«Если землю тряхнёт, стена отвалится»
Пока одни горожане ждут, когда наступит очередь капитального ремонта их дома, другие отказываются от ремонтных работ. Жильцы дома № 3 по улице Бочкина уже в третий раз собираются вместе, чтобы решить: согласиться на ремонт или признать дом аварийным. В то время как собственники квартир спорят между собой и ругаются с сотрудниками областного Фонда капремонта, здание продолжает разрушаться.
«Жильцы свою позицию не сформулировали»
Дом № 3 был построен в середине прошлого века. «Жилые здания по улице Бочкина возводились при строительстве плотины ГЭС и в определённое время должны были быть снесены. Институт права и собственности предусмотрел приватизацию. Жильцы оформили имущество в собственность, и теперь они обязаны принимать решения по своему дому», – пояснил руководитель Фонда капитального ремонта Иркутской области Денис Быков.
Капитальный ремонт в деревянном двухэтажном доме делали всего один раз – в семидесятые годы. Сейчас в здании одна из торцевых стен и часть фасада деформировались и частично разрушились, обшивка отошла от стены на 10 сантиметров, фундамент местами сильно осел.
«Наш дом ремонтировали 43 года назад. Пока велись работы, нас переселили из дома, – вспоминает пенсионерка Наталья Наумова. – Ремонт сделали, мы зашли и радовались. Но с тех пор наш дом не ремонтировали, хотя мы платим за свои квартиры. Куда делись деньги за 43 года? Мы обращались в разные ведомства, собирались писать письмо Путину».
До письма президенту дело не дошло, зато пришла очередь капитального ремонта дома. «На стадии производства работ в фонд поступили протоколы с решением собственников об исключении дома из программы капремонта. Представители службы госжилнадзора, комитета городского обустройства, администрации Свердловского округа провели совещание с собственниками, но жильцы свою позицию не сформулировали. Тогда мы решили провести совещание в доме, чтобы все могли высказаться», – рассказал Денис Быков.
«Никто стены не выправит»
Вечером минувшего четверга жильцы собрались у единственного подъезда своего дома, чтобы выслушать сотрудников Фонда капремонта и заявить своё мнение.
Поскольку жителям недостаточно было визуального обследования, традиционно проводящегося перед капремонтом, подрядная организация пригласила эксперта, который провёл техническую экспертизу.
– Дом меня поразил. Вроде это пластичная конструктивная схема из подвижного бруса, но одна стена отклонилась на 10 сантиметров, другая просела в середине на такую же высоту из-за осадки фундамента, – начал заведующий кафедрой строительного производства ИрНИТУ Андрей Комаров. – Протекали водонесущие системы, погреба были вырыты ниже уровня подошвы фундамента. Скажите спасибо людям, которые вырыли подвалы.
Но жильцы возмутились и заявили, что ничего сами они не рыли.
– Подвалы всегда были такими, я всю жизнь хранила в них картошку, – уточнила одна из жительниц дома.
Выяснять, кто прав, кто виноват, не было смысла, потому что на однозначный печальный вердикт эксперта это не влияло.
– У нас сейсмичный район. Если тряхнёт 8 баллов, одна стена отвалится. Необходимо изнутри усилить всю стену, – пояснил Комаров.
При этом организация по строительному контролю выяснила, что есть возможность лишь «зафиксировать» дом. «Никто стены дома не выправит, не поднимет, отклонения не исправит. Мы зафиксируем их, чтобы деформация не продолжилась. Наша задача – не допустить дальнейшего разрушения дома», – рассказал Денис Быков.
Жильцов предупредили, что для этого строителям придётся заходить в квартиры и нарушать косметический ремонт. В ответ последовали крики о том, что жители дома № 3 не собираются рушить свои квартиры, на что Андрей Комаров логично ответил: «Вы рушить и не будете, это сделает подрядная организация!»
Жильцам такой расклад не понравился.
– Мой муж после инсульта, он инвалид второй группы. Нам сказали на собрании: пусть сидит в соседней комнате. А вдруг стена рухнет и человек погибнет? А если мы уйдём из квартиры, в ней будут строители – чужие люди. Моё имущество останется без моего надзора! – возмущена собственница пятой квартиры Ирина Янушковская.
«Про переселение в законе не сказано»
Денис Быков разъяснил, что норма жилищного законодательства при реализации капитального ремонта не предусматривает отселение граждан из жилого помещения.
– В советское время жильё было ведомственным, имелся маневренный фонд, жильцов отселяли. Сейчас собственником может быть физическое лицо, юридическое лицо, муниципалитет, регион, страна, поэтому про переселение в законе не сказано, – говорит Быков. – Действительно, в доме нужны локальное усиление и работа по сетям. Нужно будет заходить в квартиры, и у собственников возникнут неудобства. Обязанности по восстановлению обоев и плитки у фонда нет. Но вопросы косметического характера несоизмеримы с жизнеобеспечением дома. Если собственник не пустит строителей в квартиру, работы не будут выполняться.
Если жители откажутся от капремонта и потребуют признать дом аварийным, то фонд вернёт им деньги, собранные за два года – около 30 тысяч рублей на весь дом. По словам Быкова, здание и участок перейдут во владение муниципалитета, который будет расселять людей. Но на это может понадобиться 10–15 лет, так как до сих пор не решена ситуация с домами, признанными аварийными до 2012 года. В это время жильцы не смогут продать, завещать, подарить или приватизировать квартиры. Также в течение года собственники имеют право снести дом и найти инвестора, который предоставит им новые квартиры в обмен на земельный участок.
В случае если жильцы решат, что ремонт нужно произвести, подрядчик отремонтирует кровлю, фасад, проведёт мероприятия по усилению. В течение 5 лет Фонд капремонта многоквартирных домов будет нести гарантию за выполненные работы. Если после этого срока какая-то конструкция придёт в негодность, то состояние дома будет поддерживать управляющая компания.
Жители дома № 3 заказали обследование в БТИ, результаты должны прийти до 8 августа. После этого на общем собрании собственники должны принять окончательное решение.