издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Этот перспективный газоносный район»

Четверть века назад началась подготовка к освоению Ковыктинского газоконденсатного месторождения

  • Автор: Владимир Ходий

«Только что вернулся с самой отдалённой в Иркутской области геологопоисковой буровой. Держал в руках поднятый из недр сибирской платформы кусок доломита. Он пропитан нефтью, возраст которой самый древний на земле – более 600 миллионов лет. Неподалёку от этой буровой уже разведаны и оценены запасы углеводородного сырья, достаточные для промышленной добычи…»

Это начало одного из переданных мною в ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза) репортажей середины 1980-х годов – пика «углеводородной лихорадки», охватившей тогда север нашей области. Да что там север: на южной окраине города Иркутска, в районе выезда на Мельничную падь специалисты производственного объединения «Востсибнефтегеология» пробурили поисковую скважину, и она дала приток газа объёмом в несколько десятков тысяч кубометров в сутки, поэтому с учётом близости жилых строений её пришлось срочно забетонировать… 

Так вот благодаря усилиям геофизиков и геологов к тому времени на карту области  было нанесено не меньше десятка месторождений углеводородного сырья. В ноябре 1986 года выездная сессия Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых с участием представителей Министерств геологии СССР и РСФСР, Миннефтепрома, института «Гипровостокнефть» и других организаций утвердила запасы самого крупного из них – Верхнечонского, открытого в конце 1970-х годов. Причём центральную часть этого нефтегазового месторождения признали подготовленной к разработке. И уже через месяц я передал в ТАСС: «Недалеко от аэропорта небольшого старинного города Киренска началось строительство базы и посёлка первопроходцев объединения «Куйбышевнефть». «Наша неотложная задача – обустройство на месте с тем, чтобы в 1990 году добыть первые тонны нефти на севере Иркутской области», – рассказал начальник производственного отдела объединения В. Сергачев». 

Однако прошло какое-то время, и подготовительные работы на Верхнечонском месторождении нефтяники начали сворачивать. Причина – Миннефтепром СССР сократил, а затем и совсем отказал в финансировании этого проекта.     

Газовый фонтан

«На Ковыктинском газоконденсатном месторождении принят в опытно-промышленную
эксплуатацию первый пусковой комплекс» (22 марта 2006 года)

А тут новое открытие! Как-то захожу в управление «Востсибнефтегазгеологии», располагавшееся на углу Ленина и Горького, не успеваю открыть дверь кабинета генерального директора Сергея Сергеевича Перова, как слышу его радостный голос:

– Кажется, в Жигаловском районе мы открыли крупное месторождение газа…

 Показывает на карте:

 – Вот Ковыктинское поднятие. Здесь уже вторая скважина дала приличный дебит – настоящий газовый фонтан. Будем перебазировать дополнительные бригады Криволукской экспедиции, наращивать бурение…   

Иркутская область снова стала жить ожиданием своего природного газа. Такое уже было в «романтические» 1960-е, когда открыли первое в Восточной Сибири Марковское месторождение углеводородного сырья на левом берегу реки Лены между городами Усть-Кут и Киренск. С позиций сегодняшнего дня кажется: ну какие его запасы – всего 20 миллиардов кубометров газа и 10 миллионов тонн нефти? А тогда с этими запасами связывали большие надежды. Особенно по газу. Выступая с докладом в марте 1966 года (50 лет назад!) на собрании областного партийного актива, первый секретарь обкома партии С.Н. Щетинин с уверенностью говорил о планах строительства газопровода  Марково – Ангарск. Цитирую по «Восточно-Сибирской правде»: «Перевод на газоснабжение промышленности и быта в городах Братске, Тулуне, Ангарске, Усолье, Черемхове и других местах даст большой экономический эффект». Чем не перекличка с сегодняшним днём?

А этот документ, копия которого хранится в моём архиве, датирован 21 октября 1989 года: под названием «Записка о создании геохимического комплекса Иркутской области в 1990–1995 годах» и за подписью первого секретаря обкома партии В.И. Потапова и первого заместителя председателя облисполкома Л.А. Платонова он адресовался ЦК КПСС и Совету министров СССР. В нём отмечалось: «За последние три года в 300–500 километрах севернее Иркутска выявлен новый перспективный газоносный район, где открыто и ведётся разведка крупного Ковыктинского газоконденсатного месторождения, установлена газоносность ряда смежных площадей. Утверждённые запасы по Ковыктинскому месторождению на 1 января 1989 г. составляют по категории С1+С2 116 млрд кубометров, в т.ч. по категории С1 – 20 млрд кубометров. Решением научно-технического света Мингазпрома СССР от 31 августа 1988 г. месторождение рекомендовано в качестве базового и признано необходимым довести его разведанные запасы к началу 1991 г. до 80–100 млрд кубометров по промышленной категории…»  

В «Записке…» предлагалось одновременно с наращиванием объёмов работ на самом месторождении приступить к «квалифицированному использованию» его уникального по составу газа. Имелось в виду строительство газоперерабатывающего завода с целью выделения гелия, этана, широкой фракции лёгких углеводородов и других компонентов. По словам авторов документа, применение этана в получении этилена на Саянском производственном объединении «Химпром» позволило бы отказаться от сложившейся практики использования для этого нефтяного сырья. Тоже чем не перекличка с  сегодняшним днём: «Высвободившиеся ресурсы этилена могут быть направлены на расширение производства полимеров в производственном объединении «Ангарскнефтеоргсинтез» (ныне Ангарская нефтехимическая компания. – В.Х.)»?  

Под флагом «Байкалэкогаза»

«Строительство 112-километрового газопровода от Ковыктинского месторождения до районного центра Жигалово завершено в Иркутской области» (28 декабря 2007 года)

Надо сказать, что «Записка…» основывалась на известном постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал в 1987–1995 годах», реализация которого позволила бы оздоровить экологическую обстановку и сократить отрицательное влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду в регионе. Одна из таких мер – его газификация. Этим постановлением Министерству геологии СССР поручалось обеспечить в 1995 году подготовку промышленных запасов в южных районах Иркутской области в объёме 200 миллиардов кубометров, доведя их в перспективе до 500 миллиардов. А Министерство газовой промышленности СССР должно было в 1987-1988 годах разработать технико-экономическое обоснование (ТЭО) газификации предприятий, расположенных в городах Иркутске, Шелехове, Ангарске, Усолье-Сибирском, Черемхове, Саянске, и в 1989 году приступить к строительству объектов, связанных с добычей, переработкой и транспортировкой природного газа.  

Но новое обращение руководства области к высшим инстанциям по поводу необходимости оздоровления экологической обстановки и очевидной эффективности использования природного газа в Байкальском регионе не возымело действия. Причина лежала на поверхности: страна втягивалась в полосу глубоких экономических, политических, социальных перемен, имеющихся финансовых и материальных ресурсов хватало лишь на поддержание достигнутого уровня добычи углеводородов, а новые проекты откладывались до лучших времён. 

И всё же нашлись люди, которые с таким отношением к Ковыктинскому проекту не согласились. Наоборот, поверили, что он реален и, более того, достоин, чтобы им заниматься даже в кризисных условиях наступивших 90-х годов. И среди них первым следует назвать уже упомянутого выше Льва Анатольевича Платонова, бывшего «правой рукой» председателя Иркутского облисполкома, а затем главы администрации области Юрия Абрамовича Ножикова. 

По инициативе Платонова и при поддержке Ножикова для продолжения работ на Ковыктинском месторождении, подготовки ТЭО его освоения осенью 1990 года был учреждён газохимический консорциум под названием «Байкалэкогаз». В него вошли производственные объединения «Ангарскнефтеоргсинтез», «Востсибнефтегазгеология», «Иркутскгеофизика», «Иркутскэнерго», Саянский и Усольский «Химпром», институты «ВостсибНИИггимс», «ГосНИИхлорпроект» и другие – всего 14 предприятий и организаций области. Генеральным директором консорциума утвердили С.С. Перова, совет директоров по совместительству возглавил Л.А. Платонов. Как заявил Лев Анатольевич на презентации проекта в декабре 1990 года, цель данного шага – «решить проблемы, которые не решают министерства по постановлению о Байкале, то есть консорциум берёт в свои руки реализацию мер в части газификации промышленных предприятий региона».        

Конечно, организаторы «Байкалэкогаза» понимали, что только своими силами с такой задачей не справиться. Попытались привлечь отечественных партнёров, а точнее, инвесторов, из-за пределов области, но в Москве, Тюмени охотников серьёзно заняться Ковыктой не нашлось. Обратились за сотрудничеством к зарубежным специализированным компаниям. Вначале вели переговоры с представителями Китая, однако они, кроме заинтересованности на словах, ничего реального не могли предложить. Приезжали в Иркутск руководители бельгийской компании «Петрофина». В конце концов остановились на транснациональной «Бритиш Петролеум» и норвежской государственной «Статойл». У обеих компаний была высокая репутация бережного отношения к окружающей среде. Так, «БиПи» получила золотую медаль ЮНЕСКО за сохранение в интересах местного населения природы Аляски при освоении там крупного газонефтяного месторождения и строительстве 800-мильного трубопровода. Обе компании предложили на предварительной стадии провести собственными силами анализ состояния и перспектив нефтегазоносности региона в целом, дать оценку в мировых ценах затрат при добыче и транспортировке продукта, его конкурентоспособности, рисков с выходом на местные и внешний рынки, а уже потом вести разговор об инвестициях.   

В начале 1991 года в Иркутск прибыли технические команды специалистов этих компаний по ресурсам, добыче, переработке газа. Вместе с советскими коллегами они изучали обстановку на местах, в выделенном для них «эйзенхауэровском» особняке на улице Карла Маркса проводили камеральные работы. В итоге был подготовлен отчёт о проделанной работе. С ним перед участниками проекта и журналистами выступил исполнительный директор отдела развития «Бритиш Петролеум» Эдвард Уайтхед. Вот основной вывод отчёта, как я его передал в ТАСС 29 ноября того же года: «Освоение месторождений Восточной Сибири может стать рентабельным лишь в условиях свободного рынка. Также сдерживающими факторами являются неопределённость с уровнем налогообложения, отсутствие закона о совместной разработке ресурсов, местного рынка, дорог, связи и прочего».

Интересные мысли прозвучали в устах Уайтхеда в заключении его выступления:

– Иркутская область и её ресурсы обладают огромным будущим. И всё же, учитывая изложенные обстоятельства, «БиПи» и «Статойл» пока отходят в сторону. А будем ли мы участвовать дальше в этом проекте, покажет время…

Вперёд, «Русиа Петролеум»!

Комментируя отчёт компаний-партнёров, Сергей Перов тогда сказал:

– Не затратив ни доллара, мы получили оценку, взгляд на ситуацию в регионе от одного из крупнейших нефтегазовых альянсов мира. Да, они отказались от дальнейшего участия в проекте, но, тем не менее, оставили нам свои наработки, и это для нас важно. Да, мы не уйдём от трудностей и проблем, указанных в отчёте. Но мы также не уйдём от самой идеи газификации области. Теперь наша задача – сосредоточиться на формировании компании по добыче газа на Ковыктинском месторождении, разработке её технико-экономического обоснования, привлечении инвесторов.

В первом квартале 1992 года консорциум «Байкалэкогаз» завершил подготовку ТЭО Ковыкты, а в апреле была зарегистрирована компания «РУСИА Петролеум». Её учредителями выступили крупнейшие предприятия городов Иркутской области, а также одного Тюменской, первые буквы названий которых составили аббревиатуру РУСИА –  Радужный, Усолье-Сибирское, Саянск, Иркутск, Ангарск. Вспоминает Лев Платонов:

– Консорциум выполнил свою задачу, и было принято решение создать акционерное общество. В него вошли те же предприятия, перечислив 5 процентов своей выручки в уставный капитал. Мне доверили возглавить компанию, и в должности её генерального директора я проработал шесть лет, после чего перешёл в Институт систем энергетики Сибирского отделения Академии наук ведущим специалистом по этой тематике. В 1993 году, получив лицензию на право разработки Ковыктинского месторождения, мы приступили к его доразведке, созданию и развитию инфраструктуры, эксплуатационных сооружений. Несмотря на тяжёлое для экономики области и страны время, нам удалось нарастить объём буровых работ, в результате запасы газа с 350 миллиардов кубометров в 1991 году выросли до 870 миллиардов к концу 1996 года, после чего мы приступили к бурению  первой опытно-промышленной скважины…

То, что Ковыкта не оказалась в «заморозке», заметили далеко от её границ как на востоке, так и на западе. В том же 1997 году было подписано межправительственное соглашение о строительстве газопровода Россия – Китай, и вскоре началась совместная подготовка технико-экономического обоснования его прокладки.

В то же время с другой, западной стороны интерес к Ковыкте проявила теперь уже сама, без приглашения… «Бритиш Петролеум». Она выкупила 27 процентов акций «РУСИА Петролеум». А вслед за нею крупным акционером становится Тюменская нефтяная компания. Ожидаемо подал голос «Газпром». Лента ТАСС: «Глава «Газпрома» Алексей Миллер и губернатор Борис Говорин обсудили проблемы освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения, сообщили в администрации Иркутской области. Для «Газпрома» разработка этого месторождения является частью программы освоения газовых кладовых Восточной Сибири и Дальнего Востока, которой предусматривается газификация восточных регионов России и создание единого экспортного канала на газовые рынки стран АТР». 

Надежда умирает последней

«Ковыктинское месторождение является базовым для создания Иркутского центра газодобычи» (21 мая 2014 года)

А дальше буквально рекой потекли события, из которых газетная полоса способна вместить только немногие, да и то в кратком изложении.

Сеул станет конечным пунктом трубопровода, по которому газ Ковыктинского месторождения пойдёт в страны Юго-Восточной Азии. Все участники проекта – АО «РУСИА Петролеум», Китайская национальная нефтегазовая корпорация и южнокорейская «И-Эй-Джи-Си ойл» – ведут активное обсуждение маршрута будущего межгосударственного трубопровода (27 февраля 2001 года).

Проект газификации региона на базе Ковыктинского месторождения разработан в Иркутской области. Он подготовлен в соответствии с утверждённой акционерным обществом «Газпром» Программой создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учётом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (15 июля 2003 года). 

Международное технико-экономическое обоснование освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения парафировано в Иркутске. Свои подписи под ним поставили руководители рабочих групп по недрам, трубопроводу и рынкам, представляющих Россию, Китай и Республику Корея (12 ноября 2003 года).

Договор о создании региональной компании по разработке Ковыктинского месторождения подписан в Иркутске. Её учредителями выступили администрация области и альянс ТНК-БиПи. Кроме обустройства промыслов, Восточно-Сибирская газовая компания займётся прокладкой трубопровода к городу Саянску и далее на юг региона (4 марта 2004 года).    

136 миллионов долларов выделил на освоение крупнейшего в Восточной Сибири Ковыктинского газоконденсатного месторождения его основной инвестор – компания ТНК-БиПи. Эти средства пойдут на реализацию первого этапа регионального проекта – газификации Иркутской области (25 мая 2005 года). 

На Ковыктинском газоконденсатном месторождении принят в опытно-промышленную эксплуатацию первый пусковой комплекс. В его составе несколько эксплуатационных скважин с горизонтальными забоями, объекты газосборной инфраструктуры (22 марта 2006 года).

Заварен первый стык трубы на 670-километровом газопроводе Ковыкта – Саянск – Иркутск (29 мая 2006 года).  

Разработано технико-экономическое обоснование строительства газоразделительного завода на базе Ковыктинского месторождения. Производство намечено разместить на площадке АО «Саянскхимпласт» (24 сентября 2006 года). 

Строительство 112-километрового газопровода от Ковыктинского  месторождения до районного центра Жигалово завершено в Иркутской области (28 декабря 2007 года). 

Компания «РУСИА Петролеум» подала заявление о банкротстве в связи с тем, что её основной акционер и кредитор ТНК-БиПи предъявил требование о досрочном погашении части займов, предоставленных с целью реализации проекта разработки Ковыктинского газоконденсатного месторождения (10 июня 2010 года). 

«Газпром» приобрёл на аукционе в Иркутске имущество компании-банкрота «РУСИА Петролеум», владеющей лицензией на освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения (1 марта 2011 года).  

«Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация подписали контракт на поставку российского трубопроводного газа в КНР по восточному маршруту – магистральному трубопроводу «Сила Сибири» из Якутского и Иркутского центров газодобычи. Ковыктинское месторождение является базовым для создания Иркутского центра газодобычи (21 мая 2014 года).    

Заключительный комментарий Льва Платонова:

– Дело, затеянное нами в непростые 90-е годы, не должно остановиться. Это хорошо, что Ковыкта станет базой для поставок «голубого топлива» в соседнюю страну. Но надо подумать и о наших внутренних потребностях в нём, как и замышлялось первоначально. Я глубоко убеждён, что экономика Иркутской области без использования природного газа в химической и других отраслях промышленности развиваться не будет. Надеюсь, что нас в этом до конца поймёт и поддержит руководство страны. А надежда, как сказал древний мудрец, последнее, что умирает в человеке…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры