Бремя отдавать
«Иркутскэнергосбыту» удалось снизить годовой прирост задолженности
На 365 млн рублей снизился прирост задолженности по тепловой и электрической энергии «Иркутской энергосбытовой компании» в этом году по сравнению с 2015 годом. Это произошло благодаря эффективным методикам работы с должниками – досудебной работы, судебным искам, ограничениям потребления, реструктуризации долгов. Основной прирост долга идёт по сфере ЖКХ, в частности – по управляющим компаниям, бюджетным учреждениям, котельным.
Не доводить до отключения
«На 365 млн рублей по отношению к аналогичному периоду прошлого года снизился прирост задолженности», – сообщил заместитель директора по сбыту «Иркутской энергосбытовой компании» Юрий Тарапатин. Он подчеркнул, что это снижение стало возможным за счёт проводимой компанией системной работы с должниками.
Основной прирост долга по-прежнему даёт ЖКХ. Во-первых, управляющие компании. В Иркутске это ОАО «Северное управление ЖКС», «Западное управление ЖКС», «Южное управление ЖКС», ООО «УК Приморский», в Железногорске – ООО «УК Регион», ООО «УК Ремстройсервис», в Зиме – ООО «Энергия». Одним из самых эффективных способов ликвидации этой проблемы Юрий Тарапатин считает выход на прямые, прозрачные расчёты с населением, минуя управляющие компании.
Во-вторых, рост долга идёт по бюджетным потребителям. Сегодня прирост по этой категории составил 170 млн рублей. 360 млн приходится на котельные, находящиеся на территории Иркутской области. Около 30 млн рублей – на водоканалы.
Совокупный долг областного и местных бюджетов на 1 июля 2016 года составил около 350 млн рублей, рассказал Юрий Тарапатин. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года оплата снизилась на 5%. Наиболее проблемные города – Черемхово и Усть-Илимск, а также районы – Нижнеилимский, Чунский, Аларский, Баяндаевский, Осинский, Боханский и Эхирит-Булагатский. Заместитель директора по сбыту пояснил, что большинство районов имеют дотационный бюджет. Он не обеспечен доходами, чтобы полноценно финансировать местную инфраструктуру, поддерживать работу школ, детских садов, культурных учреждений. Районы надеются на поступление средств из областного бюджета. «Наша компания работает с муниципалитетами-должниками через судебные разбирательства, а также вводит ограничения на поставку ресурсов, – рассказал Юрий Тарапатин. – На июньской сессии ЗС были выделены средства на поддержание бюджетной сферы, их направили в муниципалитеты. И это сыграло свою роль. За июнь и июль 2016 года ресурсоснабжающая организация получила порядка 130 млн рублей от должников. Наметилась положительная тенденция, и хотелось бы, чтобы август мы закрыли на том же хорошем уровне».
По мнению Юрия Тарапатина, многое зависит от самих руководителей городов и районов. «Им необходимо формировать свои бюджеты, чтобы обеспечивать жизнедеятельность города, района, – считает Юрий Тарапатин, – а также активно работать с профильными министерствами. Вот, к примеру, есть положительный пример с городом Саянском. Активно отработало министерство финансов, и у города появился источник по погашению задолженности. .. В результате до конца августа город оплатит нам 14 млн рублей. Ещё около 3 млн рублей оплатит в начале сентября, и в сентябре все школы города будут работать нормально». Как отметил Юрий Тарапатин, компания ведёт постоянный учёт – какую сумму получил муниципалитет в рамках июньских изменений в бюджеты и на какую сумму он рассчитался с энергетиками. «С наиболее проблемными районами мы провели переговоры, и по июлю и августу они выполнили свои обязательства. К примеру, Черемхово дало обещание в ближайшее время оплатить 14 млн рублей. Усть-Илимск в августе полностью погасил свою задолженность. Все обязательства выполняет и Нижнеилимский район».
Есть муниципалитеты, которые активно рассчитываются. Без долгов работают бюджетные учреждения Братска, Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского, сообщил Юрий Тарапатин.
Неконтролируемые котельные
Одна из самых проблемных групп должников – котельные. В целом долги по этой категории плательщиков составляют 596 млн рублей, просроченная задолженность – 468 млн рублей. Из 442 котельных на полном ограничении находятся 239, на частичном – 88, 115 включены, поскольку не имеют долгов. Котельные с самыми высокими долгами работают в Нижнеилимском, Братском, Усть-Илимском районах.
Общий долг всех котельных установок по Нижнеилимскому району – 82 млн рублей, Братскому – 70 млн рублей, Усть-Илимскому – 106 млн рублей. Юрий Тарапатин отнёс к проблемным также Усть-Кутский район.
«Основная причина роста задолженности, на мой взгляд, заключается в качественном управлении предприятиями, обслуживающими оборудование, обеспечивающими жизнедеятельность посёлков, – считает Юрий Тарапатин. – Руководители предприятий должников не в полной мере обеспечивают экономическую деятельность предприятия в части тарифов, выпадающих доходов, работу с должниками – как с юридическими лицами, так и с населением. Поэтому котельные, отработав сезон, получают средства, которых хватает только на зарплату. Не проводится ни ремонтов, ни каких-то иных необходимых мероприятий. Прежнее руководство бросает предприятие, организовывает новое. И проблема не решается. За деятельностью этих предприятий нет должного контроля со стороны муниципальной власти, которая передала этим недобросовестным предприятиям оборудование в аренду. Необходим полный контроль со стороны властей, в том числе по расчётам этих арендованных котельных с ресурсоснабжающими организациями. Поэтому мы предлагаем таким предприятиям заключить с нами агентские договоры по начислению, сбору и ведению претензионно-исковой работы. Данная схема позволит не только увеличить собираемость, но и показать прозрачность расчётов».
Аналогичные вопросы возникают и по водоканалам. Наиболее проблемные объекты – это водоканалы городов Черемхова, Усолья-Сибирского. Естественно, «Иркутскэнергосбыт», как социально ориентированная компания, не допустит, чтобы из-за долгов котельных страдали добросовестные плательщики, школы, больницы. Сейчас готовятся подзаконные акты к Постановлению правительства РФ № 307. Необходимо, чтобы быстрее заработал механизм финансовых гарантий».
Говоря о добросовестных плательщиках, Юрий Тарапатин особо отметил тепличные хозяйства Иркутской области. Их совокупная дебиторская задолженность составляла около 50 млн рублей. Это предприятия сезонного потребления – зимой такие хозяйства берут достаточно много тепловой и электрической энергии. Весной-летом вся выращенная продукция уходит в продажу, и ближе к июлю тепличные хозяйства рассчитываются полностью и даже делают предоплату. Предприятия, кроме выручки, получают и субсидии минсельхоза на килограмм реализованной продукции. Это ОАО «Тепличное» в Ангарске, ЗАО «Ангара» из Усть-Илимска, АПК «Братский», ОАО «Искра». «Задолженность их сезонная, и они большие молодцы, что рассчитались по долгам», – сказал Юрий Тарапатин.
Встреча в суде
Согласно стандартам работы с дебиторской задолженностью, в компании выстроена система по претензионно-исковой работе, введению ограничений, проводится досудебная работа с неплательщиками, подчеркнул Юрий Тарапатин. «Во-первых, мы вводим ограничения по тепловой и электрической энергии, что осуществляется полностью в соответствии с законодательством, – говорит замдиректора по сбыту. – С января по июль 2016 года введено 5071 ограничение по тепловой и электрической энергии на сумму 839 млн рублей. Для сравнения, за этот же период прошлого года было 3980 ограничений на 775 млн рублей. После оплаты задолженности мы включаем объект, факт подключения в этом с лучае отдельно оплачивается». Ещё один способ воздействия на тех, кто задолжал уже серьёзно, – суд. «Иски на неплательщиков у нас подаются регулярно, – отмечает Юрий Тарапатин. – На 1 июля 2016 года на взыскании в Арбитражном суде находятся иски на общую сумму 676 млн рублей».
Третий вариант – это совместная работа энергосбыта с правоохранительными органами по возбуждению уголовных дел в отношении нерадивых руководителей.
«Ещё один механизм по работе с проблемной задолженностью – это межведомственная комиссия правительства Иркутской области, – добавил Юрий Тарапатин. – Комиссия работает на двух уровнях – на уровне правительства и непосредственно министерства жилищной политики, энергетики и транспорта. При министерстве прошло уже пять заседаний, на которые вызывались наиболее проблемные районы, где долги имеют как бюджетные потребители, так и котельные. Последнее заседание также было проведено под руководством ИО первого заместителя губернатора Иркутской области Руслана Болотова, на нём присутствовали представители всех городов и районов Иркутской области. Были заслушаны наиболее проблемные районы и города, которые отчитывались по погашению задолженности».
Компания всегда идёт навстречу
Если говорить о том, как рассчитывается население, то в длительном периоде задолженность жителей Иркутской области растёт, отмечает заместитель директора «Иркутскэнергосбыта» Андрей Харитонов.
«Электроэнергия, как вы знаете, в нашем регионе очень дешёва, поэтому задолженность населения не так велика, – пояснил он. – 97 копеек – это не те деньги, которые сильно ударяют по карману потребителя, поэтому люди платят. Однако стоит понимать, и это касается всех расчётов населения в сфере ЖКХ: долги в целом растут. Всегда есть специфический контингент, который не платит, какие бы меры к нему ни применялись. В определённые моменты у нас наблюдается снижение общей задолженности, это связано с накоплением благополучно разрешившихся судебных дел. Однако в длительном периоде задолженность населения всегда растёт. Сбытовики могут влиять только на то, чтобы эта задолженность росла не теми темпами, какие есть, либо стабилизировать её».
В работе с населением применяются практически те же методы, что и в работе с юрлицами, пояснил Андрей Харитонов. Но есть своя специфика. «Прежде всего, есть досудебные уведомительные мероприятия – задолжавшему поступает смс на телефон, звонок, приходит уведомление о задолженности обычной почтой или электронной, – рассказывает он. – Это рассчитано, как правило, на людей, которые просто забыли вовремя произвести оплату. Следующие процедуры – судебные. Когда нарастает серьёзный объём задолженности и ясно, что человек не идёт на оплату, мы судимся. В месяц мы подаём порядка 10 тысяч судебных приказов. Есть определённые критерии, по которым определяется, подпадает ли каждый конкретный случай под судебное разбирательство, практически в автоматическом режиме формируются исковые дела, всё отрабатывается с приставами. Да, это долго. Но в результате, в отдельные периоды, когда массив наработан, после него следует массовая оплата. Мы также используем все возможные способы, предусмотренные приставами, например, лишение прав, запрет вылета за границу. Есть у нас и совместный проект с приставами, так называемая система «Дорожный пристав». На дороге ставится специальная камера, фиксируется машина, её останавливают и предъявляют все долги, включая долги за энергоресурсы».
Второй способ, а именно отключение, применяется, конечно же, не только в отношении юрлиц. «Законодатель чётко установил, кого можно отключать, а кого нельзя, – говорит Андрей Харитонов. – Размер задолженности тоже определён, как и формы уведомления потребителя. Мы всегда перед отключением отправляем или смс, или уведомление на бумаге, а также электронное письмо. За июль этого года мы отключили почти 8,5 тысяч должников».
Как отмечает Андрей Харитонов, компания ведёт и большую разъяснительную работу. Законодательство, касающееся предоставления льгот по коммунальным услугам, меняется в последнее время довольно существенно. И пожилые люди, пенсионеры не понимают, что, собственно, происходит с их счетами за коммунальные услуги. Срабатывает обычное: «Я не понимаю и платить не буду». Это выливается в отключения, иски, взыскания с пенсии. Последнее новшество – изменение порядка предоставления льгот. Если раньше льгота предоставлялась на весь объём потребленной коммунальной услуги, то сейчас законодательство изменилось, и льгота предоставляется исходя из норматива потребления. А пенсионеры привыкли платить по-старому, в результате у них копится долг. Отсюда многочисленные претензии именно к компании. «Вместе с министерством соцразвития мы специально по этой проблеме провели несколько круглых столов, – говорит Андрей Харитонов. – Компания по сути не отвечает за федеральные законы, мы не должны ничего разъяснять, но вал негатива пошёл в нашу сторону, потому мы должны были взять на себя труд по информированию населения».
Андрей Харитонов особо подчеркнул, что компания лояльна к любому из должников, который готов не конфликтовать, не скрываться, а идти на сотрудничество. «У нас есть специальная программа реструктуризации задолженности, человек должен оплатить некую сумму сразу и получить рассрочку, – пояснил он. – Всё это официально оформляется. Если есть задолженность, всегда можно найти выход – оплатить частично, заключить соглашение о реструктуризации».