Взбесившееся Троеречье
Иркутск попал в осаду дождей
На прошедшей неделе стихия бесцеремонно напомнила Иркутску, что он – город не только на Ангаре-реке. Три обычно спокойные Иркут и Олха и вообще непонятно откуда берущаяся Ушаковка под влиянием проливных дождей вышли из берегов и стали топить низинные участки города сразу на нескольких направлениях. В выходные «Иркутский репортёр» предпринял небольшой рейд вдоль устья Олхи, чтобы попытаться оценить тот ущерб, который за два-три дня осадки успели нанести материальному благополучию человека и моральной уверенности в том, что именно он – венец творенья и царь природы.
Большой Заливной Луг
В выходные ситуация стабилизировалась естественным образом – дожди закончились. Люди стали выбираться на места, попавшие под воздействие стихии, и со слезами подсчитывать ущерб. Уже на выезде из Иркутска по Култукскому тракту были видны следы нанесённого ущерба – садоводства, стоящие вдоль тракта, находились под водой, дома и заборы сиротливо торчали из разлившихся Олхи и Иркута. Главной приметой этого времени стали машины, стоящие вдоль обочин пригородных дорог – все подъездные пути размыло или затопило, и люди оставляли машины на основной дороге.
Первым под удар попал Большой Луг. Дожди начались во вторник. Глава Большого Луга Серей Колесников утверждает, что от МЧС предупреждение пришло накануне, в начале недели – возможны подтопления в связи с подъёмом Иркута на полтора метра. В администрации МО собрали оперативную группу, наметили план действий, а в среду начались объезды местности, наблюдали за Олхой.
– Замеры уровня реки мы вели в течение всей прошедшей недели. Вода прибывала по семь-восемь сантиметров в день, подъём шёл стабильно. Обычно река «играет» туда-сюда по три–пять сантиметров. Резко вода стала прибывать в четверг, – рассказывает Сергей Николаевич. – Мы собрали свой КЧС, начался объезд людей, раздавали памятки, что делать – распечатали телефоны экстренных служб, рекомендовали всё убрать из подвалов. В школе № 8 был размещён ПВР, пункт временного размещения, но никто из граждан, которым предлагалась эвакуация, на неё не согласился.
– За помощью обратилась только одна бабулька. Её усадьбу вода окружила так, что она оказалась на острове. Она просила, чтобы ей привезли питьевой воды. Мы привезли ей воды, она говорит: «А теперь дайте лодку и насос…»
– Кого-то эвакуировали во время паводка?
– У нас есть в муниципальном образовании посёлок Ягодный, там живёт 85-летняя бабушка. К ней приехала родственница в гости и попала в эти дожди. Сложно понять людей – идёт дождь, вода поднимается, а они перешли к себе через ветхий мостик и оказались на той стороне потока, единственный домик. Нам помогли мужики из пожарной части, они на «Урале» проехали – там, говорят, около калитки воды было более метра глубиной. На них надели полукомбинезоны и перевели женщин через воду. Привезли на станцию Огоньки, и они уехали к родственникам в Иркутск. В Шелехов они возвращаться отказались…
В зоне подтопления Большого Луга находится 210 дворов. По предварительным подсчётам, от выхода Олхи из берегов пострадало около шестидесяти участков – только в зоне реки. Но в этом году у населённого пункта обнаружилась новая проблема – от проливного дождя вода лавиной шла со склонов сопок, и едва ли не больше обращений, чем от жителей из прибрежной зоны, было и от тех, чьи участки находились в километре от Олхи, под горой.
– Много домов было затоплено? – уточняет «Иркутский репортёр», но глава посёлка отрицательно качает головой – подтоплены в основном дворы, огороды, где-то – баньки…
– Но подвалы же затопило у многих?
– Что значит – затопило? У меня перепад от реки – шесть метров. В подвале – вода. За железной дорогой дома стоят, у них перепад с рекой – двадцать метров. В подвалах – вода. Грунтовые воды поднимаются…
Сейчас администрация составляет общую картину по нанесённому ущербу. Будет ли возмещение – вопрос сложный… В выходные уровень воды уже начал падать. Люди растерянны и напуганы. На улице Лесная, дома которой стоят на самом берегу Олхи, жители оказались в эпицентре потопа. Вспоминают, что река начала подниматься ещё во вторник вечером, в четверг с утра уже стояла во дворе.
– У нас по двору всё плавало. В подвале банки с вареньем и огурцами затопило. Вон, видите, собачью будку подняли на дрова, чтобы не утонула. Картошку в огороде залило, – рассказывает житель дома № 10 Евгений Петрович.
Отступать вода начала только в субботу. На соседней улице Айвазовского жители домов №№ 44–48 жалуются, что они пострадали от неправильного планирования – им предоставили участки на берегу Олхи, но, что и привело к катастрофе, рядом со старым руслом реки. От Олхи их раньше защищала запруда, по старому руслу шла дорога. Река разлилась, запруду прорвало, вода пошла по старому руслу – люди оказались на полуострове, с трёх сторон окружённые водой. Потом уровень поднялся на метр, и они оказались по пояс в воде. У всех в подпольях стоит вода, участки затоплены.
– У тех, кто стоит на берегу, река залила участки, у нас, кто подальше и повыше – поднялись грунтовые воды. Но в огородах вода стоит у всех. Сейчас уровень упал. Но через три дня снова обещают дождь – приезжайте, посмотрите, как опять всё поднимется, – безрадостно комментирует жительница дома № 44 Виктория Эдуардовна.
Галина Петровна, жительница дома № 48, жалуется, что затопило всё – стайки, сено, подвалы, огород, теплицы…
– Здесь была запруда, от неё шла дорога на старый конный двор. При советской власти всё переделали, сделали неправильно, и стали выдавать участки. Мы – третьи хозяева этого дома, не знали, что здесь топит. В 1972 и 2001 годах топило сильно, мы на лодках по двору плавали. В 2001 году, когда затопило, обещали материальную помощь – ничего не дали. В этот раз – страшно, как в болоте. Соседи стали мою скотину из огорода выгонять – их засасывает, как в трясину, по грудь. Мы уровень мерили, ночами не спали. Я все документы наверх убрала, лесенку притащили – думали, если что, на чердаке отсидимся!
– Но вас ведь власти накануне предупреждали, что возможны подтопления?
– Ничего никто не говорил! Даже по одному из иркутских телеканалов сказали, что критического состояния нет! А у меня козёл Яшка стоит на плоту. Мы за хлебом вчера вброд ходили!
Во дворе до сих пор стоит вода по щиколотку – деревянные доски, проложенные дорожками, хлюпают под ногами и погружаются в жидкую грязь. Козёл Яшка гордо, как капитан тонущего корабля, стоит на деревянном поддоне и непреклонно смотрит вдаль.
Из огня да в… потоп
Водораздел ситуации – и в прямом, и в переносном смысле этого слова – случился в начале прошлой недели. Это хорошо видно по сообщениям МЧС: ещё в воскресенье, 7 августа, пресс-служба регионального министерства чрезвычайных ситуаций напоминала, что «высокий и чрезвычайный классы пожарной опасности сохраняются в ряде районов Иркутской области». Сообщения в сводке МЧС о застрявших в лужах машинах уже появляются, но носят спокойный характер: «Не переплыли реку две субмарины на Южной»…
Но уже в начале рабочей недели появляются первые сообщения о прогнозе метеорологов про сильные дожди и грозы – правда, сначала они касались правил личной безопасности от природного электричества, а не от уровня воды: «Специалисты рекомендуют населению защитить свои индивидуальные дома от стихии, установив систему молниезащиты, и напоминают о правилах поведения при неблагоприятных природных явлениях, к которым относятся грозы». Ситуация быстро накаляется – в среду в главном управлении областного МСЧ создаётся штаб по контролю за гидрологической обстановкой «в связи с обильными осадками». Данные об изменении обстановки приходят от иркутского Гидрометцентра шесть раз в сутки. 10 августа МЧС со ссылкой на Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды сообщает, что 11 августа местами по области ожидаются «сильные и очень сильные дожди, ливни, продолжительные сильные дожди, грозы».
11 августа ситуация начинает выходить из-под контроля. Подразделения пожарно-спасательных частей начинают патрулировать город и оказывать помощь населению, вытаскивают застрявшие машины. Тогда же поступают первые данные о подтоплениях вокруг города – на подъездах к лагерю отдыха «Металлург» под Шелеховом затопило пути. Сразу после этого поступают данные, что вода входит во дворы и огороды в домах вдоль русла Олхи в Большом Луге. На следующий день Олха окончательно вырывается из рамок приличия – начинаются множественные подтопления в Большом Луге, Олхе, садоводствах «Дружба» и «Труд», находящихся в начале Култукского тракта, между Иркутском и Шелеховом. Появляется информация, что в областном центре Ушаковка топит район Копая.
Сотрудники МЧС сообщают, что Иркут поднялся до критического уровня, жителей садоводств убеждают уехать, но они сопротивляются до последнего. В Большом Луге работает оперативная группа, людей уговаривают покинуть дома, но соглашаются единицы – по информации МЧС, было вывезено двенадцать семей, которые пережидали стихию у родственников или в специально организованном ПВР. Позже глава Большого Луга Сергей Колесников скажет «Иркутскому репортёру», что это, скорее всего, по всему Шелеховскому району, потому что ему известно только об одной эвакуированной бабушке.
В пятницу только в Шелеховском районе работает восемь оперативных групп – по одной от МЧС и спасателей пожарного гарнизона, остальные от муниципальных образований. Работают уже пять ПВР – во Введенщине, Большом Луге, Баклашах, Олхе и самом Шелехове. Начинается массовая эвакуация из садоводств и детских лагерей. Сообщается, что из берегов вышли Иркут, Белая, Китой, Ия, Ока…
Олха под Олхой
В субботу населённый пункт Олха (не путать с рекой, давшей имя посёлку) ещё не успел окончательно избавиться от последствий паводка и придти в себя. Основная дорожная артерия улица Сибирская, зажатая между рекой и железной дорогой, до сих пор местами переливается разлившимися водами, а церковь стоит на полметра под водой. Залит пешеходный мостик. Затоплена детская площадка.
Жители наиболее пострадавшей улицы Известковая рассказывают, что затопление у них началось на день позже, чем в Большом Луге – в четверг. Перед ними, после Большого Луга, по течению Олхи, затопило Летнюю. Потом вода добралась и до одноимённого посёлка.
– Дождь шёл со вторника, в среду вода начала подниматься. Утром я встал в четверг, а у нас во дворе стоит бочка, 90 сантиметров высотой, на три уровня, по тридцать сантиметров, поделённая, чтобы налитую воду отмечать. Я посмотрел – утром вода была на половине первой отметки, то есть пятнадцать сантиметров. Я уехал на работу – часа в три жена звонит и говорит, что подвал в доме топит. Я подумал, что дождь с крыши туда попадает, говорю: «Ну, что я могу поделать, пусть топит, приеду – разберёмся».
Вечером, когда хозяин вернулся в усадьбу на Известковой, вода уже поднялась на шестьдесят сантиметров. Он замерил её по бочке, и с семи часов вечера вода стабильно поднималась.
– Мы начали собирать вещи, готовились вывозить друзей, отогнали и поставили машину на трассу. За день вода поднялась на восемьдесят сантиметров. В полдвенадцатого мы уехали – мост уже подтопило. Мы, получается, стоим на полуострове, и вода к нам шла не со стороны основного русла Олхи, а с другой стороны, – хозяин показывает в сторону сопок, под которыми стоит посёлок. – И, получается, соседний участок стоит ещё ниже, и вода сначала затопила его, потом пошла к нам. А у них участок ниже на шестьдесят сантиметров, и вода по пояс в доме стояла.
Кроме того, рассказывают олхинцы, река смогла добраться даже на другую сторону тракта – переливаясь через дорогу, она подтопила три усадьбы, стоящие у железной дороги.
– У вас много затопило?
– Ну, вот баню и это строящееся строение. В подвале вода до сих пор, придётся вскрывать полы, выкачивать и снова доски стелить…
По окончательным замерам вода на этом участке поднялась на метр десять. Хозяин показывает на себе, на прорезиненном полукомбинезоне – только что ходил на огород, воды – выше пояса, сантиметров под девяносто. Олхинцы так же, как и жители Большого Луга, настаивают, что штормовых предупреждений к ним не поступало.
– Телевизора у нас нет, но обычно приходили СМС на телефон, если зимой мороз, чтобы за город не выезжали. В этот раз ничего подобного не было, – утверждают они.
Уже в минувшее воскресенье отмечалась устойчивая тенденция к падению уровня всех взбунтовавшихся рек. Но жители затопленных под Иркутском участков с опаской ждут обещанных на середину этой недели дождей.