Провинциальный дизайн: немного о вывесках, шрифтах и профессионализме
В последние выходные августа – с 26 по 28 августа – в Бугульдейке пройдёт первый Байкальский дизайнерский спецлагерь. Пока большинству узнавших о проекте он запомнился неоднозначной аббревиатурой – БДСЛ. Работает ли ставка на провокацию, покажет время. За месяц до встречи на Байкале «Иркутский репортёр» встретился с организаторами проекта и расспросил о судьбе графического дизайна в провинции, возможностях самореализации и поиске единомышленников.
Иркутск и дизайн – вещи не сочетающиеся. Именно таков первый неутешительный вывод, когда на вопрос, есть ли в городе достойные вывески, повисает молчание. «Сложно сказать, люди не понимают, что вывески часто делают здания похожими на кукольные домики. Современных хороших примеров нет. Дизайн в Иркутске связан в основном с архитектурой. Но здание архитекторы сделать могут, а надпись на него красивую – нет. Посмотрите на вывеску библиотеки в Академгородке: расстояние между буквами скачет, между строчками тоже». За образцами дизайнерских решений собеседники «Иркутского репортёра» предлагают обратиться к дореволюционной застройке – если там снять вывески и рекламу, «что ни здание, то шедевр».
В чём проблема нынешних художественных решений, сейчас сказать сложно. Но стоит признать, что комплексной подготовки у российских дизайнеров нет, даже несмотря на бывшие достижения предшественников. «До 1917 года в дизайне мы действительно были впереди многих, потом долго «проедали» наследие конструктивизма. А когда закончился запал – ничего не придумали. Но миф остался. В советское время в магазинах у продавцов был буквенный трафарет – они ручкой его закрашивали. Буквы эти ужасные, но, так как они прожили десятки лет, стали людям родными, и их можно использовать как художественный приём. На этом можно играть. Так же и вывески. У старых, ржавых есть свой ореол романтики».
При этом, несмотря на проблемы, спрос в Иркутске на качественный графический дизайн и оформление есть, настаивают наши собеседники. «Даже в масштабах Иркутска есть огромные перспективы. По сути, у нас миллионы часов тратятся на дизайн, но объединённого профессионального сообщества нет – ни конкуренции, ни школ. При этом есть отдельные люди». Одновременно с этим, по некоторым, очень приблизительным, подсчётам, не менее 1000 человек в одном Иркутске так или иначе связаны дизайном: начиная от работников типографий и заканчивая, например, дизайнером краеведческого музея, существование которого для многих становится открытием.
При этом до сих пор не все из специалистов в области дизайна адекватно видят свою роль. И такой подход, безусловно, влияет на конечные результаты. «Нужно понимать, что дизайнер – обслуживающий персонал. Такой же, как сантехники или парикмахеры. Дизайнеры, которые встают в позу со словами «я художник, я пять лет учился», ничего не смогут продать. При этом они должны наглядно объяснить, в чём достоинства их художественного решения. И если дизайнер хороший, то заказчик должен посмотреть и согласиться.
Впрочем, несмотря на проблемы, некоторыми именами в сфере дизайна Иркутск может гордиться. «У нас есть очень успешные ребята, но они не включены в сообщество. Все они самородки, у каждого при этом своя история, и они никак не связаны с художественным образованием». Многих из них, по рассказам, в дизайн действительно занесло попутным ветром. Один из идейных вдохновителей готовящегося дизайнерского спецлагеря – Андрей Кудрявцев, говорят, он несколько лет сидел за плоттером, нарезая буквы для рекламных материалов. Сегодня он единственный специалист по шрифтам в Иркутске. «У него много идей. Есть компаньон в Аргентине, с которым они вместе работают над разными проектами». А в Иркутске главному шрифтовику даже поговорить на равных не с кем. Получается, что найти единомышленников иркутским дизайнерам легче на другом конце света, чем в родном городе.
– Андрей – профессионал очень высокого уровня, он из Иркутска-2, поэтому совсем не похож на стереотипного дизайнера. Но в Иркутске ему даже не с кем поговорить. Здесь коллеги дают профессиональную оценку словами: «Слушай, какой-то немужественный шрифт». Это фраза из жизни.
Недостаток профессионального общения и привёл к тому, что в апреле этого года Кудрявцев в соцсетях предложил идею будущего спецлагеря. «У меня в френдленте всё чаще появляются анонсы образовательных мероприятий, проводимых на природе, – вспоминает он сейчас. – Я задумался о том, есть ли у нас на Байкале что-то похожее. Согласитесь, короткие мастер-классы, проводимые в городе, это не совсем то. Другое дело выехать на природу на несколько дней, где в неформальной обстановке можно пообщаться с преподавателями, обменяться опытом с коллегами, где есть несколько дней свободного времени для отдыха и занятий. Я эту идею озвучил, и она тут же нашла отклик».
В результате удалось не только найти компаньонов по проекту, но и привлечь специалистов. «Среди авторов семинаров лагеря будет несколько довольно успешных имён в каждом направлении графического дизайна, – говорят организаторы. – Но нам бы как раз хотелось, чтобы среди участников было как можно больше тех, кто вообще оторван от существующего дизайн-сообщества и сможет посмотреть на всё свежим взглядом: мы ждём старшеклассников и студентов первых курсов».
Всего в последние дни августа в Бугульдейке под знамёнами БДСЛ планируют собрать не менее полусотни дизайнеров. «Конечно, за два дня о больших проектах говорить нельзя (чтобы придумать тот же шрифт, нужно похоронить три месяца жизни), поэтому главная цель – включить людей в работу. Помимо местных дизайнеров на берегу Байкала ждут гостей из Москвы, Питера, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Улан-Удэ и даже Нерюнгри.
– Знаете, главное сейчас – сбить накал пафоса, у нас много деятелей культуры, которые считают, что главное – «поза»: у них есть грамоты, работы какие-то, которых никто не видел. Чтобы их подразнить, мы и придумали сокращение «БДСЛ». А ещё мы хотим поддержать наших дизайнеров, которые сидят в типографии или баннеры делают, считая, что это потолок. Сегодня много возможностей, главное – их вовремя увидеть.