издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Религия свободы

Сибирский вояж православного священника из Кении

Повстречать в Сибири темнокожего православного священника из Кении так же трудно, как увидеть белого человека в маленьком храме в кенийской деревне Ишамара. Однако и то, и другое возможно. С тех пор, как порог храма отца Филиппа Гатари впервые переступил русский человек, священник из Кении уже не раз посетил Россию. Теперь добрался и до Сибири. В Братске он участвовал в конференции «Вселенная православия», побывал в Иркутске, Саянске и на Байкале.

Когда кенийского священника спрашивают, каково его самое большое впечатление от Сибири, он уже знает, какого ответа от него ожидают, и предупреждает: «Нет, это не климат». Больше всего отца Филиппа удивила разница в часовых поясах. Конечно, он и раньше знал, что Россия – это большая страна. Но что это значит в реальности, понял, только приехав в Братск. Кения и Москва расположены в одинаковых часовых поясах, а вот Москва и Братск – уже в разных. Вылетали из Москвы поздно вечером. Отец Филипп засёк время, на часах было 11 вечера. Неожиданно через пару часов стало светать, и вскоре самолёт попал в полосу полыхающего рассвета. Часы показывали час ночи. 

– Что это такое? – взволнованно спросил кенийский священник у стюардессы, думая, что столкнулся с редким природным явлением. 

– Это рассвет, – ответила невозмутимая бортпроводница, и отец Филипп понял, что дожил до 65 лет, а о законах перемещения во времени и пространстве знал далеко не всё. 

В Братске кенийского батюшку уже ждали друзья – отец Андрей Чесноков с матушкой Ириной, с которыми он познакомился по Интернету благодаря другим общим знакомым. Вселенная православия – большой мир, но в ней все связаны обычными земными, а порой и совершенно необычными, мистическими узами. Например, в Иркутской православной гимназии отца Филиппа тоже встретили как своего человека. Он ведь тоже – директор православной школы. Эту самую школу он построил своими руками вместе с односельчанами, и сейчас там учится более полусотни подростков. 

Храм у подножия горы Кения

Из окна храма святого Антония, в котором служит отец Филипп, видна прекрасная гора Кения, вершина которой покрыта вечными льдами. От этой горы и пошло название всей страны. Часто с высокогорья спускается туман, и тогда кенийцы говорят, что Кения не хочет показываться приезжим. Это центральный район страны, и отец Филипп говорит, что здесь не очень жарко, и он вполне комфортно чувствует себя в священническом облачении. 

Небольшой храм в Ишамаре хоть и каменный, но выглядит совсем не так, как в России. Здесь нет ни золотых куполов, ни настенных росписей. Нет даже электричества, и воду для богослужения греют на углях, как во времена первых христиан. Зато на крыше храма, имеющего форму классической четырёхугольной базилики, привычно возвышается крест. Раньше был и колокол, но его недавно украли злоумышленники как единственный ценный предмет. 

Кения – небогатая страна, и две тысячи человек, которые составляют население Ишамары, живут земледелием. Вся промышленность здесь представлена молочной фабрикой, которая стоит около школы. В храм ходит примерно 300 человек, а костяк прихода состоит из 60 верующих, которые приходят на службу каждое воскресенье. В Кении принято ходить на службу всей семьёй, вместе с детьми, бабушками и дедушками. Детей, как правило, много, и они охотно идут к отцу Филиппу, ведь он не только священник, но и директор местной средней школы. 

Средняя школа здесь считается второй ступенью образования, и её посещение является добровольным. По статистике, лишь 50% детей, заканчивающих начальную восьмилетнюю школу, продолжают обучение. Именно поэтому у отца Филиппа все ученики исключительно прилежны и мотивированы на получение хороших знаний. 

Любой частный инвестор или организация может построить школу. Школа в Ишамаре считается православной, потому что её построила православная церковь. Но образование соответствует государственным стандартам, и его качество также контролируется государством. Какого-то специального «православного» предмета в расписании нет, но религия изучается здесь в рамках государственной программы. В школу принимают всех детей вне зависимости от вероисповедания. 

– Когда я начинал служить на этом приходе, у нас был небольшой заброшенный участок земли, выделенный под школу, – рассказывает отец Филипп. – Тогда я обратился к женщинам нашего посёлка. Я сказал: «Матери, принесите ненужные камни с ваших участков в церковь, и мы построим из них школу для ваших детей». Так и было. И сейчас мы даём детям образование, а это дорога в жизнь, место в обществе, работа. Никто из моих учеников не сможет плохо отозваться о церкви. Поэтому школа – отчасти всё-таки миссионерство. 

Средняя школа в Ишамаре небольшая, здесь учится около 50 человек. Государство в Кении контролирует качество обучения, но не поддерживает школу. Вся плата за обучение и содержание школы ложится на плечи родителей. Поскольку большая часть населения занимается земледелием, один из основных предметов в школьной программе – сельское хозяйство. Выпускники  средней школы сдают семь экзаменов: три обязательных и четыре предмета на выбор. К обязательным относятся математика, английский язык и национальный язык суахили. На выбор можно сдать биологию, химию, физику, историю, географию, христианство. После окончания школы ребята могут идти работать либо поступить в университет или колледж. Но тут уж нужно рассчитывать свои силы и средства, поскольку высшее образование в Кении тоже платное. 

– Молодёжь стремится уехать учиться за границу и уже не возвращается, – рассказывает отец Филипп. – Многие уезжают в США, но есть и те, кто едет в Грецию, Россию и другие страны. Я надеюсь, что когда-нибудь всё изменится, и наши дети вернутся. 

Сам отец Филипп тоже когда-то ездил учиться за границу. Он закончил богословское отделение университета в Румынии. Вообще-то отец Филипп родился в неверующей семье. В ближайший православный храм маленьким мальчиком он начал ходить не за хлебом небесным, а за обычным, земным, серым хлебом. Церковь занималась миссионерством – раздавала пищу нуждающимся. Потом стал приходить на службы, затем – помогать священнику в алтаре. И постепенно обнаружил, что приходской батюшка занял важное место в его жизни и даже повлиял на выбор жизненного пути. Когда пришло время, духовный отец благословил юного Филиппа поступать на богословский факультет  в университет Румынии, дал рекомендацию и средства на обучение. Ехать в чужую страну было страшно, и юноша не сразу на это согласился, но в итоге никогда не жалел о своём выборе. 

В 1999 году отец Филипп был рукоположен во священники. Сегодня ему 56 лет, он женат, имеет троих детей и мечтает расширить школу в Ишамаре, построить около неё настоящий стадион, чтобы все дети могли там играть в футбол. А ещё хорошо было бы построить общежитие, чтобы дети могли жить около школы. Пока многие из них каждый день добираются до школы пешком, проделывая  путь в несколько километров. 

Христианство считается в Кении основной религией. Оно очень активно насаждалось, когда страна была ещё колонией. Согласно опросам, христианство исповедует 80–90% населения. Доля православия составляет всего 1-2%, но число его сторонников в Кении быстро растёт после обретения страной независимости. 

Всего лишь в 1946 году Кенийская церковь была принята в общение с Александрийским патриархатом. С этого момента началась история официальной Кенийской церкви. В 1952 году окрепло освободительное движение против колониального режима. Именно православные  поддержали восстание, в то время как традиционные для Кении протестантские и католические приходы выступили против. Это был серьёзный выбор, поскольку за него порою приходилось платить свободой. Например, отец Георгий Артур Кадуна, который стал первым «чёрным» епископом Кении, 10 лет провёл в тюрьме вместе с будущим президентом страны Джомо Кениатой. Зато теперь именно православие считается здесь религией свободы. 

На сегодняшний день вся Африка является канонической территорией Александрийского патриархата. Совсем недавно в Кении образовались две самостоятельные епархии, которыми управляет митрополит. На всю страну насчитывается 43 православных священника. 

Богослужения давно переведены на местные языки кенийцев. У себя на приходе отец Филипп служит на трёх языках – английском, суахили и кикуйю, который является родным для священника. Интересно, что английский язык стал объединяющим для народов Африки и, в частности, для Кении.  Люди разных племён, которые говорили на 42 диалектах, обнаружили, что язык колонизаторов стал общим и помог понять друг друга. Основным национальным языком населения Кении и ещё некоторых стран Африки остаётся суахили. 

Священник в Кении не получает зарплату от своей епархии, его полностью содержит приход. Поэтому, если приход большой – жить легче, если маленький – чрезвычайно трудно. Некоторое время назад, до образования самостоятельных епархий, священники получали небольшую зарплату от правящей митрополии. Самостоятельность неожиданно обернулась финансовыми проблемами. Но отец Филипп преподаёт основы религии в школе и получает за это жалование. 

Под барабанную дробь

– Иногда мне приходится общаться с европейцами, – говорит отец Филипп. – Очень часто люди жалуются на финансовый кризис, экономические трудности. Но нам трудно понять эти проблемы. В Кении не в каждом доме есть электричество, у людей не хватает денег на простые продукты, в некоторых семьях единственные ботинки донашивают по очереди. Зато мы молимся и поём, и мы счастливы вместе. Может быть, это от того, что нам нечего терять. 

– Какие посты соблюдают ваши прихожане? – задаю вопрос отцу Филиппу.

– У нас там круглый год пост, – засмеялся в ответ священник. – Кения – бедная страна. Там высоко ценится питьевая вода, далеко не все жители могут позволить себе мясо. Первым блюдом считается картофель, национальный напиток – чай с молоком. А вот хлеба, как такового, просто нет. 

Зато, когда заканчивается литургия, в кенийском храме начинается то, что невозможно себе представить в России. Кто-то начинает бить в барабаны, женщины поют в такт, все хлопают в ладоши, улыбаются. Барабаны выбивают традиционные мелодии, под которые звучат духовные песни. Сюжеты песен пересказывают библейские и евангельские события или прославляют Бога. 

– Когда верующие принимают антидор (часть просфоры. – Авт.) без пения, они бывают такие серьёзные и даже скучные, – говорит отец Филипп. – Поэтому мы поём песни. Люди должны уходить из храма радостными.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры