издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Памяти Виктора Ивановича Чемезова

После долгой болезни на 88-м году ушёл из жизни Чемезов Виктор Иванович.

Правление Иркутского землячества «Байкал» приносит свои глубокие соболезнования Президенту Иркутского землячества «Байкал» Сергею Викторовичу Чемезову, родным и близким о тяжелой утрате. Глубоко скорбим вместе с вами! 

Виктор Иванович был примерным  мужем, отцом, воспитавшим детей, которыми гордится наша страна. Земляки надолго сохранят память о Чемезове Викторе Ивановиче в  своих сердцах!  Председатель

Правления И.К. Миронов

Он ушёл тихо и спокойно, зная, что его ждёт. На земле нет ничего вечного, и он это хорошо понимал. В последний год он всё чаще вспоминал своё детство. Мысленно бродил по дорогам и тропинкам своей молодости, когда казалось, что всё дано надолго и износу ему не будет никогда.   Мы встречались с Виктором Ивановичем в Иркутске несколько лет назад, в доме, который стоял на берегу Иркутского моря. А наш разговор шёл о Черемхово, о том времени, когда Виктор Иванович встретил на лестнице стройную девушку, которая оказалась в этом сибирском городе после эвакуации. Она шла к нему навстречу по лестнице и несла в лабораторию банку. Они встретились глазами, и с тех пор вместе пошли по жизни. Вскоре у них появился сын Сергей. Виктор Иванович вспоминает, что свой первый отпуск они решили провести неподалеку от Черемхово в доме отдыха «Мальта». Взяли с собой годовалого Серёжу. Бывало, с ним же ходили в кино, а после оставались потанцевать в фойе клуба. Смотрят, а отдыхающие уже носят Серёжу по всему дому отдыха.

«Черемхово – непростой город, – вспоминал Виктор Иванович,– «в основном шахтёры, все остальные обслуживали или горняков, или  Транссибирскую магистраль, которая проходила мимо. Времени на воспитание детей почти не было, – смеялся он, – так что старшему Сергею приходилось подменять меня и ухаживать за младшими сестрами».

Семейным преданием в семье Чемезовых стала история с перешиванием брюк. Тогда почти все ребята хотели иметь расклешённые брюки. Сергей попросил отца, чтобы тот дал ему какие-нибудь свои. Виктор Иванович как раз собирался на работу.  Он торопился и уже в дверях сказал жене, чтобы она дала брюки из шкафа. Едва за ним закрылась дверь, мать передала сыну: «Там в шкафу висят штаны, отец сказал, можешь взять».  

«Нет чтобы взять что-то попроще, – сокрушался  потом Виктор Иванович, – так нет, выбрал самые лучшие, распорол их и самостоятельно вшил огромные клинья. Стал первым парнем во всем предместье Марата. А это у меня были выходные брюки. Распорол, не задумываясь, что  мне будет выйти не в чем».

Надо сказать, что к тому времени семья Чемезовых уже переехала в Иркутск и поселилась в не самом благополучном районе города. Шпаны там было хоть отбавляй. Сергей с друзьями записался в секцию бокса и частенько стал приходить домой с разбитыми губами.

«Отец! Ну хоть ты поговори с ним, – ругалась мать, – искалечат же парня»! 

«Ничего, пусть терпит,– хмурясь, говорил Виктор Иванович, –  у него впереди вся жизнь. И не везде его будут встречать цветами. Пусть вырабатывает характер!». 

Но когда Сергей стал гонять по предместью на мотоцикле и однажды, не справившись с управлением, врезался в гараж, Виктор Иванович  тут же запретил сыну брать его.

«Свернуть голову – дело нехитрое, – жёстко сказал отец,– лучше занимайся учёбой».

Я сидел с Виктором Ивановичем и размышлял, что вообще-то родители лучше других знают и понимают, что в конечном итоге будет с их детьми.  Бывают моменты, когда нужно вовремя сказать им нужное слово, а может, своими поступками  указать нужную дорогу.

Мы неспешно разговаривали с Виктором Ивановичем, пили чай и даже пытались петь военные песни.  От своих знакомых, которые хорошо знали старшего Чемезова, я слышал о нём немало хороших и добрых слов. И имел возможность убедиться в этом. Позже мне приходилось не раз встречаться с Виктором Ивановичем на разных мероприятиях. И каждый раз в его глазах и лице я видел то радушие и то понимание, которое есть в настоящем русском человеке. В народе говорят, что сильнее всего гремит пустая бочка. Настоящее – оно негромко, но силы черпает с самой глубины. Таким человеком остался для меня Виктор Иванович Чемезов: спокойным, негромким, доброжелательным и мудрым.  

Сегодня, узнав о его кончине, мы по-настоящему  стали осознавать, что его уже нет среди нас. 

Теперь мы только с горечью можем сказать вслед:  вечная Вам память, Виктор Иванович!   

Первый заместитель Председателя Правления Валерий Хайрюзов

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры