Экологический квест
Участники экологической смены летнего образовательного лагеря «Сердце Байкала» разработали маршруты по заповедным местам
«Вопрос, нужно ли заниматься экологией, не возникает». Таким принципом руководствуются участники экологической смены летнего образовательного лагеря «Сердце Байкала», организованного компанией En+ и фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело» уже пятый год подряд.
С самого начала лета в Ольхонском районе начал работу молодёжный образовательный лагерь «Сердце Байкала – 2016». Первой в череде трёх смен стала угольная смена, за ней последовала экологическая, участие в которой приняли более полутора сотен школьников от 14 до 17 лет. В этом году их ждала особенная программа: на встречу с ними со всех концов страны съехались представители 10 заповедников и нацпарков. Вместе с ребятами они занимались разработкой экспедиций на своей территории, чтобы сделать охраняемые природные зоны ближе для тех, кто хочет познакомиться с природой, свободной от человеческого влияния.
«Удивление, восторг и надежда» – такими словами описывают своё впечатление от пребывания на Ольхоне представители заповедников из соседнего Красноярского края.
– Такие проекты, конечно, – глобальный эксперимент, в который ты полностью погружаешься, – говорит участница проекта экологической смены, заместитель директора по экологическому просвещению, туризму и рекреации Саяно-Шушенского заповедника Альбина Скляр. – Нужно быстро включиться в процесс, ведь времени на раскачку дети не дают: соображают быстро и вопросы задают такие, что до тебя резко доходит, что перед тобой вполне взрослые люди, которые трезво рассуждают. И направление их мыслей не сводится к тому, нужно или нет обращать внимание на экологию или беречь природу, а как это сделать. Для них вопросы заключаются в том, что конкретно в их силах, как отразится их влияние и к чему оно приведёт.
На Байкале собеседница «СЭ» вместе с коллегами из десятка нацпарков со всей России провела несколько дней. Вместе с детьми они разрабатывали проекты экспедиций для того или иного заповедника. Представителям охраняемых природных территорий это дало возможность по-новому взглянуть на идеи развития познавательного туризма, который в последние годы набирает обороты. «Это новый для многих опыт – экологическая смена совместно с экспертами из заповедников проводится впервые, – рассказывает об эксперименте пресс-секретарь государственного природного заповедника «Хакасский» Ульяна Потылицына. – Долго было непонятно, «пойдёт» или нет такой формат в рамках образовательного лагеря. Суть в том, что мы вместе с детьми разрабатывали концепции ознакомительных поездок в каждый нацпарк начиная от вопросов размещения и заканчивая образовательной программой. Они занимались построением логистики, существующими особенностями, программой каждого дня экспедиции».
Несмотря на сжатые сроки работы, существует вероятность того, что наработки школьников найдут отражение в реальных проектах по развитию познавательного туризма. Учитывая, что будущий 2017 год объявлен годом особо охраняемых природных территорий (и приурочен к празднованию 100-летия создания первого в России государственного природного заповедника – Баргузинского), заботе о них будет уделено особое внимание:
– Давно уже сформирован комитет по подготовке к будущим празднованиям, – отмечает Альбина Скляр. – Ведётся большая работа, в которой у каждого нацпарка и заповедника своя роль: везде будут проводиться свои мероприятия, а также мы ждём, что у нас будет целый ряд общих проектов – выставки, совещания, конгрессы.
Впрочем, вопросам развития особо охраняемых территорий стали уделять внимание и до наступления юбилейных дат. Уже несколько лет с ними работает образовательная программа «Школа нового поколения», поддерживаемая благотворительным фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело». При участии общеобразовательных школ ежегодно на территории целого ряда заповедников организуют летние смены.
– Так школьники могут погрузиться в заповедное дело, – говорит Ульяна Потылицына. – Ежегодно для таких образовательных групп разрабатывается своя ознакомительная программа, когда в форме квестов и игр дети вовлекаются в работу и получают представления об особенностях той или иной природной территории.
Особенность такого формата в том, что подростки не получают всю информацию от сотрудников заповедников, а должны накопить знания сами: «Мы не стараемся им забросить всё сразу, чтобы они долго «переваривали» материал, – поясняет Альбина Скляр. – Становясь участниками школ и экспедиций, они имеют возможность самостоятельно узнать что-то не только за счёт теоретических заданий, но и на практике: расставляют фото-ловушки, используют приборы вроде дальномера. Это очень хорошая база для формирования экологического сознания».
В первые годы запуска этого образовательного проекта участниками экспедиций по заповедникам становились в основном дети, чьи родители так или иначе связаны с экологией. Однако теперь в их компанию добавились победители олимпиад, а также будущие экологи и инженеры, ведь «работая на предприятиях, невозможно не думать об окружающей среде».
Больше узнать о российских нацпарках сейчас могут не только одарённые школьники, но и все желающие. Не так давно на федеральном уровне выпущена программа развития познавательного туризма до 2030 года. При существовании в заповеднике программы развития этой отрасли государство готово её финансировать.
– Познавательный туризм становится важной составляющей работы охраняемых природных территорий помимо вопросов самой охраны, научных исследований, а также эколого-просветительской деятельности, – рассказывает Ульяна Потылицына. – В своё время у этого направления было много противников. Есть территории в каждом заповеднике, куда нельзя запускать человека, но также есть зоны, где можно построить грамотный туризм, чтобы показать их человеку.
Одним из примеров успешного проекта по развитию познавательного туризма можно считать Байкальскую экологическую тропу, а также сеть визит-центров, выстроенных на территории Хакасского государственного заповедника.
– Наша задача не просто запустить туристов на территорию нацпарков, но дать и им интересную программу, – говорит представительница Саяно-Шушенского заповедника Альбина Скляр. – Проблема в том, что разные заповедники обладают разным уровнем возможностей. Это отражается и на образовательных программах. Ведь у той же компании En+, которая с нами сотрудничает в этом направлении, очень высокие требования. Детям нужно обеспечить не только информационную программу, но и логистику, питание, проживание. Далеко не везде такая возможность есть.