издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Современная поэзия, танцы под дождём и серьёзные разговоры

В минувшее воскресенье в Иркутске завершился третий ежегодный фестиваль искусств «Культурная столица»

В последние выходные июня площадка набережной Ангары в районе памятника Александру Третьему и острова Юности стала центром общественной жизни Иркутска. Здесь начиная с пятницы проходили концерты, выступления, творческие встречи, семинары, обсуждения. Фестиваль «Культурная столица», организованный АО «ЕвроСибЭнерго», правительством региона и культурным центром «Байкал тотем», уже третий год подряд пытался обьединить под своими знамёнами самые интересные, необычные и новые для столицы Восточной Сибири творческие направления и проекты. Что из этого получилось, узнал «Иркутский репортёр».

«Читаю громко. По слогам»

– Что это было? Как это читать? – ошарашенно крутит головой в сторону микрофона парень лет двадцати. – В стихотворении ни одной запятой нет – только четыре точки!

Похожий эффект и на остальных участников Всероссийского чемпионата по чтению вслух «Открой рот», упомянутого в рамках афишы «Культурной столицы» на 26 июня, произвели и другие выбранные для чтения вслух стихи и книжные отрывки. «Вечер экспериментальной поэзии продолжается, – с иронией заключила одна из участниц, рискнувших попробовать силы у микрофона. – Надеюсь, правильно произношу имя автора».

По какому принципу отбираются книги и отрывки для участников чемпионата по чтению вслух, его основатель Михаил Фаустов не объясняет. «Расскажу только под смертельными пытками», – пресекает он все вопросы. Некоторые подробности он всё же выдаёт сам без применения грубой физической силы. «Я всё это придумал, – рассказывает он во вступлении к словесным баталиям. – С тех пор я потерял место жительства, место работы – всё потерял. Зато езжу как дурак по городам – заставляю людей читать книжки».

Основные концертные мероприятия «Культурной столицы» прошли на набережной Ангары

Разброс их довольно большой: от жития протопопа Аввакума до лимоновского «Убийства часового». Читать приходится с листа, без подготовки. Во многих случаях это ­означает не только мелкие запинки, но и интонационные промахи. Порой они, однако, добавляют свое­образного шарма прочитанным у микрофона книжным отрывкам или строфам.

В Иркутском этапе чемпионата по чтению вслух, который был включён в программу «Культурной столицы», приняли участие около 20 человек. Лучшего чтеца выявляли в рамках четырёх раундов. Помимо нулевого этапа (сократившего число участников до 12) было три основных, включивших чтение прозы и поэзии. «Жюри, как в фигурном катании, оценивает технику и артистизм, – говорит Фаустов. – Хотя правила всегда разные, и знаю их только я». Оценивать способности иркутских чтецов помимо иркутянки Ирины Распопиной, известной своими книжными рецензиями, согласились руководитель театра-концерта «Вампука» Евгения Глюкк и художник Дмитрий Шагин, при­ехавшие в Иркутск на фестиваль «Культурная столица» в качестве организаторов и гостей.

– Замечательный конкурс, – делится впечатлениями Глюкк, которая в этом году стала режиссёром детской площадки Иркутского фестиваля. – Но я, будучи помимо прочего и радиоведущей, обращаю внимание на правильное произношение, грамотность. Кроме того, очень важно уловить смысл и прочитать с правильной интонацией. У всех получается по-разному: у кого-то лучше с прозой, у другого – с лирикой. Это ведь не секрет.

Три лучших чтеца по итогам нескольких этапов выявляли лучшего уже в очном споре – читая выбранные наугад сонеты Шекспира. В итоге в компании из двух девушек и единственного мужчины победителем Иркутского отборочного тура чемпионата «Открой рот» стал последний. Именно он в полуфинале Всероссийского конкурса будет соревноваться такими же победителями отборочных этапов от Сибири и до Дальнего Востока.

Фестивальные открытия

«…кроме бабушек, были и дедушки, и дети – в общем, люди всех возрастов»

Пока в воскресенье в шатре на острове Юность читали прозу и стихи, на главной площадке «Культурной столицы» – сцене у памятника Александру Третьему – готовились к финальному гала-концерту фестиваля. Ветер и намечающийся с обеда дождь на боевой настрой организаторов и зрителей не повлияли.

– Я за последние дни поняла, что у природы нет плохой плохой погоды, – говорит одна из собеседниц «Иркутского репортёра», сидя на лавочке у картонного телевизора детской сцены «Культурной столицы». – В субботу весь день с ужасом ждали дождя. Я стояла у сцены, когда выступали Billy’s band, и думала: «Пусть только спеть успеют до ливня». Так и произошло. А затем началось лазерное представление. И тут полил дождь. Думала, что все разбегутся – то ещё удовольствие мокнуть. Вдруг заиграла музыка, вспышки света множились от капель. И народ, не успевший разойтись после концерта, начал прямо там танцевать под дождём. Такая кинемато­графическая картинка получилась: никогда не думала, что увижу что-то подобное в Иркутске.

Впрочем, днём (за несколько часов до импровизированного электронного сета под дождём, организованного режиссёром фестиваля – петербуржцем Денисом Рубиным) на главной сцене «Культурной столицы» мало что напоминало о со­временном искусстве с лазерными спецэффектами. Главная роль предназначалась представителям областных модельных Домов культуры, съехавшихся в Иркутск со всей области. Чтобы показать себя на площадке фестиваля, они прошли отбор – перед зрителями выступали лучшие.

– Честно говоря, это часть фестиваля ещё в программе казалась самой скучной, и идти на неё не планировалось, –  признаются зрители у главной сцены. – Сразу в голове всплывают бабушки в кокошниках, частушки, заунывные песни… Но на самом деле всё оказалось намного веселее: кроме бабушек, были и дедушки, и дети – в общем, люди всех возрастов. И выступали они хорошо. Даже несмотря на скепсис сейчас не жалею, что это увидели, такой возможности скорее всего уже не будет. А они что, зря стараются? Наверняка, когда поёшь или танцуешь, хочется, чтобы это кто-то увидел.

Участие региональных коллективов было одной из главных задач, которые ставились перед организаторами фестиваля в этом году. «Когда мы задумывали «Культурную столицу» три года назад, то хотели, чтобы у местных коллективов и проектов была возможность показать свои таланты, – говорит соорганизатор фестиваля, куратор социальных проектов «ЕвроСибЭнерго» Андрей Швайкин. – К тому же мы хотели, чтобы фестиваль стал площадкой совместного творчества разных людей и компаний. Нам это уже удалось: в Иркутске проводили совместные выставки местных и петербургских фотографов, общие художественные проекты».

Финалом этой работы стало со­вместное выступление Иркутского губернаторского симфонического оркестра и Санкт-Петербургского рогового, завершившего программу первого дня фестиваля в минувшую пятницу. «Так завершился со­вместный проект, начало которому было положено ещё три года назад, на первом фестивале, – говорит организатор «Культурной столицы» директор АНО ИФЦ «Байкал тотем» Анатолий Борозненко. – Мы надеемся, что эта традиция продолжится в рамках не только фестиваля, но и международного культурного форума, появление которого обсуждалось на круглом столе».

От Ангары до Байкала

В Иркутском этапе чемпионата по чтению вслух, который был включён в программу «Культурной столицы», приняли участие около 20 человек

Третий, заключительный день «Культурной столицы» в этом году запомнился не только насыщенной программой и большим заключительным концертом, но и проведением открытого круглого стола. В шатре на Юности собрались не только организаторы фестиваля, но и иркутские общественники, представители бизнеса и власти. Модератором встречи, посвящённой вопросам культуры и проведению на берегах Байкала международного культурного форума, стал телеведущий, писатель и драматург Андрей Максимов. Об итогах встречи он сказал так: «Я не собираюсь давать оценки. Сегодня было довольно большое количество конкретных предложений. Это был очень обстоятельный и конкретный разговор».

Главным итогом воскресной встречи стало сообщение о создании культурного форума на берегах Байкала. Планируется, что он состоится уже в 2017-м и будет проходить каждые два года.

– Форум – логичное продолжение «Культурной столицы» – результата совместной работы отдельных людей, частного бизнеса и власти, – говорит Андрей Швайкин. – Это не значит, что Иркутский фестиваль прекратил своё существование – он, как и прежде, будет проводиться ежегодно. За три года мы прошли путь от небольшого городского события до одного из главных культурных мероприятий. Мы добились своих целей и ставим новые.

Что конкретно планируется в рамках одобренного властями региона форума, пока неизвестно, но скепсис иркутской публики вроде бы побеждён: «Я ещё не очень понимаю, что собой представляет этот самый форум. Но ничего против не имею, – говорит один из участников круглого стола. – Пусть будет хоть какое-то движение, новый воздух. Когда начиналась «Культурная столица», казалось, что это какая-то глупая идея и надолго авторов не хватит. Но фестиваль смог раскрутиться, заинтересовать людей разных возрастов, предпочтений и характеров. Посмотрим, получится ли это у форума».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры