Путь к хакасскому углю
En+ Group запустило железную дорогу до Бейского месторождения
Бейское месторождение каменного угля, которое называют одним из самых перспективных в Хакасии и Сибири в целом, обрастает железнодорожной инфраструктурой. 26 июля 2016 года в эксплуатацию приняты промышленная станция «Углесборочная» и ветка длиной 16 км, присоединённая к действующему пути необщего пользования АО «ОВЭ», который примыкает к ОАО «РЖД» на ст. Камышта. На реализацию этого проекта En+ Logistics затратило около 500 млн рублей. При этом инфраструктура будет использоваться не только в интересах холдинга En+ Group, дочерняя структура которого владеет лицензией на освоение одного из участков месторождения, но и остальных предприятий, уже добывающих здесь уголь. Пока речь идёт о перевозке 1,5–3 млн тонн угля ежегодно, но в ближайшие годы этот объём может быть увеличен до 19 млн тонн.
«Сегодня очень значимый день, – констатирует генеральный директор En+ Group Максим Соков на пуске ключевого транспортного узла En+ Logistics. – Очень важно, что в нашей стране продолжается развитие инфраструктурных проектов и проектов в горнодобывающей отрасли». Действительно, только в прошлом году на двух участках Бейского каменноугольного месторождения, расположенного в Алтайском районе республики, добыли 5,2 млн тонн сырья. Суммарный объём добычи примечателен одним из своих слагаемых: если на долю ООО «Восточно-Бейский разрез» (дочерняя компания ОАО «СУЭК»), начавшего работать ещё в девяностые годы прошлого века, пришлось 3,2 млн тонн, то ООО «Разрез Аршановский», приступившее к разработке одноимённого лицензионного участка в феврале 2015 года, извлекло из недр 2 млн тонн угля.
В общей сложности Бейское месторождение, чьи запасы оцениваются как минимум в 3,3 млрд тонн, в прошлом году обеспечило почти треть добычи угля в Хакасии. Если брать регион в целом, то она превысила 16,97 млн тонн – на 13% больше показателя 2014 года. В ближайшие несколько лет объём добычи только вырастет. Прирост не в последнюю очередь даст дальнейшее освоение Бейского месторождения – на его «борту» проектируют три новых горнодобывающих предприятия. Среди прочих лицензией на освоение одного из лицензионных участков – Кирбинского – владеет ООО «КВСУ – Хакасия», входящее в состав En+ Group.
Другая структура холдинга, En+ Logistics, уже обеспечила месторождение транспортной инфраструктурой.
26 июля 2016 года в эксплуатацию принята первая очередь нового транспортного узла – железнодорожная станция с говорящим названием «Углесборочная» и ветка длиной 16 км до существующей сети ОАО «РЖД». Инвестиции в строительство составили более 500 млн рублей. «В феврале мы презентовали этот проект на Красноярском экономическом форуме, – рассказывает глава Республики Хакасия – председатель правительства региона Виктор Зимин. – Многие отнеслись к нему скептически, и напрасно. Всего за восемь месяцев проложена новая ветка и построена станция. Я 20 с лишним лет занимался строительством, из них 15 лет был заказчиком от Министерства путей сообщения. Возглавлял дирекцию по развитию строек Сибири и помню, сколько нам тогда, при наличии всех ресурсов и специализированных предприятий, требовалось времени на ввод новых перегонов».
Железнодорожная ветка была построена в интересах не только En+ Group, чья дочерняя структура в будущем начнёт разработку Кирбинского участка, но и всех предприятий, которые осваивают Бейское месторождение. Её появление к тому же позволит разгрузить автодорогу, по которой до настоящего времени вывозили добываемый уголь. Помимо снижения затрат на транспортировку сырья, пользующегося спросом не только в России, но и в странах Европы и Азии, это даст снижение нагрузки на окружающую среду. Грузовики, перевозящие антрацит по дорогам Хакасии, ежегодно выбрасывают в атмосферу 12,5 тыс. тонн углекислого газа. Один состав заменяет 150 автомобилей, так что транспортировка по новой железной дороге позволит снизить эмиссию на 20%, или
2,5 тыс. тонн в год. И это при том, что пока ветка не электрифицирована. «При больших объёмах перевозок будет и электротяга», – уверен Зимин.
Пока речь идёт о транспортировке 1,5–3 млн тонн угля ежегодно, но в ближайшие три года эта цифра может возрасти до 5 млн тонн. В будущем объём перевозок может увеличиться до 19 млн тонн в год, тогда как потенциально на Бейском месторождении можно ежегодно добывать до 30–35 млн тонн сырья. Чтобы его обеспечить, следующие этапы проекта по созданию транспортной инфраструктуры предусматривают укладку ещё 10 км железнодорожных путей до станций «Углесборочная» и «Бейские копи», а также строительство промышленной станции «Камышта-2» с 15 км путей, необходимых для разгрузки действующей станции «Камышта». Для их возведения потребуется ещё более
1,5 млрд рублей. В том случае, если после 2020 года нужно будет увеличить мощность транспортного узла, En+ Group рассматривает возможность участия в проекте строительства нового железнодорожного моста через Абакан с выходом на станцию «Хоных». Как сообщает «Агентство деловой информации», инвестиции в этот проект составят более 5 млрд рублей.