Послевкусие «пивных» льгот
Решение нынешней команды областного правительства идёт вразрез с мерами профилактики алкоголизма
«Пивной регион» – так сегодня можно назвать Иркутскую область, ставшую одним из лидеров по продажам этого напитка. На каждого жителя здесь приходится более 70 литров проданного пива в год. Статистика свидетельствует: в кризисный 2016 год жители Приангарья отказываются от более дорого алкоголя и тянутся за дешёвой бутылочкой пенного. На фоне такого угрожающего тренда областные власти решили поддержать пивоваренную компанию «Хайнекен». В 2016 году она освобождена от налога на имущества. Это 10 млн рублей, которые теперь не поступят в областной бюджет. Решение нынешней команды областного правительства идёт вразрез с мерами профилактики алкоголизма, которые решением президента России Владимира Путина были запущены в стране в предыдущие годы.
Пивные напитки потеснили дорогой алкоголь
Российский Роспотребнадзор опубликовал в конце июля на своём официальном сайте госдоклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в РФ». Важный федеральный документ среди прочего содержит информацию и о проблеме алкоголизма в стране. Как выясняется, в 2015 году острые отравления от спиртосодержащей продукции выше среднероссийского уровня произошли в 27 регионах. «Засветилась» в этом списке и Иркутская область – 9-е место среди 85 субъектов (в 2014 году – 6-е). Любопытно, что соседнее Забайкалье имеет лучшие позиции, чем Иркутская область.
В лидерах Иркутская область и по другим алкогольным параметрам. Продажа пива на душу населения здесь – более 70 литров в год. При этом в Забайкалье и Бурятии, судя по статистике, к пиву тянутся реже. Продажа пива там – менее 40 литров на душу населения.
Пугающая тенденция в Иркутской области, очевидно, сохранится и по итогам 2016 года. Иркутскстат поделился с нашей газетой данными о торговле пивом за прошедшие полгода. Объёмы продаж практически не изменились по сравнению с 2015-м. По словам Александры Махмутовой из отдела статистики торговли и услуг Иркутскстата, в январе 2016 года магазины и торговые точки в Приангарье продали 10 млн литров пива (продажа фактически на уровне предыдущего года). К весне любовь к пиву традиционно окрепла – продажи начали расти. В марте 2016-го продажи составили 12 млн литров (годом ранее за март продано было меньше – 10 млн). Пиковым по продажам пива в 2016 году стал июнь. Как минимум 14 млн литров пенного употребили иркутяне и жители области.
Это означает, что пиво у нас по-прежнему любят. Но, как отмечают специалисты отдела статистики, интерес сдвинулся в сторону более дешёвой продукции – напитков на основе пива.
– Люди стали покупать больше дешёвую продукцию из виноматериала и напитки, изготовленные на основе пива, – комментирует Александра Махмутова.
Так, сразу после празднования нового, 2016-го года жители Иркутской области налегли на пивные напитки – продано 870 тысяч литров против 660 тысяч в 2015-м. В марте интерес к этому виду алкогольных напитков вырос до 1 млн литров против 800 тысяч годом ранее.
«Те, кто попадают к нам на лечение, начинают с пива»
Тысячи литров выпитого алкоголя в Иркутской области имеют неприятное послевкусие. По хроническому алкоголизму Иркутская область – 16-я в стране. А среди 12 сибирских соседей – на «почётном» втором месте. И, как следствие, продолжительность жизни населения у нас одна из самых низких в стране – 80-е место среди 83 субъектов. Впереди только Тыва, Еврейский и Чукотский автономные округа.
– Проблема по заболеваемости алкоголизмом в Иркутской области сохраняется на протяжении многих лет. И это – одна из главных причин низкой продолжительности жизни, высокого уровня смертности населения, – подтверждает Геннадий Гвак, доктор медицинских наук, председатель комиссии по здравоохранению Общественной палаты Иркутской области.
Специалисты свидетельствуют, что корни этого недуга, как правило, начинаются с пивной зависимости. Особенно если речь идёт о молодёжи.
Рассказывает Игорь Ванкор, врач нарколог-психиатр, директор медицинского реабилитационного центра «Перекрёсток семи дорог»: «Те, кто попадает к нам на лечение, чаще всего начинают с употребления пива. А потом уже переходят на крепкие спиртные напитки. Этот вид напитка более доступен, объясняют сами пациенты. Кроме того, у нас среди населения по-прежнему бытует миф, что пиво существенно не влияет на здоровье. Если говорить о нашей практике, то в реабилитационный центр в этом году стало больше обращений именно по проблемам алкоголизма, тогда как раньше превалировали обращения по проблемам наркозависимости».
«В юношеском возрасте алкоголизм формируется именно вследствие регулярного приёма пива либо слабоалкогольных напитков», – подчёркивает Геннадий Гвак.
Поддержка пивовара ценою 10 миллионов
Любовь к пиву в Иркутской области, судя по всему, проявляет не только простое население, но и региональная власть. В конце 2015 года иркутский минэконом пролоббировал льготу для пивоваренной компании «Хайнекен Байкал». Предприятие освободили от уплаты налога на имущество. Это 10 млн рублей, которые «Хайнекен Байкал», пользуясь льготой, теперь в бюджет региона не перечислит. Причём надо заметить, что положение «Хайнекен» далеко не бедственное – прибыль его до налогового вычета составляет 900 млн рублей.
В правительстве Иркутской области свою лояльность к пивоварам объясняют просто – если не дать льгот, то «Хайнекен Байкал» может закрыть производство. Поэтому «пивной регион», несмотря на проблемы с наполняемостью бюджета в кризисный 2016-й год, решил сделать широкий жест – отказаться от 10 млн рублей в пользу «Хайнекен».
Чиновники областного правительства подчеркнули тогда, что это – исключительно из благих намерений:
– Мы выступаем за развитие экономики области!
Несколькими годами ранее в Иркутской области льгот для себя добился другой пивовар – крупнейшая компания «СанИнБёв». Увы, налоговая льгота не пошла на пользу экономике региона, и предприятие в 2014 году всё равно закрыло свой ангарский филиал. Но это не стало аргументом в нынешней ситуации с компанией «Хайнекен».
Неубедительно звучат для регионального минэконома и цифры статистики о ситуации с алкоголизмом, и доводы общественников.
– Я категорически против «пивного закона». Надо снижать потребление алкоголя в регионе, – рассказывает детский омбудсмен Иркутской области Светлана Семёнова. – Сегодня у нас из-за этого куча социальных проблем – неблагополучные семьи, огромное количество детей-сирот. По проведённому нами анализу, в 2013 году в Иркутской области были совершены 303 преступления несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения. И только 11 – в состоянии наркотического опьянения.
Поддерживает эту точку зрения и депутат Заксобрания Иркутской области Алексей Козюра: «Я против решения о предоставлении льгот пивоваренному предприятию. Это неуместно по этическим соображениям – нельзя давать льготу производителю алкогольных напитков, когда в регионе остро строит проблема подросткового алкоголизма».
Игорь Ванкор в пример приводит зарубежный опыт, где ситуация выглядит с точностью до наоборот – помогать стараются сами компании – производители пива, которые выделяют деньги на реабилитацию и лечение алкозависимости.
– Таким образом, заводы-производители компенсируют своё негативное влияние, заглаживают социальную вину – занимаются благотворительной деятельностью и поддерживают организации, которые связаны с профилактикой или лечением алкоголизма. В рамках действующего законодательства такие средства имеют исключительно целевое назначение. В России это направление абсолютно отсутствует – нет ни одной пивной компании в регионе, которая отчисляет деньги на решение проблем алкоголизма.
Антиалкогольный тренд упёрся в льготу «Хайнекен»
Решение правительства Иркутской области помочь пивному бизнесу идёт вразрез и с общероссийской задачей. Она обозначена в Концепции реализации госполитики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем в России:
«Одной из приоритетных задач Концепции является применение ценовых и налоговых мер для снижения доступности алкогольной продукции для населения, особенно для молодёжи», – напоминает в своём госдокладе Роспотребнадзор.
В Иркутской области налоговая политика, судя по решению освободить «Хайнекен» от выплат, направлена в первую очередь на поддержание производства алкоголя. Зато проблем доступности алкогольной продукции у населения Иркутской области не существует. По данным Иркутскстата, в регионе в 2015 году осуществляли реализацию алкогольной продукции 5657 магазинов (2012 году – 4904). То есть это одна торговая точка (магазин) на 330 человек взрослого населения.
Такая работа новой команды областного правительства, сформированой год назад после избрания губернатором Сергея Левченко, идёт вразрез с антиалкогольной политикой, которая началась в регионе и стране несколько лет назад. В 2014 году в Иркутской области была принята подпрограмма «Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами». Вышло постановление правительства Иркутской области, устанавливающее ограничения в сфере розничной продажи алкоголя.
– Эти меры показали высокую эффективность. После введения ограничительных мер отмечается снижение продаж и, соответственно, снижение потребления алкоголя. По данным Иркутскстата, общий объём продажи алкогольных напитков (включая пиво) в Иркутской области за последние 3 года снизился на 20%, – отмечает Геннадий Гвак.
Надо признать, что официально, на бумаге, областные власти, предоставившие льготы «Хайнекен», о проблеме алкоголизма в Приангарье знают и думают. Например, в недавно разработанном по поручению губернатора Сергея Левченко документе – «Стратегии соцэкономразвития Иркутской области до 2030 года» – говорится, что среди молодёжи «высок уровень социально-негативных явлений: наркомании, алкоголизма, преступности и других девиантных форм поведения». Профилактика этих явлений в Иркутской области, как заверяют власти, – «тактическая задача». Чтобы её реализовать, планируется вести «пропаганду здорового образа жизни, жизни без наркотиков, алкоголя и курения…».
Но в той же «Стратегии 2030» действующее правительство Иркутской области признаётся в отсутствии инструментов для борьбы с алкоголизмом: «…на большей части территории слабо развитая спортивная инфраструктура», «отсутствуют современные специализированные спортивные объекты и учреждения для занятий адаптивным спортом».
Иными словами, любовь к пиву в Иркутской области пока заменить нечем – другой альтернативы для проведения досуга у молодёжи, проживающей в посёлках и городах региона, просто нет.