«Столичные» амбиции
Проектировщики из Иркутска проанализировали, какие черты делают наш город особенным
Впервые жители Иркутска могут принять участие в подготовке технического задания к генеральному плану. Генплан – документ серьёзный, его должны готовить профессионалы. Но иркутяне могут сказать, что для них важно в планировке города, какие объекты в каких местах они хотели бы видеть. В помощь им – материалы концепций пространственного развития Иркутска до 2040 года. Поработали три группы проектировщиков – из Иркутска, Москвы и Санкт-Петербурга, каждая представила своё видение городского развития. Итоговые варианты презентаций доступны на сайте администрации Иркутска на странице «Генеральный план города» во вкладке «Генплан и схемы». Жители города могут изучить ключевые позиции концепций, предложенных для обсуждения, и высказать свои соображения, какие из проектных решений специалистов им видятся наиболее подходящими для нашего города.
Работа над проектами началась по инициативе иркутской мэрии в конце прошлого года. Три группы архитекторов получили техническое задание на разработку концепции. Требовалось проанализировать нынешнюю ситуацию в городе, выявить болевые точки и наметить пути выхода из создавшегося положения. Работу выполняли авторы из институтов Генплана Москвы и территориального планирования «Урбаника» (Санкт-Петербург), а также Иркутского отделения Союза архитекторов России.
Сегодня представим на суд читателей основные мысли концепции, подготовленной иркутскими архитекторами. Как патриоты своей малой родины, наши земляки взялись выявлять признаки «столичности» Иркутска. Поскольку наш город упоминался раньше и упоминается сейчас как столица Восточной Сибири, архитекторы посчитали важным выяснить природу этого статуса.
Если сравнить Иркутск с другими крупными городами Сибири, столица Приангарья не уступает западным соседям ни по уровню международных отношений, ни по количеству культурных и исторических памятников. Дотошные исследователи сопоставили показатели. В нашем городе размещаются пять посольств: генеральные консульства Китая, Республики Корея, Монголии и Польши, почётное консульство Литвы. В то время как в Красноярске базируются всего два посольства, в Новосибирске больше – восемь.
Объектов культурного наследия в Иркутске аж 1099, в соседних «столицах» вчетверо меньше – 254 в Красноярске и 265 в Новосибирске. Зато культурная жизнь у наших конкурентов богаче – у них больше библиотек, театров и кинотеатров. В копилку Иркутска проектировщики записали наличие у нас управления ВСЖД, Восточно-Сибирского речного пароходства, международного аэропорта и крупных предприятий автомобильного и электрического транспорта. Впрочем, и у соседей транспортная инфраструктура достаточно развита, в Новосибирске есть даже метро.
Опираясь на сильные стороны нашей земли, иркутские архитекторы предлагают сделать акцент на туристическом потенциале: создавать дружелюбную городскую среду, обустраивать новые городские пространства, набережные. Кроме того, у Иркутска есть хорошие возможности, чтобы стать крупным транспортно-логистическим узлом. Но конкурировать, например, с соседним Красноярском мы сможем только в том случае, если удастся связать воедино авиационные, железнодорожные и автомобильные потоки.
Для этого запланировано строительство северного обхода города для транзитного транспорта. Чтобы крепче связать между собой две части города – правый берег и левый, авторы концепции предлагают построить несколько пешеходных мостов, сойдя с которых можно будет продолжить прогулку по набережной и примыкающим улицам.
Оперативному управлению общественным транспортом будет способствовать создание диспетчерской службы и оборудование подвижного состава системой ГЛОНАСС, а также введение электронных проездных билетов, которые будут действовать на всех маршрутах. Советуют иркутские проектировщики властям определиться с видом скоростного транспорта: это может быть система Tram-Train, которая планируется к запуску в Екатеринбурге и Красноярске. В этом случае железнодорожная инфраструктура интегрируется в пассажирские перевозки. Ещё один вариант – формирование «вылетных» линий на основе существующей трамвайной инфраструктуры. К примеру, продление трамвайной ветки до полуострова Чертугеевский.
Проектировщики сформулировали ещё несколько проектных решений: организовать в городе большие транспортно-пересадочные узлы на действующих остановках электричек, определить ключевые, особенно загруженные транспортом зоны, где будет запрещено парковаться. В то же время иркутяне предлагают наметить места для платной парковки в центре города. Проектировщики отмечают, что создание перехватывающих парковок возможно только после того, как будет упорядочена система общественного транспорта.
Весомым аргументом в пользу «столичности» мог бы стать международный центр водных ресурсов. Именно в нашем городе, рядом с Байкалом, проектировщики посчитали логичным разместить структурное подразделение ЮНЕСКО. Центр, в котором стали бы работать учёные из разных стран мира, мог бы расположиться в районе действующего аэропорта. Сам же аэропорт иркутские проектировщики рекомендуют вынести за границы города, в район села Оёк. Для размещения воздушной гавани даже подобрали конкретное место – участок между поселениями Коты, Бутырки и Бургазом. Готовы и варианты названий – «Ой-Ёх» или «Ёохор».
Кроме центра изучения водных ресурсов, на месте действующего аэропорта архитекторы предлагают разместить большой сити-центр. Там же запланировано создание «посольского» квартала, куда переедут представительства других стран в нашем городе.
В своей концепции иркутяне развивают идею, что рост и развитие мегаполиса возможны без существенного ущерба для природы. Сам город земляки решили не замыкать в границах областного центра, а расширили до тех пределов, в которых действует так называемая «суточная миграция». То есть люди утром приезжают из пригородов на работу, вечером возвращаются обратно. Таким образом, сейчас в «малую» агломерацию входит территория с населением порядка 740 тысяч человек. К 2040 году, по расчётам иркутян, количество жителей нашего города вместе с окрестностями увеличится до 1,1 миллиона человек.
В границы областного центра разработчики предлагают включить посёлки Мамоны, Дзержинск, Молодёжный и часть Ушаковского муниципального образования. Кроме того, в проекте запланированы несколько новых производственных площадок. Например, в районе села Введенщина Баклашинского района иркутские разработчики видят завод по сборке строительных конструкций. В районе бывшего военного городка в Чистых Ключах, по мнению специалистов, уместно организовать технопарк с жилыми домами. Там предложено создать поселение, в котором будут жить специалисты – как технари, так и гуманитарии. Поблизости от областного центра, в селе Мамоны, может находиться мусороперерабатывающий завод. А крупному логистическому центру, по замыслу авторов проекта, место в посёлке Вересовка Иркутского района.
В следующем номере мы продолжим знакомить читателей с концепциями пространственного развития, которые подготовили специалисты. На очереди – презентация разработки авторов из Москвы.