Отходное производство
В апреле нынешнего года иркутские общественники объявили о планах по переработке байкальской спирогиры – водоросли, заполонившей прибрежные воды Байкала из-за загрязнения фосфатами. Спустя три месяца авторы проекта «Байкальская экспедиция – 2016» показывают первые результаты своей работы. Им удалось не только использовать спирогиру в качестве огородного удобрения или пустить её на производство первых образцов дизайнерской бумаги, но и проверить Баргузинский залив на наличие опасных для человека сине-зелёных водорослей.
Главной причиной появления спирогиры в прибрежной зоне Байкала называют попадание в воду фосфатов, которые содержатся в бытовой химии. Хотя впервые появление этой нитчатой водоросли учёные зафиксировали около 15 лет назад, проблемой она стала только в последние годы, когда байкальские берега массово «зацвели».
– Мы отслеживаем информацию по побережью, наблюдем, что процесс идёт по нарастающей. Если раньше люди в Байкальске говорили, что там нет спирогиры, хотя на самом деле она была – просто в небольших количествах, – то теперь её можно уже пойти и набрать, – говорит президент фонда «Возрождение земли сибирской» Елена Творогова, один из общественников, занятых проблемой загрязнения Байкала. – То же самое в Малом Голоустном, оттуда нам звонят и говорят: «А у нас камни позеленели, как-то тревожно».
Сейчас экологи и общественники ломают голову не только над предотвращением появления спирогиры, но и над тем, как избавиться от уже существующих последствий: на побережье Байкала остаются неубранными сотни тысяч тонн гниющей зелёной органики. «Байкальская экспедиция – 2016», организованная при поддержке компании En+, – первый проект, направленный на борьбу с распространением спирогиры на Байкале. Его инициаторы ищут пути избавления от скопившихся водорослей и взяли на себя работу по анализу их токсичности.
Проводили исследования в зоне Баргузинского залива в районе Максимихи. «Нам нужны были данные сертифицированных лабораторий, – продолжает Марина Рихванова. – Оказалось, что проще всего сделать анализы почвы, для этого мы обратились в Иркутский филиал Россельхозцентра».
Если бы в собранных пробах нашли остатки сине-зелёных водорослей, которые могут быть смертельно опасны из-за выделения токсических веществ, это был бы конец планам по переработке спирогиры. «Оказалось, что у местных лабораторий существуют проблемы с определением токсичности, – отмечает Рихванова. – Одних не устроили объёмы предоставленного материала, другие вообще не проводят такой анализ с формулировкой, что в природе Байкальской территории нет водоросли, которую нужно исследовать на токсичность. Всё дело в том, что полтора десятка лет назад государственные методики на проверку азот- и фосфоросодержащих элементов исключили из арсенала местных лабораторий. Но нам по силам заказать и утвердить эти методики для Иркутской области, что мы и сделали. В будущем могут официально проводить анализы органического вещества». Тем не менее экспертизу на опасность байкальских водорослей для человека всё же провели – опасных соединений в предложенных образцах из Баргузинского залива выявлено не было. Своей очереди проверки на опасность сейчас ждёт зона Северного Байкала – пробы на токсичность прибитых там к берегу водорослей сделают до конца лета.
«Контрольный опыт показал, что почва обладает слабым стимулирующим действием. Анализы проводились на гибель дафний, микроскопических ракообразных, и хлорелл, одноклеточных водорослей. Первые в почве не погибают, а вторые даже немного размножаются в питательной среде», – подводит итог Марина Рихванова.
В связи с этим участники «Байкальской экспедиции – 2016» заложили ряд опытов. Помимо учеников школы в посёлках Турка и Малое Голоустное испытывать спирогиру в качестве удобрения взялись и байкальские фермеры. «Если отладить производство удобрений из водорослевой биомассы, это только плюс и для местных жителей, и для качества сельхозпродукции, и для Байкала», – считает Елена Творогова.
Уже сейчас использование спирогиры в качестве органического удобрения исследуют и учёные: специалисты ботанического сада ИГУ предлагают с помощью калифорнийских червей делать из водорослей биогумус. «Такая продукция будет цениться, – отмечает заместитель директора ботансада госуниверситета Сергей Солдатов. – Её можно будет производить силами частного хозяйства, затраты совсем небольшие – нужно лишь купить ящики для сбора органического мусора и спирогиры».
То, что собранные с мелководья водоросли можно применять в садоводстве, подтверждает и ландшафтный дизайнер Елена Якимова, которая использовала спирогиру в качестве мульчи. «Как органический укрывной материал для грядок спирогира хорошо себя показала, – утверждает женщина. – Она сохраняет влагу, довольно рыхлая, её не нужно измельчать. Материал не слёживается, через него пробивается мало сорняков, а растения не угнетаются».
Использовать спирогиру предлагают не только для нужд садоводов и огородников. Весной был анонсирован проект по созданию из спирогиры подарочной бумаги. Сейчас житель Байкальска Дмитрий Хлыбов уже демонстрирует первые образцы пергамента, где виднеются рачки и остатки водорослей. Сейчас рассматривается возможность создания из спирогиры не только бумаги, но и упаковки «специально для байкальских сувениров, которые туристы везут с отдыха».
Впрочем, скоро список способов переработки водорослей должен пополниться новыми проектами – 18 июля в Байкальске стартует школа экологического предпринимательства, где свои идеи представят жители Северобайкальска. Чем больше будет идей, тем эффективнее и быстрее исчезнет с берегов гниющая водорослевая масса, уверены общественники.
– Конечно, проблему загрязнения Байкала это не решит, – соглашаются специалисты. – На озере нужно строить нормальные очистные сооружения и использовать бесфосфатную бытовую химию. Но у нас есть шанс повлиять на ситуацию соразмерно человеческим возможностям.