Эксперимент над людьми
Ангарску угрожает транспортный коллапс
Остановка работы общественного транспорта грозит Ангарску, если местные перевозчики не смогут заплатить долги поставщикам топлива и запчастей. Транспортные предприятия города задолжали контрагентам, поскольку в течение полугода не получали в полном объёме областные субсидии на перевозку льготников. По заявлению транспортников, региональное министерство социального развития, опеки и попечительства не выполнило свои обязательства и не выделило деньги по факту совершённых поездок.
Отправная точка
С начала августа ангарские транспортные компании собирались прекратить перевозку льготных пассажиров из-за того, что на это не хватает их денежных ресурсов. В минувший вторник в некоторых автобусах появились объявления, что проезд льготников по проездным со 2 августа не осуществляется. Но, несмотря на такое заявление, транспортники продолжили возить льготников на обычных условиях.
– Бабушка, сидевшая рядом со мной в автобусе, хвасталась, что, судя по объявлениям, проезд льготников стал платным, а она уже несколько дней продолжает ездить на рынок по своему проездному. Видимо, водители добрые попадаются, – предположил ангарчанин Максим Кузнецов.
Ангарских водителей не упрекнёшь в отсутствии доброй воли. Они не прекращают возить льготные категории пассажиров, получая за это лишь частичную компенсацию.
– Если мы остановим перевозку льготников, они будут обвинять нас. Это приведёт к негативу, который выльется на администрацию города, хотя она не играет здесь прямой роли, – рассказал руководитель автотранспортного предприятия «ТрансТур», которое обслуживает маршрут № 9, Артём Головчун.
Девятый маршрут востребован: автобусы из 225 и 219 кварталов доставляют ангарчан в центр города и на железнодорожный вокзал. Из 580 пассажиров, которые пользуются маршрутом в течение дня, 180–240 человек – льготники. По информации Ангарского городского союза автотранспортников, в городе почти во всех автобусах 40–65% пассажиров – льготники, а на маршрутках № 11 и № 20, которые ходят до социальных рынков и магазинов, ездят более 65% льготников.
В предыдущие годы Ангарский городской округ получал едва ли не половину средств, выделенных из областного бюджета на обслуживание льготных категорий пассажиров. К примеру, в 2015 году на оплату бумажных единых социальных проездных билетов (ЕСПБ) область направила почти 324 млн рублей, из них 17 перевозчиков Ангарского городского округа получили 166,9 млн. Обоснованность такого объёма субсидий вызывала сомнения, и областные власти решили подсчитать, сколько денег на практике ангарские транспортные предприятия тратят на перевозку льготников.
В конце октября губернатор Иркутской области Сергей Левченко выразил намерение запустить в Ангарске «пилотный проект» – внедрить именные электронные билеты, по которым можно отследить реальное количество пассажиров, относящихся к льготной категории граждан. Воплотить это не составило труда, потому что в течение уже четырёх лет в большинстве ангарских автобусов установлены терминалы. Целью проекта было сделать так, чтобы перевозчик получал возмещение затрат за конкретных перевезённых пассажиров.
Но на деле проект отошёл от первоначальной задумки. Это стало отправной точкой критической ситуации, в которую теперь попали перевозчики. Таким образом, Ангарск, подаривший Иркутской области политика Сергея Левченко, стал площадкой для инициированного им же эксперимента над людьми.
Зарплата через суд
На совещании регионального правительства 3 декабря 2015 года был дан старт «пилота», разработана и утверждена «дорожная карта», согласно которой минсоцразвития Иркутской области взяло на себя обязательство оплачивать перевозчикам субсидии по фактическим поездкам. Также министерство до
1 января 2016 года должно было внести изменения в Постановление правительства Иркутской области № 521, но это не произошло.
Вместо обещанной компенсации средств за каждую поездку министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области предлагал транспортным предприятиям возмещение каждой поездки льготного пассажира до 30 перевозок. Предполагалось, что поездки, превышающее это число, будут оплачивать сами транспортники.
– Все перевозчики знают, что, по данным оператора (ОАО «Универсальная электронная карта Иркутской области» (УЭК), объём перевозки льготников – это 750 тыс. поездок в месяц. Подписать предложенное соглашение – значит привести своё предприятие к банкротству, потерять средства на выплату зарплат и попасть под уголовную ответственность, – комментирует председатель Ангарского городского союза автотранспортников, руководитель транспортного предприятия «АвтоЛайф», которое обслуживает маршрут № 10, Евгений Баженов. – Перевозчики заявили, что документ не соответствует дорожной карте, и отказались его подписывать. Администрация Ангарска попросила перевозчиков подождать, чтобы дать минсоцразвития возможность внести изменения. Мы ждали в январе и феврале. 1 марта ангарский транспорт отказался принимать участие в «пилоте», потому что за январь и февраль накопились огромные долги, а правового механизма создано не было.
Сославшись на то, что внесение изменений в постановление – процесс долгий, министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Владимир Родионов убедил перевозчиков подписать соглашение на оплату 30 и менее поездок в месяц. Они согласились на это потому, что 11 марта на совещании о предоставлении субсидий Родионов заявил, что компенсацию за число поездок, превышающих 30, транспортные предприятия могут истребовать через суд. Он подписал протокол совещания, подтверждающий, что в случае обращения перевозчиков в суд за взысканием фактических расходов «министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выразит согласие с позицией транспортных предприятий об объёме фактически понесённых затрат по данным, предоставленным УЭК, и подлежащим возмещению». Документ до сих пор хранится в союзе автотранспортников.
– Чтобы осуществить «пилот», ангарские автотранспортники обратились с протоколом, гарантирующим правительством выплату, к контрагентам по горюче-смазочным материалам (ГСМ), запчастям и аренде с просьбой предоставлять хозяйственные материалы в кредит, опираясь на то, что они являются долгосрочными партнёрами. Поставщики согласились на эти условия, учитывая, что минсоцразвития выплатит оставшуюся часть, – рассказал Баженов.
«Пилотный проект» завершился, статистика была получена. Генеральный директор АО «УЭК Иркутской области» Виктор Григоров сообщил, что среднемесячное количество граждан, пользовавшихся проездом по электронным билетам с января по июнь 2016 года, составило 19 650 человек. Этим людям было выдано около 27 тысяч персональных транспортных карт, зафиксировано 4 млн 481 тыс. поездок за полгода.
– Плюс «пилотного проекта» в том, что четырёхлетний разговор о том, что Ангарский городской округ забирает себе слишком много денег, не оправдан. «Пилот» показал, что субсидия была обоснована. Областное правительство вывело на
2 тысячи карт больше, чем до этого выдавали перевозчики, – утверждает председатель союза автотранспортников.
«Работаем, как альтруисты»
Зная эти цифры, ангарские перевозчики рассчитали положенную им компенсацию. Они умножили количество поездок на стоимость проезда – 16 рублей – и получили
71 млн 696 тысяч рублей. На пресс-конференции 22 июля Родионов сообщил, что возмещение расходов предприятиям-перевозчикам за счёт средств областного бюджета за шесть месяцев 2016 года составило 23 млн рублей, в то время как за первое полугодие 2015 года – 65 млн рублей, то есть в текущем году было выплачено на 42 млн рублей меньше, чем год назад. Также, по своим обязательствам, 17 млн рублей вернуло УЭК. То есть перевозчикам, по их подсчётам, не доплатили более 30 млн рублей.
Как задумывалось изначально, руководители транспортных предприятий стали обращаться в Арбитражный суд Иркутской области, чтобы взыскать положенные им средства. Первым это сделало транспортное предприятие «Т-Сервис». Перевозчик потребовал в судебном порядке вернуть полагающиеся ему 555 842 рубля. На заседании 27 июля ответчик – представитель министерства соцразвития – подчеркнул, что взыскание свыше 30 поездок является необоснованным, и попросил отказать в иске, потому что установлен лимит оплаты до 30 поездок. По словам юриста союза автотранспортников, первый иск был «лакмусовой бумажкой», которая помогла проверить, готово ли минсоцразвития выплачивать компенсацию предприятиям.
Если транспортники не получат денег, на которые они рассчитывали, то останутся на мели.
– Наши финансовые ресурсы сводятся к нулю из-за трудностей по оплате ГСМ, содержания транспорта, выплаты своевременной зарплаты водителям и обслуживания оборудования «пилотной программы», – делится Артём Головчун. – Затраты мы несём ежедневно, а компенсации не получаем, работаем, как альтруисты. Поездки превышают 30 штук в 1,5–2 раза.
На заседании Иркутского областного арбитражного суда 27 июля судья предложила сторонам заключить мировое соглашение. Уже 9 августа в суде представитель минсоцразвития отказался пойти на мир и выплатить перевозчикам компенсацию. Исковые требования транспортного предприятия не были удовлетворены.
Под угрозой находится не только перевозка льготных категорий граждан, но и работа всего общественного транспорта в Ангарском городском округе.
– Правительство создало на территории округа транспортный коллапс, который грозит остановкой перевозки не только льготных пассажиров, но и платных. Если суд не обяжет министерство социального развития выплатить нам долг, это приведёт к полной остановке общественного транспорта, – уверен Евгений Баженов. – Контрагенты, которым должны транспортные предприятия, перестают отпускать ГСМ и начинают подавать судебные иски. Это приведёт к банкротству практически всех транспортных предприятий Ангарского городского округа, а в транспортной отрасли более двух тысяч рабочих мест.
В надежде вернуть свои деньги перевозчики также написали письма президенту России и губернатору Иркутской области. Хотя в администрации Ангарска ситуацию комментировать отказались: оно и понятно, сложно возражать представителям структур, от решений которых финансово зависит целый город. Но перевозчики рассчитывают, что мэр города Сергей Петров на их стороне.