Сопрано широкого диапазона
К 100-летию со дня рождения солистки Всесоюзного радио Веры Львовой
Исполнилось 100 лет со дня рождения яркой вокалистки, солистки Всесоюзного радиокомитета Веры Львовой, являющейся уроженкой Иркутска. Она оставила не такое уж большое звуковое наследие. Тем не менее имеющиеся записи позволяют судить о том, что это была одарённая певица, обладающая творческой самобытностью и хорошей вокальной школой, полученной благодаря занятиям с небезызвестной Ксенией Дорлиак.
К сожалению, сегодня имя Веры Александровны Львовой вспоминают крайне редко. Однако разнообразные материалы, обнаруженные автором этой публикации в государственных и частных собраниях, свидетельствуют о незаурядной творческой биографии этой певицы, представительницы известнейшего в нашем городе семейства.
Будущая вокалистка была младшим ребёнком в семье известного иркутского учёного – профессора Александра Владимировича Львова. Имя этого геолога стало подлинной легендой. Благодаря исследовательской, педагогической и общественной деятельности Львов был одной из ярчайших фигур дореволюционного Иркутска. В молодости он учился на естественном отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, откуда был отчислен за революционную деятельность, а затем сослан в село Тунка Иркутской губернии. Уже в этом небольшом селе учёный вёл активную исследовательскую работу. А в скором времени стал участником геологических экспедиций, создававшихся для проведения исследований местности в районе, где намечалось строительство Кругобайкальской железной дороги.
После окончания срока ссылки Львов отбыл в Екатеринбург. Однако в 1907 году он возвратился в наш регион и поселился в Иркутске. Здесь Александр Львов продолжал интенсивную научно-исследовательскую деятельность, участвовал в различных экспедициях. С 1919 года его жизнь была связана с Иркутским государственным университетом, где учёный длительное время заведовал кафедрой геологии и минералогии. Преподавал Львов и в других учебных заведениях. Например, недавно увидели свет мемуары Александры Березиной «Иркутск моей юности», где описана ещё одна страница педагогической деятельности этого человека. В книге рассказывается, как в период Гражданской войны Львов преподавал на Иркутских общедоступных курсах и был одним из самых авторитетных педагогов. Автор книги выводит живой портрет Львова как яркого преподавателя, обладавшего широчайшими знаниями и живым языком. Березина отмечает, что учёный мог отпускать ядрёные шуточки. В последние годы жизни Львов сотрудничал и с Иркутским мединститутом. Также он выступал с популярными лекциями перед самыми разными группами слушателей.
Пожалуй, нельзя понять истоки творческой биографии Веры Львовой, если не знать о том, что её отец был разносторонним человеком. В часы досуга он писал стихи, которые были изданы в 1999 году стараниями его старшей дочери – Нины Львовой, которая, подобно отцу, достигла больших успехов в геологии. Помимо поэтических опытов Александра Владимировича важно отметить его музыкальный вкус: в доме было много пластинок с разнообразными классическими произведениями. Они сохранились до наших дней. Среди произведений, записанных на этих пластинках, можно встретить дуэт из оперы «Трубадур» Верди, «Легенду с колокольчиками» из оперы «Лакмэ» Делиба, арию Ленского и романсы Чайковского, романс «Ночь» Рубинштейна и другие замечательные творения русских и зарубежных классиков. Вот с этими вещами и были, вероятнее всего, связаны первые музыкальные впечатления маленькой Веры.
Из воспоминаний, оставленных Ниной Львовой, узнаём, что первые музыкальные занятия её младшей сестры проходили под руководством соседа – учителя пения Мусина. Но по-настоящему судьбоносным моментом можно считать тот день, когда девочка начала обучаться игре на фортепиано у легендарной Евгении Городецкой, воспитавшей плеяду музыкальных деятелей, которые оставили след в музыкальной культуре не только Иркутска, но и страны в целом.
Хорошо известен тот факт, что Городецкая, будучи пианисткой и блестящим педагогом по классу фортепиано в ряде учебных заведений нашего города, обладала также широкими познаниями в области различных типов исполнительства. Это позволяло ей оказывать помощь не только начинающим пианистам, но, например, и начинающим певцам. Наиболее хорошо известен пример Надежды Казанцевой, ставшей затем известной вокалисткой, народной артисткой РСФСР. Вот и в случае с Верой Львовой именно Городецкая впервые оценила вокальные данные девушки и наряду с уроками фортепианной игры стала по мере возможностей заниматься с ней вокалом.
И вот молодая Вера, обладавшая не только вокальными данными, но и приятной внешностью, начинает выступать перед небольшими группами слушателей. Правда, в этот период она исполняла репертуар меццо-сопрано, хотя впоследствии было установлено, что Львова обладает сопрано широкого диапазона. Примечательно, что впервые такое предположение было высказано женой известного иркутского геолога Бориса Степанова.
Событием огромной значимости для начинающей вокалистки стало то, что она была принята в состав хора Восточно-Сибирского радиокомитета. Этот профессиональный коллектив за период своего существования подготовил немало ярких работ. Особенной вехой творческого пути хора стал 1935 год, когда его возглавил многогранный иркутский музыкант Василий Патрушев. Замечу, что в книге Ирины Харкеевич приведена ошибочная информация о времени возникновения коллектива и о том, что Патрушев руководил им с момента создания. Но всё же именно этот одарённый хормейстер сумел в кратчайшие сроки добиться того, что хор окреп и «мог быть предметом гордости любой творческой организации», как выразился впоследствии один из критиков.
Вера Львова пришла в хор через несколько месяцев после того, как его возглавил Патрушев. В приказах по радиокомитету за 1935 год находим информацию о том, что сначала девушка проходила испытательный срок в качестве «ученицы хора», а с 7 октября стала работать в основном составе. Причём инициалов в приказах нет: сообщается лишь о «хористке Львовой». Но фотография коллектива подтверждает, что в хоре пела именно она, известная впоследствии певица.
Несмотря на то что в хоре радиокомитета Вера Львова прошла хорошую школу, велико было желание получить полноценное вокальное образование. С этой целью девушка отправилась в Москву, где поступила в училище имени Гнесиных. Здесь она занималась параллельно на вокальном и фортепианном отделениях. Через некоторое время Львова покинула училище, но не потому, что учиться было тяжело. Просто ей в училище не нравилось. Кроме того, она почувствовала, что в состоянии поступить в консерваторию. И она действительно стала студенткой вокального отделения Московской консерватории, причём попала в класс известного педагога Ксении Дорлиак (матери известной впоследствии вокалистки Нины Дорлиак).
Надо сказать, что до этого не только иркутские, но и столичные педагоги долго не могли точно установить тип голоса певицы, поскольку её вокальные возможности были достаточно велики. И только Ксения Дорлиак окончательно определила, что Львова обладает сопрано широкого диапазона. В консерватории молодая вокалистка проявляла себя очень успешно, хотя документы архива семьи Львовых показывают, что в её обучении был некоторый перерыв. По воспоминаниям Нины Львовой, её сестра была именной стипендиаткой, а Дорлиак очень ценила свою ученицу. К сожалению, из-за преждевременной смерти своей наставницы Львова была вынуждена последний год обучения в консерватории заниматься с другим преподавателем.
В 1946 году Вера Львова с отличием окончила консерваторию. Ей было предложено поступить в аспирантуру, но она отказалась. Вокальная карьера привлекала значительно больше, чем научно-исследовательская деятельность. И вот Львова стала солисткой Всесоюзного радиокомитета.
В довоенные, военные и первые послевоенные годы радио играло огромную роль в жизни наших соотечественников. Его слушали миллионы советских граждан, оно оказывало большое воздействие на их музыкальный вкус благодаря тому, что в эфире появлялось немалое количество образцов симфонической, хоровой, камерно-вокальной и камерно-инструментальной музыки. Даже эстрадные номера, звучавшие в эфире Всесоюзного радио, в этот период отличались изяществом оркестровки и высоким качеством исполнения. При радиокомитете существовали большие музыкальные штаты. В частности, работала обширная группа певцов-солистов. Среди них выделялись своим вокальным мастерством такие исполнители, как Зара Долуханова, Надежда Казанцева (наша землячка, пришедшая на Всесоюзное радио ещё в 1935 году), Нина Поставничева, Людмила Легостаева, Наталья Рождественская, Александра Яковенко, Владимир Захаров, Константин Поляев… В широких массах были популярны такие певцы радиокомитета, как Владимир Бунчиков, Владимир Нечаев и Георгий Абрамов, специализировавшиеся, в первую очередь, в жанре советской песни. Однако наряду с этим Бунчиков и Абрамов принимали участие в исполнении опер и оперетт, готовившихся для эфира и записи на Всесоюзном радио. Имена многих певцов, названных выше, хорошо известны меломанам и людям старшего поколения.
Таким образом, Вере Львовой довелось оказаться в интереснейшей творческой среде. Со многими из названных выше певцов завязалось живое сотрудничество. Репертуар певицы был обширен. Об этом свидетельствует тематическое разнообразие записей певицы, дошедших до наших дней. По данным записям можно сделать вывод, что, в первую очередь, Львова проявила себя как вокалистка камерного плана. По воспоминаниям людей, знавших певицу, она действительно особенно успешно исполняла камерные сочинения русских и зарубежных авторов. Ею были записаны романсы Булахова, Римского-Корсакова, Чайковского, Аренского, Гречанинова, а также ряд творений Моцарта, Гайдна, Шоссона и других авторов. Исполнялись певицей и произведения советских авторов. Кроме того, остались записи ряда опер и оперетт с участием Львовой. В их числе, например, оперы «Дон-Жуан» Моцарта и «Королева мая» Штрауса.
В отличие от многих своих коллег, на концертных площадках Львова выступала относительно мало. Кроме того, она имела достаточно слабое здоровье. Коллегам она запомнилась как добрый и отзывчивый человек. Вот какими воспоминаниями о певице поделился во время телефонного разговора с автором данной статьи народный артист России Сергей Яковенко, в 1961–1972 годах являвшийся солистом Всесоюзного радио: «Мы работали на радио. Она постарше меня. Но вместе участвовали в концертах и постановках опер. Очень хорошее сопрано и человек, надо сказать, интеллигентный, очень приятный. И с ней было очень хорошо общаться. Настоящая культура у неё была: и человеческая, и музыкальная». В дополнение можно сказать, что в воспоминаниях родных певица осталась как мягкий и мечтательный человек.
В 1964–1969 годах Вера Львова преподавала в ГИТИСе. По некоторым сведениям, в числе её учеников был и Лев Лещенко, уже в скором времени завоевавший широкую известность. Кроме того, певица работала с коллективами художественной самодеятельности. К сожалению, скончалась она достаточно рано – 20 июля 1978 года. Как считала её сестра Нина Львова, причиной смерти стало неправильное лечение.
Уже было отмечено, что сестра певицы Нина Александровна Львова стала известным в Иркутске геологом и долгие годы проработала в Иркутском политехническом институте. Выйдя на пенсию, она приложила немало сил для сохранения творческого наследия своей сестры и других известных вокалистов, являющихся уроженцами Иркутска. Будучи человеком неуёмной энергии, Нина Александровна, неоднократно бывая в Москве, встречалась с Надеждой Казанцевой и другим известным уроженцем нашего города – Иваном Петровым, более четверти века выступавшим на сцене Большого театра СССР. От них она получила уникальные материалы, переданные затем в Иркутский краеведческий музей. Также в 1998 году Львова стала организатором выставки в этом музее, где были представлены материалы о плеяде славных вокалистов, появившихся на свет в Иркутске. Здесь нашли своё отражение творческие судьбы Надежды Казанцевой, Ивана Петрова, Варвары Гагариной, Марии Викс и, разумеется, Веры Львовой. До последних дней Нина Александровна оставалась настоящей подвижницей в деле сохранения наследия этих людей. И даже 15 марта 2001 года она выступала в ЦДРИ на вечере памяти Надежды Казанцевой, умершей летом 2000 года. Нине Александровне в тот момент было уже за девяносто. Но запись показывает, как бодро наша землячка повествовала о людях, что прославили наш город своим искусством, в том числе достаточно скромно напомнила и о своей сестре.
В отличие от многих своих коллег по Всесоюзному радио Вера Александровна Львова оставила не такое уж большое звуковое наследие. Но оставшиеся записи наглядно демонстрируют высочайшее вокальное мастерство певицы. И Иркутск может гордиться тем, что первые шаги на пути творческого становления вокалистка сделала именно здесь.