Остановка для льготников
Со дня на день ангарские перевозчики намерены прекратить предоставлять услуги льготникам на проезд в общественном транспорте, поскольку не имеют на это денежных средств. Пока областное правительство, задолжавшее транспортным предприятиям Ангарска более 30 млн рублей, ищет способы выплатить долг, перевозчики начинают «уходить» с маршрутов. Предприниматели утверждают, что реализуемый в городе региональным правительством «пилотный проект» подводит транспортные предприятия к банкротству.
Дошли до предела
В прошлый четверг директор транспортной компании ООО «АвтоТранс» Антон Меркурьев уведомил городской союз автотранспортников и администрацию Ангарского городского округа о том, что больше не может осуществлять перевозку пассажиров по маршруту № 28, который следует от железнодорожного вокзала до Ангарского электромеханического завода. Как и другие перевозчики, участвующие в «пилотном проекте» по внедрению электронного проездного билета, он рассчитывал на то, что региональное министерство социального развития, опеки и попечительства выплатит ему деньги по факту совершённых поездок, как было зафиксировано в «дорожной карте» проекта, сообщил он в беседе с нашим корреспондентом.
Ещё 11 марта на совещании о предоставлении субсидий министр соцразвития, опеки и попечительства региона Владимир Родионов заявил, что компенсацию за число льготных поездок, превышающих лимит в 30 поездок, транспортные предприятия могут истребовать через суд. Министр подписал протокол совещания, подтверждающий, что в случае обращения перевозчиков в суд за взысканием фактических расходов «министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выразит согласие с позицией транспортных предприятий об объёме фактически понесённых затрат по данным, предоставленным оператором УЭК, и подлежащих возмещению». Когда предприятия обратились в Арбитражный суд Иркутской области, чтобы взыскать положенные им средства, ответчик – представитель министерства соцразвития – подчеркнул, что взыскание свыше 30 поездок является необоснованным, и попросил суд отказать в удовлетворении иска. 9 августа суд встал на сторону чиновников облправительства.
Однако, по словам пресс-секретаря Ангарского городского союза автотранспортников Владимира Хмыльникова, чтобы осуществить «пилот», Антон Меркурьев и другие перевозчики обратились с протоколом, гарантирующим правительством выплату, к контрагентам по горюче-смазочным материалам (ГСМ), запчастям и аренде с просьбой предоставлять хозяйственные материалы в кредит, опираясь на то, что они являются долгосрочными партнёрами. Поставщики согласились на эти условия, учитывая, что минсоцразвития выплатит оставшуюся часть. Но после отказа региональных властей от своих письменных гарантий предприятия не получили средств, на которые они надеялись, и не смогли рассчитаться с поставщиками. В частности, ООО «АвтоТранс» министерство соцразвития задолжало около 5 млн рублей. Контрагенты, которым должны транспортные предприятия, перестали отпускать ГСМ и начали подавать иски в суд.
Директор ООО «АвтоТранс» не смог рассчитаться с поставщиками и прекратил обслуживать маршрут. «Я – банкрот», – сказал Меркурьев в разговоре с нашим корреспондентом. По просьбе мэра Ангарского городского округа Сергея Петрова осуществлять перевозки по ранее обслуживаемому ООО «АвтоТранс» маршруту стало другое предприятие – ООО «Авто Сиб». Но если раньше в рейс выходили 10 автобусов, то теперь – всего 5. Перевозчики уверены, что если в ближайшее время им не вернут заработанные деньги, их ожидает судьба ООО «АвтоТранс», а муниципалитет – остановка работы общественного транспорта.
Вынужденная «благотворительность»
В прошлую пятницу в ситуацию вмешался председатель регионального правительства Александр Битаров. Он провёл совещание, в котором участвовали руководители профильных министерств и мэр Ангарского городского округа Сергей Петров. По информации пресс-службы Ангарского городского союза автотранспортников, Битаров поручил в тот же вечер выработать экономически исполнимый механизм возмещения затрат по перевозке льготников транспортным предприятиям.
Ангарские автотранспортники ждали все выходные, но первая «весточка» от областных властей появилась лишь вечером воскресенья.
– В воскресенье одно из первых лиц правительства Приангарья позвонило мэру Ангарского городского округа Сергею Петрову и пообещало на следующий день назвать дату, когда транспортные предприятия получат свои деньги, – рассказывает Владимир Хмыльников. – В понедельник правительство области попросило отложить дату, когда будет назван срок выплат, ещё на два дня.
В понедельник союз автотранспортников стал рассылать в местные СМИ заявления, которые объясняют происходящее. «К 15 августа автотранспортные предприятия исчерпали экономические возможности исполнять гарантии правительства Иркутской области по предоставлению услуги бесплатного проезда льготным пассажирам, – пишут перевозчики (письмо имеется в распоряжении редакции). – Об этом поставлены в известность администрация Ангарского городского округа, прокурор города Ангарска, правительство Иркутской области. Мэр, администрация, депутаты Думы Ангарского городского округа на протяжении полугода использовали все доступные возможности борьбы за права ангарчан, пытаясь убедить (заставить) чиновников правительства Иркутской области исполнять свои обязательства перед льготными категориями граждан».
Если министерство отказывается от своих обязательств, а у перевозчиков больше нет денег, чтобы бесплатно возить льготников, получается, что оплачивать проезд придётся никому иному, как самому льготнику. Но уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин подчеркнул, что никто не имеет права отбирать у людей возможность пользоваться транспортом по единому социальному проездному билету, ограничивая её определённым количеством поездок.
– Министр Родионов обращался ко мне с инициативой, чтобы льготные категории граждан оплачивали пользование транспортом после 30 поездок в полном объёме, но я сказал ему, что это нужно выбросить из головы, – рассказал Валерий Лукин.
По словам Лукина, перевозчики не должны оплачивать часть поездок льготников, разумеется, если только они не занимаются благотворительностью. Он утверждает, что если министерство соцразвития продолжит отказывать автотранспортникам в выплате долгов, им нужно дальше требовать свои деньги через суд.