издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Исчезнет рыночный подход»

ФАС в суде может легализовать модель, сходную с распространённым в девяностые процессингом

Критикуемая за непрозрачность и нерыночность форма отношений между контрагентами в виде процессинга может быть утверждена Иркутским областным арбитражным судом при рассмотрении иска ПАО «Нефтяная компания «Роснефть» к АО «Саянскхимпласт» об урегулировании ценовых разногласий, возникших при заключении долгосрочного договора. Это станет необычным прецедентом, ведь авторство предложенной формулы цены на этилен принадлежит Федеральной антимонопольной службе, выступающей в судебном процессе третьей стороной.

Переговоры о цене на этилен между «Саянскхимпластом» (СХП) и Ангарским заводом полимеров (АЗП) всегда проходили сложно из-за монопольного положения продавца и покупателя по отношению друг к другу – основное сырьё для производства поливинилхлорида (ПВХ) поступает из Ангарска в Саянск по трубопроводу протяжённостью 231 километр. Других экономически целесообразных способов доставки нет. Но до суда дело дошло впервые.

4 августа Иркутский областной арбитраж вернётся к рассмотрению иска «Роснефти» к СХП об урегулировании ценовых разногласий, возникших при заключении договора. Заявление поступило в апреле, но с тех пор дело мало продвинулось. Заседания суда постоянно переносились. В последний раз – в июне, по ходатайству выступающей в процессе третьей стороной ФАС «в связи с необходимостью предоставления окончательных расчётов стоимости этилена».  

Ведомство Игоря Артемьева много месяцев ищет формулу цены сырья для производства ПВХ. Однако основной подход ФАС озвучил директор департамента нефтепереработки «Роснефти» Александр Романов, выступая на сессии Заксобрания Иркутской области ещё 16 марта. Тогда он сообщил, что, исходя из текущей цены, АЗП невыгодно поставлять этилен «Саянскхимпласту». По его словам, предлагаемая антимонопольщиками формула завод устаивает. «Она привязана к рентабельности в 15%. Переговоры ведём. Насколько я знаю, «Саянскхимпласт» настаивает на рентабельности 20%», – сказал Романов. 

Позже в Саянске коллегу поправили: 20% рентабельности как раз та цифра, что предлагают к расчёту цены антимонопольщики. Она и обсуждается сейчас в арбитраже. «Мы готовы её принять, но с рядом условий», – уточняет генеральный директор СХП Николай Мельник. 

Дело здесь не столько в закладываемой норме рентабельности, хотя, конечно, она тоже имеет значение, сколько в самом подходе. Предлагаемой ФАС формулой рассчитана цена этилена, при которой доходность смолы ПВХ и каустической соды зафиксируется на уровне 20%. Из чего следует, что при увеличении рыночных цен на смолу ПВХ и каустическую соду цена на этилен будет расти, а при понижении – уменьшаться. Таким образом у производителя ПВХ исчезнут стимулы модернизировать производство, делать бизнес эффективнее – свои 20% рентабельности предприятие всё равно получит. При ином раскладе образующаяся за счёт внедрения мероприятий, направленных на оптимизацию, дельта будет изъята производителем сырья. Такова пародоксальная логика предложений антимонопольной службы, которая должна стоять на страже рыночной конкуренции.  

Между тем для химической отрасли стремление к внедрению новых, более безопасных технологий равно снижению затрат. В 2006 году запуск мембранного электролиза хлора позволил, к примеру, не только сократить на треть потребление энергоресурсов. Были радикально улучшены условия труда, экологическая обстановка.

Не надо быть большим специалистом, чтобы увидеть: в сегодняшнем подходе в определении цены этилена скрыт процессинг.  В конце девяностых слово «процессинг» было хорошо известно в Иркутской области. Предоставление услуг по переработке сырья – переводили на понятный обывателю язык смысл слова журналисты. В 1998 году самым крупным перерабатывающим производством, «посаженным на процессинг», стала Ангарская нефтехимическая компания. Увязшая в долгах АНХК  оказывала свои услуги любому поставщику, который был способен загрузить её мощности, лишь бы обеспечить хоть какой-то работой персонал и не довести предприятие до остановки. А поиском «давальцев» (так назывались поставщики нефти на переработку. – Авт.) были заняты крупные региональные и даже федеральные чиновники. 

Впоследствии процессинг сохранили в основном вертикально-интегрированные компании. То и дело политики призывают крупные корпорации отказаться от транферт­ного ценообразования. Критике подвергается, прежде всего, возможность формировать центры прибыли по желанию головной компании. Однако предложения ФАС по формуле цены на этилен для СХП распространяют этот принцип и на не связанные внурикорпоративными отношениями предприятия.

Выводы экспертов показывают, что в прорабатываемой формуле имеются заметные дыры. «При данном варианте формулы у предприятия снижается заинтересованность в сокращении стоимости процессинга, так как уровень доходности будет зафиксирован и привязан к цене этилена, что в свою очередь будет ущемлять интересы производителя этилена при снижении цен на ПВХ и каустическую соду, значение которой не будет покрывать даже прямых издержек этилена, – отмечает один из участников рынка в отзыве на предложение ФАС. – Таким образом при применении вышеизложенной формулы исчезнет рыночный подход к формированию цены на ПВХ и каустическую соду, уровень доходности которых будет зафиксирован и компенсирован ценой на этилен. И даже при цене на каустическую соду, равной нулю, расходы на производство каустической соды будут компенсированы производителями этилена в цене продукта».  

В ФАС не комментируют, почему специалистами службы при решении конфликта двух компаний не был принят любой иной из известных способов ценообразования, применяемых к монополиям. Например, на транспорте и в энергетике используется модель: обоснованные затраты плюс инвестиционная составляющая. Но на последнем заседании арбитража даже в истребовании документов о затратах на производство этилена было отказано.

– Формула ФАС страхует риски производителей продукции более высокого передела от падения цен, – считает руководитель информационно-аналитического центра Rupec Андрей Костин. – Но в случае с «Саянскхимпластом», серьёзно вложившимся в реконструкцию мощностей и имеющим большой запас прочности на случай изменения рынка, рентабельность 20% при нынешних ценах на ПВХ вряд ли может быть приемлемой. СХП следует учитывать возможный рост тарифов на перевозку своей продукции. А тарифы будут расти.

Вопрос о выгодоприобретателе от внедрения ценовой формулы выглядит излишним. По сути, предлагаемый подход делает СХП одним из цехов «Роснефти» с понятными для корпорации товарно-денежными отношениями. При этом на эту неформальную интеграцию производства ПВХ компании не потребуется даже тратить деньги. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры