Прозрачные льготы
Систему электронного проездного билета планируется внедрить по всему региону
Итоги пилотного проекта «Поэтапное внедрение электронного проездного билета на территории Ангарского городского округа для реализации права на льготный проезд отдельных категорий граждан» обнародовали на пресс-конференции в министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Проект стартовал в декабре 2015 года и завершился 30 июня. Реализуемый совместно региональным правительством, администрацией Ангарского городского округа и АО «Универсальная электронная карта (УЭК) Иркутской области», он был создан для формирования системы контроля проезда льготников, которая позволит в автоматическом режиме получать достоверные данные об объёме предоставленных транспортных услуг.
В рамках пилотного проекта была разработана и опробована система управления и контроля за предоставлением субсидий перевозчикам. Они, в свою очередь, получили прозрачную систему учёта перевозок и электронные реестры, формируемые автоматически. Для пассажиров появилась возможность пользоваться проездным билетом, который требует лишь пополнения баланса в терминалах Сбербанка, причём только на тот месяц, в котором планируются поездки.
Как рассказал министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Владимир Родионов, в проекте участвовали 14 предприятий, осуществляющих перевозку 13 льготных категорий граждан. В апреле к ним присоединилось ещё два перевозчика. По условиям проекта предприятия были полностью отстранены от реализации билетов, оформление и выдачу электронных карт осуществляло АО «УЭК Иркутской области».
– На территории Ангарского городского округа решение о праве на льготный проезд по единому социальному проездному билету получили 33 852 из 74 706 человек, имеющих право, то есть 45%, – сообщил Владимир Родионов.
По словам министра, пилотный проект показал актуальную картину использования права льготного проезда пассажирами. Все данные о поездках учитывались автоматизированной системой. Весь транспорт Ангарска, осуществляющий городские пассажирские перевозки, был оборудован считывателями, которые позволяют фиксировать факт совершения поездки и идентифицировать личность владельца карты, которая не может быть передана другим лицам. Кстати, за подобное нарушение в ходе проекта был изъят 21 электронный билет.
Также был разработан новый механизм предоставления субсидий перевозчикам, что позволило сделать эту систему более прозрачной и сэкономить средства областного бюджета. Раньше перевозчики получали компенсацию за каждый выданный проездной. С начала проекта компенсировались только факты зафиксированных льготных поездок. Благодаря внедрению электронного билета появилась возможность дать объективную оценку пассажиропотоку граждан, пользующихся льготой.
– Мы ежемесячно подводили итоги, анализировали цифры, количество людей, пользующихся правом льготного проезда, смотрели по отдельным маршрутам. Кроме этого в Ангарске активно работали общественники, которые перепроверяли данные, – рассказал министр.
Генеральный директор АО «УЭК Иркутской области» Виктор Григоров сообщил, что среднемесячное количество граждан, пользовавшихся проездом по электронным билетам с января по июнь 2016 года, составило 19 650 человек. А в первом полугодии 2015 года среднее количество жителей Ангарска, покупавших бумажные проездные билеты, составляло 30 тысяч человек в месяц. Ангарчанам, имеющим право льготного проезда, было выдано около 27 тысяч персональных транспортных карт, при этом право льготы было подтверждено министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Из этого числа с начала года зафиксированы поездки по более чем 24 тысячам карт, по которым горожане совершили более четырёх миллионов поездок.
Одной из главных целей пилотного проекта было проведение мониторинга количества совершаемых поездок отдельными категориями граждан. Практически половина пассажиров, которые воспользовались электронным проездным билетом, осуществляли ежемесячно не более 30 поездок (более 9 тысячи человек, или 46% от 19 тысячи человек). При этом 645 человек, или 3% от воспользовавшихся льготой, осуществляли в месяц более 100 поездок.
Возмещение расходов предприятиям-перевозчикам за счёт средств областного бюджета за шесть месяцев 2016 года составило 23 млн рублей, в то время как за первое полугодие 2015 года – 65 млн рублей, то есть в текущем году на 42 млн рублей меньше, чем год назад.
Первый заместитель мэра Ангарского городского округа Михаил Головков отметил, что в результате реализации пилотного проекта появилась абсолютная ясность для всех участников процесса организации услуги по перевозке льготных категорий пассажиров на муниципальных маршрутах. По его словам, при внедрении электронного проездного билета адресность расходования бюджетных средств стала близка к 100%.
Владимир Родионов заявил, что результаты пилотного проекта позволяют говорить о целесообразности внедрения электронного проездного билета на всей территории Иркутской области.
– Такая задача перед нами поставлена, мы начинаем в неё включаться. Причём электронный проездной билет, полученный в своём муниципальном образовании, позволит гражданину пользоваться льготой на всей территории Иркутской области, – подчеркнул министр.