издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Садоводы пойдут лесом

Массовую деприватизацию садоводческих участков затеяло в Приангарье Росимущество. Так, в Иркутский райсуд подано около 800 заявлений с требованием изъять земли у собственников. Истец уверен: участки, более 20 лет находящиеся в составе СНТ, являются лесфондом. В случаях, если суд первой инстанции не разделит эту позицию, ведомство подаст апелляцию. Собственники расценивают такие действия как попытку захватить их территорию.

Огород под ёлкой

В Иркутский районный суд в период с августа 2015 года по март 2016 года поступило 795 исков от Росимущества по Иркутской области. Все эти претензии федерального ведомства – к садоводам, владеющим участками, расположенными под Иркутском. Ведомство пытается через суд доказать, что земельные участки, выделенные под садоводства 20–25 лет назад, а затем приватизированные частными лицами, на самом деле по-прежнему являются лесным фондом. Поэтому, как требует истец, их необходимо изъять из незаконного пользования и вернуть государству.

– Лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода, – объ­ясняет «захватчикам» территории в исковых заявлениях Росимущество.

Список садоводств, в которых, по мнению ведомства, нужно изъять земли у конкретных граждан в пользу всего многонационального народа страны, достаточно обширный. Среди прочих называются СНТ по Байкальскому тракту – «Ангарские Зори», «Южное», «Мастерок», «На­дежда», «Дорожный строитель»; по Голоустенскому тракту – «Багульник», «Серебряный ключ», «Кедр», «Воссовец»; по Мельничному – «Холодок», «Правовед», «Оптимист», «Гермес»; по Качугскому – «Росинка». Речь идёт также об участках в селах Смоленщина, Западный и ряде других населённых пунктов.

Соответчиком по данным делам выступает администрация Иркутского района: именно по правовым актам райисполкома когда-то в 1980-х – начале 1990-х и выделялись земли под садоводства различным профсоюзным объединениям – домостроительным, дорожным, мясоперерабатывающим, медицинским…

«Информация о новых делах поступает к нам из суда ежедневно. Эта ситуация массовая, связана она не только с собственниками садоводческих участков. Она намного глубже: оспариваются права собственности на участки, которые предоставлялись районом под индивидуальное жилищное строительство, предоставлялись крестьянским фермерским хозяйствам. Есть участки, которые формировались из паев. Они тоже, как считает Росимущество, находятся в лесном фонде», – рассказывает «Конкуренту» начальник правового управления администрации Иркутского района Варвара Слинкова.

В одних  случаях Росимущество оспаривает полностью площади всего садоводства – например, СНТ «Южное»; в других – претендует лишь на отдельные участки или доли участков, проходящие, по мнению ведомства, по границам лесного фонда.

Потерянный лес

По информации «Конкурента», поводом для обращения в суд стало завершение учёта лесных угодий страны, который инициировало Федеральное агентство лесного хозяйства ещё в 2012 году. После завершения кадастровой оценки выяснилось, что лесники недосчитались значительной площади земель лес­ного фонда, в том числе – в Иркутской области. 

Об этом, собственно, и говорится в многочисленных исковых заявлениях (есть в  распоряжении редакции; они, как правило, типовые, за исключением данных о площади, координатах конкретных участков и фамилий их хозяев, к которым возникли претензии), поступивших от Росимущества в Иркутский райсуд: «…произошло существенное уменьшение площади ранее учтённых земельных участков лесного фонда…».

В Приангарье недостачу эту местные лесники решили списать на СНТ: «Геодезисты, задействованные в работе, выявили, как считает теруправление, наложение границ лесного фонда, которые были определены старыми лесоустроительными материалами (в гослесреестре. – Прим.), на земли иных категорий. Позиция лесников: за счёт земель лесфонда были поставлены на кадастр участки другой категории, предоставленные под СНТ», – рассказывает юрист администрации Иркутского района Варвара Слинкова.

За подписью народных депутатов

Отыскав виноватых, Агентство лесного хозяйства Иркутской области (с июня 2016 года реформировано в министерство), которое вело лесной реестр, поспешило обратиться в Росимущество с просьбой «о защите прав и законных интересов Российской Федерации» от садоводов, занявших земли лесного фонда.

Росимущество на просьбу откликнулось. Так, среди прочих, поступили иски на садоводов, которые якобы незаконно приватизировали земли в печально известном лесничестве Приморском. Напомним, именно там весной 2015 года практически единовременно в разных частях лесной территории, находящейся далеко за пределами садоводств, бушевало сразу несколько крупных пожаров. Возникновение их местные жители и общественники связывали с деятельностью «чёрных лесорубов», которые  организовали несколько пилорам в этом районе, а потом таким образом уничтожали отходы незаконного производства.

Между тем собственники участков такого поворота событий явно не ожидали – ведь на руках имеются документы, подтверждающие не только права собственности, но и акты о выделении земель для организации на них садоводств, подписанные исполкомом Иркутского района и представителями лесничеств.

– У нас, наверное, 10–15 исков получено по садоводству. Участки поставлены на кадастровый учёт как земли сельхозназначения, а значит, их можно использовать под садоводческие цели,  – рассказывает «Конкуренту» муж собственницы участка в СНТ «Фотон» Илья Джинчвелашвили. – Все мы решили объединиться, наняли юриста, теперь он представляет наши интересы в суде. Росимущество, видимо, рассчитывает, что люди не смогут отбиться, многие из них решат просто не ходить в суд, будучи уверенными в необоснованности претензий. Ведь у них, как-никак, есть все правоустанавливающие документы на землю.

По предположениям членов садоводства, недостача лесных земель могла возникнуть из-за того, что кто-то когда-то «разворовал эти земли», теперь же восполнить пробелы на своей карте лесники пытаются за счёт официально выделенных для СНТ территорий.

– Вот смотрите: государственный акт о выделении земли под коллективное ведение садоводческой деятельности, предоставленный областному объединению «Росмясомолторг», – рассказывает «Конкуренту» другой собеседник, владеющий участком по Мельничному тракту в СНТ «Раздолье», Алексей Трегубов. – Подписан он ещё в 1991 году исполкомом Иркутского района. Речь идёт о 17,8 гектара лесов из земель Приморского лесничества. Есть здесь подпись и представителя этого лесничества. В этом же документе за подписью и печатью совета народных депутатов лесничеству предписано выдать лесопорубочный билет на дрова, расчистить участок под садоводство. Есть акты техобследования участка, который подготовлен перед выделением земель в садоводческие цели.

Росимущество усомнилось в документах

Но в ТУ Росимущества подобные документы считают малоубедительными: муниципальные акты «лишь фиксируют категорию земель, но не определяют её», а сведения государственного кадастра сельхозземель «не являются бесспорным доказательством», что земля – сельскохозяйственного назначения.

«Первичным источником информации и доказательством, подтверждающим отнесение спорного участка к землям лесного фонда, является информация из гослесре­естра – выписок из таксационных описаний (тип леса, запасы, преобладающая порода, деловые характеристики древесины), копий лесоустроительных планшетов, планов лес­ных насаждений, карт-схем лес­ничеств…» – говорится в составленном иске.

Между тем собеседники «Конкурента» из садоводств по Мельничному тракту рассказали, что по их делам уже состоялись первые судебные слушания, на которые истец не явился. Вторые заседания перенесены.

– В суд от них (ТУ Росимущества. – Прим. авт.) пока не представили доказательства, сообщил мне судья на первой встрече. Только плохо выполненный план садоводств, – комментирует собственник участка в СНТ «Раздолье». – Вот смотрите – он, судя по всему, собран просто в программе «Фотошоп» без какой-либо топографической основы. На наш взгляд, геодезисты, занимавшиеся уточнением границ лесного фонда, расставили границы наугад. В итоге, по их материалам, через наше садоводство проходит полоса лесного фонда шириной в два метра. Получается, с одной стороны – участки в составе садоводства, с другой стороны – тоже. А посредине – лес. Как такое возможно? Допущены ошибки, а сейчас из-за них страдают интересы людей.

Снос не исключён

В администрации Иркутского района тоже склонны считать, что далеко не все претензии Росимущества и лесников, принятые к рассмотрению в суде, оправданны.

– Конечно, есть ситуации, когда земли действительно захвачены: собственники поставили баню за границами участка – небольшой кусок земли, вроде бы ничей, в лесу… Но есть и старые СНТ,  имеются государственные акты, которые являлись в своё время основанием для уточнения садоводческих границ. Земли выделялись за счёт участков сельскохозяйственного назначения, лесов тогда уже в подавляющем большинстве случаев не было вообще. В этих случаях мы поддерживаем граждан, – рассказывают специалисты правового отдела администрации района.

Какой в целом будет судебная практика по таким резонансным делам о приватизации участков в СНТ, прогнозировать специалисты районной администрации сейчас не берутся. По их данным, решений, вступивших в силу по искам Росимущества, пока ещё нет. Между тем есть частные случаи, когда принимались решения в пользу граждан, но при этом теруправление подало на апелляцию в областной суд.

Проигрыш в этих делах для районной администрации означает, что её акты двадцатилетней давности будут признаны недействительными. Таким образом, местным властям придётся их отменять. Однако более тяжёлыми окажутся последствия для людей, сегодня владеющих участками в СНТ. «Это, конечно, будет фатальное решение. Логично предположить, что на участках, которыми люди активно пользовались 20 лет и затем приватизировали их, появились постройки для собственных нужд. Росимущество через суд будет добиваться их сноса», – отмечают в районной администрации.

Источник: http://zamanula.ru/

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры