плохо, так и работают, потому что было бы лучше, если бы там ставили ветряки с меньшей начальной скоростью ветра». В итоге, когда жители получили долгожданное электричество, начался небывалый рост нагрузок, они явно превышали проектную мощность в 200 кВт, при этом при запуске ветро-солнечной станции мощность была вполовину меньше проектной – всего 100 кВт.
В 2012 году комбинированная станция была запущена. В районной администрации, тем более в посёлке, не было и не предвиделось специалиста для простейшего обслуживания оборудования станции. «На одном из совещаний Владимир Пашков (занимал должность зампреда правительства Иркутской области. – Авт.) сказал: «Вы не сваливайте всё на селян, они же не смогут её эксплуатировать», – рассказывает Головщиков. Надо было решить вопрос, однако принадлежащее региону «Облкоммунэнерго» сразу отказалось от этих функций.
По мнению Владимира Головщикова, руководство области должно было либо создать специализированную областную структуру для обслуживания не только конкретной комбинированной ветро-солнечной электростанции (КВЭС), но и ДЭС в различных регионах области. Либо обязать «Облкоммунэнерго» взять на себя обслуживание электростанции, поскольку в компании работали специалисты по вычислительной технике, релейщики, монтажники, имелся специальный транспорт.
По информации министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, ветро-солнечная электростанция, дизельная электростанция и распределительные сети 0,4-10 кВ находятся в собственности Онгурёнского муниципального образования, ГУЭП «Облкоммунэнерго-Сбыт» эксплуатирует эти объекты по договору безвозмездного пользования с 2014 года. Ранее эксплуатацией объектов энергетики занималось предприятие МУП «Подлеморье» посёлка Онгурён.
В свою очередь в «Облкоммунэнерго-Сбыте» кадровое наполнение и материальные ресурсы почти отсутствовали, считает Головщиков. «Это привело к тому, что зимой 2015 года вышла из строя часть аккумуляторных батарей. Элементарно замёрзли. И пришлось перегруппировывать остальные, существенно снизив эффективность станции», – отметил собеседник «СЭ».
Летом 2016 года ветро-солнечная станция полностью вышла из строя. По мнению Головщикова, выход из строя всей модульной станции возможен только при прямом ударе молнии в контейнерное помещение с электронным оборудованием. «Проведённое в конце июля краткое обследование оборудования не выявило внешних признаков повреждения, которые обязательно возникли бы при ударе молнии, – поясняет он. – Можно предположить, что эта авария – прямое следствие отсутствия нормального технического обслуживания. В итоге вернулись назад на четыре года».
Теперь местные жители требуют отказаться от станции и построить до посёлка ЛЭП. Расстояние от ближайшей действующей подстанции – около 80 км, требуется ЛЭП 110 киловольт для электроснабжения 120 дворов, ориентировочная стоимость которой более 120 млн рублей.
«В сложившейся ситуации необходимо проведение тщательного обследования КВЭС с учётом всей предыстории её создания (включая сооружение электрических сетей посёлка), – отмечает Владимир Головщиков, – чтобы не повторить серьёзные ошибки при реализации будущих проектов».