Две стороны одного капремонта
Капитальный ремонт многоквартирных домов в Иркутской области отныне будет проводиться по новым правилам. Изменения регионального закона касаются разных аспектов: новостройкам увеличили время на раздумья, каким способом лучше копить деньги на капремонт, сократили срок перехода от системы «общего котла» на спецсчёт до одного года, муниципалитетам дали возможность выступать в роли технического заказчика, а перечень работ дополнили техническим обследованием домов и экспертизой проектной документации. Эксперты уже полагают, что некоторые нововведения повлекут за собой увеличение размера минимального взноса на капремонт.
Однозначно положительные
Об изменениях в региональный закон о капитальном ремонте многоквартирных домов говорили ещё в прошлом году. 30 июня на сессии Законодательного Собрания депутаты Иркутской области обновили региональное законодательство о капремонте. Документ вступит в силу через десять дней после даты официального опубликования. Пока у всех жителей многоэтажек есть время, чтобы разобраться в нововведениях.
На заметку жителям области, которые в скором времени станут счастливыми владельцами квартир в новостройках, только введённых в эксплуатацию: обязанность по уплате взносов на капремонт отныне у них возникает по истечении полугода с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу. А решение об определении способа формирования фонда – в общем котле или на отдельном счёте – должно быть принято и реализовано не позднее, чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов.
Для тех, кто за полгода не успеет собраться и обсудить эти вопросы, сохраняется возможность принять решение позже. Но перейти от системы накопления средств у регионального оператора на спецсчёт – по-прежнему небыстрое мероприятие. Впрочем, согласно поправкам, теперь решение вступает в силу не через два года, как раньше, а через один год. Это правило не распространяется на дома, где жильцы свои решения направили региональному оператору более чем за год до вступления в силу поправок. Им придётся выждать все два года.
Не получится перейти на спецсчёт, если за домом числится не погашенный кредит или заём у областного Фонда. Отказаться от системы «общего котла» получится только после полного погашения задолженности.
Функцией технического заказчика ремонтов региональный оператор поделится с муниципальными образованиями, которые готовы взять на себя ответственность. Но для этого одного желания недостаточно. Муниципалитеты должны обеспечить финансирование работ из собственных бюджетов.
Эти три поправки сомнений у парламентариев не вызвали. Дискуссия развернулась вокруг вопроса, дополнять ли перечень работ техническим обследованием дома и экспертизой проектной документации.
Сомнительные затраты
Техобследование и экспертиза не станут обязательными, сами собственники на общем собрании будут принимать решение, соглашаться на них или нет. Некоторые депутаты посчитали, что экспертиза в первую очередь рассчитана на дома, которые сегодня находятся в плачевном состоянии и входят в программу капремонта только потому, что одномоментно расселить их как аварийные невозможно.
«Масло масляное это называется в народе: мы говорим, что Фонд и так при принятии решения проводит техническое обследование, – прокомментировал председатель Заксобрания Сергей Брилка. – Какая специальная экспертиза нужна для особых случаев? Если вы говорите о 335-й серии, то по ней уже сделана масса технических заключений. Этой серии нужно отдельное финансирование. Неправильно тратить на обследование этих домов средства собственников, которые они собирают на капремонт».
Как пояснил заместитель министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Сергей Малинкин, проведение техобследования позволит выявить скрытые дефекты конструкций, незаметные при визуальном осмотре. Такое заявление вызвало недоумение у некоторых парламентариев. Сергей Брилка подчеркнул, что в таком случае возникает вопрос: каким образом Фонд ранее определял, сколько миллионов направить на ремонт конкретного дома?
Как пояснил директор Фонда капремонта Денис Быков, сегодня смета и перечень работ составляются на основе визуального диагностирования, а не инструментального. Для последнего как раз и нужны поправки.
Кроме того, в техобследвании действительно нуждаются в первую очередь «панельки» 335-й серии. По словам Быкова, в Фонд регулярно обращаются собственники в этих домах. Жильцы указывают на аварийное состояние зданий, которым не поможет капремонт. Детальное техобследование позволит ранжировать ветхие многоэтажки, исключить часть их из региональной программы.
Введение экспертизы проектной документации предусмотрено Градостроительным кодексом, пояснил Малинкин. Экспертиза рассчитана на здания со сложным конструктивом, на дома – памятники культурного наследия. «Если мы не примем поправки, вопросы по домам со сложными сетями, домам-памятникам останутся нерешёнными. По предварительным данным, экономический эффект от принятия поправок оценивается в 1,2 миллиарда рублей. А вложений понадобится 50–60 миллионов», – подчеркнул директор Фонда капремонта.
Его предшественник, депутат Андрей Микуляк, возразил, что проведение экспертизы, согласно Градостроительному кодексу, не требуется. Она нужна только для капитального ремонта автомобильных дорог. «Поэтому я считаю, что данный пункт вносить нецелесообразно. Вместе с тем необходимо провести проверку достоверности стоимости работ», – подчеркнул Микуляк.
Тем не менее закон с озвученным пунктом депутаты Заксобрания Иркутской области приняли.
Из кармана собственников
Финансирование работ может осуществляться Фондом в том числе за счёт процентов по депозитам, на которых размещены средства фонда (за 2015 год сумма составила 50,6 млн рублей). Но, согласно законодательству, финансовая нагрузка от нововведений упадёт на плечи собственников.
По правилам, обоснование минимального размера взноса рекомендуется проводить через каждые три года (до начала очередного трёхлетнего плана реализации региональной программы капитального ремонта). Пока минимальный размер взноса на 2016 год сохранён на уровне, установленном на 2014 и 2015 годы.
«Учитывая, что минимальный размер взноса не переоценивался в течение трёхлетнего периода, имеется необходимость при установлении минимального размера взноса на 2017 год рассмотреть вопрос о переоценке минимального размера взноса», – сообщается в пояснительной записке к закону.
Как пояснил Денис Быков, увеличение перечня услуг действительно может в итоге отразить на минимуме. «Если переносить на стоимость взносов, это получится меньше рубля», – отметил Денис Быков.