издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Человеку всегда интересен человек»

Иркутский драмтеатр стал финалистом первого регионального конкурса профессиональных репертуарных театров «Полюс. Золотой сезон». Проект реализуется при поддержке федерального фестиваля «Театральный Олимп». Кстати, это единственный в России и не имеющий аналогов в мире панорамный фестиваль ведущих репертуарных театров страны. На фестивале оцениваются не только творческие достижения театров, но и театры как субъекты современного рынка. В конкурсе приняли участие театры Красноярского края, Якутии, Иркутской и Магаданской областей. Ольга Сенаторова, театральный критик, генеральный продюсер федерального фестиваля «Театральный Олимп», рассказала нашей газете о миссии фестиваля, о театрах Сибири и о том, что во многих коллективах сегодня запретили даже произносить слово «выживать», оставив только слово «жить».

Было время, зритель уходил 

– Расскажите подробнее о фестивале «Театральный Олимп». Как кем и для чего он был придуман? 

– В основе этого проекта, идея которого принадлежит мне, лежал десятилетний мониторинг театрального процесса. Анализ и выявил негативные моменты в отношении к отечественному репертуарному театру. В начале нынешнего века, пожалуй, только ленивый из оппозиционно настроенных коллег не пытался оскорбительно отозваться о репертуарном театре. Стало даже какой-то ложной доблестью на различных собраниях говорить, что стационарный театр устарел, никому не нужен. Мол, необходимы новые формы, новому зрителю нужен новый театр. Однако не следует забывать, что кроме «нового» зрителя существует ещё и «старый», воспитанный на богатых культурных традициях отечественной сцены. Да и ценности, которые в своём творчестве отстаивают репертуарные театры, не будут лишними для духовного формирования поколения next.

Согласимся, что общие социально-экономические проблемы не обошли театр. Вся страна в конце 1990-х испытывала тяготы экономического кризиса. Да, в это тяжёлое время зрители ушли из театра, часть из них пыталась самостоятельно адаптироваться к рынку, у других, особенно бюджетников, представителей малообеспеченных слоёв, порой не было денег на театральный билет… Именно эти сигналы не совсем точно и правильно восприняли театральные «революционеры». Зрители ушли, потому что ухудшилось их финансовое положение. Плюс присутствовала социальная депрессия: театру необходимо было активно отвечать на новые запросы времени, а для этого нужно было провести внутренний самоанализ и перестроиться. Это процесс произошёл не сразу.

– В чём миссия фестиваля?

– Целенаправленно способствовать поддержке, развитию и укреплению репертуарного театра России как основной структуры отечественного театрального процесса. Формирование, сохранение и распространение в российском обществе общечеловеческих ценностей, развитие национальной театральной школы.

Мы, как организаторы «Театрального Олимпа», стремимся, чтобы все отечественные театры выходили на новый уровень осмысления общественной значимости своего творчества, находили новые пути активного взаимодействия со своей аудиторией: и через репертуарную политику, и через инновационные формы внешних коммуникаций. «Театральный Олимп» можно назвать одновременно индикатором и модератором современного театрального процесса в России. В ходе него определяются состояние и основные стратегические ориентиры театрального дела страны.

– А что значит формулировка «панорамный фестиваль»?

– Традиционно на различных театральных фестивалях оцениваются творческие достижения театров, в частности, спектакли, актёрское мастерство, режиссура и так далее.

«Панорамность» я бы рассматривала в двух аспектах. Первый: на фестивале панорамно представляется жизнь каждого театра. Это могут быть как крупные коллективы из мегаполисов-миллионников, так и театры из небольших городов. Но все они в меру своих сил и возможностей ведут серьёзную творческую и организационную работу в территориях. «Театральный Олимп» позволяет исследовать конкретные технологии успеха театров различного статуса. Второй аспект – большая доля фестивального времени отводится на обмен опытом, в котором задействованы не только театры-конкурсанты, но и практики, приглашённые на фестиваль. Из информации последних об успешно осуществлённых проектах, инновационных моделях и стратегиях работы в различных сегментах рынка складывается калейдоскоп прорыва, панорама практических достижений современного российского театра. И, конечно же, размышления профессиональных критиков дают представление о развитии многоликого театрального процесса в стране.

– Почему вы избрали в качестве конкурентных параметров не только творческие достижения, но и успехи в сфере театрального менеджмента и социально-культурного партнёрства?

– С 1999 года, когда вышло Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации», поменялись ориентиры в театральном деле. Театр начал постепенно превращаться в социально-культурный институт, который занимается не просто созданием и прокатом спектаклей, а формированием ключевых общественных потребностей, в том числе духовных. Основным фигурантом театрального дела стал зритель. Сегодня без изучения зрительской аудитории театр будет работать вслепую. Ему важно понимать, как наилучшим способом воздействовать на своего зрителя. А для этого нужно знать, по каким законам живёт тот или иной город, как развиваются рекламные и pr-технологии, как строится эффективная экономическая модель театра, как работать со спонсорами и так далее. Грамотный менеджмент на этих направлениях определяет успешность театра. Насколько сегодня сложна и многомерна реальная практика театра, настолько сложен конкурсный пакет, который, по сути, отражает все направления деятельности современного театра. Поэтому потенциальные участники фестиваля показывают не только два спектакля – для детской и взрослой аудитории, но и содержательный деловой пакет, дающий представление об их маркетинговых технологиях и успехах в сфере общего театрального менеджмента.

Нет времени на страдания по поводу выживания

– Организаторы фестиваля утверждают, что конкурс призван содействовать развитию социальной среды в регионах присутствия «Полюса» за счёт поддержки национальной театральной школы. Можно об этом подробнее? Как, на ваш взгляд, поддержка театральной школы будет содействовать развитию социальной среды?

– Сегодня Россия переживает непростые времена. Среди тех, кто способен поддержать людей, дать им эмоциональные силы, наполнить их души добрыми смыслами, – отечественный репертуарный театр. Однако, как я уже упоминала, на рубеже XX-XXI веков государственные профессиональные театры с их труппами, цехами, зданиями, полнометражными творческими проектами вошли, как и страна в целом, в зону экономической «турбулентности». Самые нетерпеливые ревнители со­временного постмодернизма, наблюдая, как накренился флагманский театральный корабль, спешили проинформировать мир о его скором и безвозвратном затоплении. Но репертуарный театр выстоял и продолжает развиваться, в том числе благодаря поддержке бизнеса. В этом смысле «Полюс» – пионер данного перспективного движения. Ставка на театральное искусство – очень продуманный шаг. Именно в театре, как ни в каких других видах искусства, возникает мощный прямой эмоциональный контакт между сценой и зрительным залом. 

– Много вы видели театров, в основе которых лежит не только интересный зрителю репертуар, но и успешный бизнес-план? 

– Если бы мне 20 лет назад задали этот вопрос, ответ был бы: «Да, не очень много». Но такая оценка короткого периода в жизни отечественного театра не выглядит критично. Потому что уже в конце 1990-х государство и театральное сообщество грамотно предусмотрели возможность изменения кризисной ситуации для развития театра. В конце прошлого века на базе ведущих театральных вузов Москвы и Санкт-Петербурга в отдельное направление была выделена подготовка специалистов по организации и планированию театрального дела. В середине 1990-х создаётся Высшая школа деятелей сценического искусства (ВШДСИ) под руководством Геннадия Григорьевича Дадамяна, которой за 25 лет существования было подготовлено более 300 специалистов-менеджеров высшей квалификации, ориентированных на совершенствование и развитие театрального дела. Появилась новая профессиональная прослойка, на плечи которой и легли основные тяготы управления театральными структурами в кризисные времена. Эти люди вывели свои коллективы из опасной зоны. Сегодня наступило время собирать камни. Уже анализируется накопленный позитивный опыт. А примеры? Около 40 коллективов-олимпийцев точно составляют флагманский авангард российского театра. Это театры, приглашённые на фестиваль «Театральный Олимп» и победившие на нём! Театры, которые ежегодно берут на себя смелость вступать в сложнейший творческий и деловой марафон, ощущая за собой силы, ресурсы для того, чтобы померяться силами друг с другом и доставить удовольствие зрителям. 

– Как всё-таки сегодня театру выживать?

– К счастью, во многих коллективах запретили себе даже произносить слово «выживать», оставив только слово «жить»! А полноценно жить возможно, лишь не забывая два главных постулата. Театр – это не место для эгоистической реализации творческих и личностных амбиций. Театр – это социально-культурный институт, в котором главный вектор всех усилий – зритель, духовный потенциал человека. Именно на этом пути можно найти много союзников. Второй момент: к сожалению, некоторые руководители театров, в силу определённой профессиональной неграмотности, забывают, что культура не должна просить, она должна позволять себе давать. А для того, чтобы перейти на этот уровень, нужна достойная работа – и внутри коллектива, и на зрительском рынке, и в реализации различных технологий для претворения в жизнь миссии театра. Такая практика не оставляет времени на страдания по поводу выживания.

Иркутск – не случайный прыжок к успеху

– В конкурсе «Полюс. Золотой сезон» приняли участие три четверти всех профессиональных репертуарных театров Красноярского края, Якутии, Иркутской и Магаданской областей. Что вы можете рассказать о культурном пространстве этого большого региона? Как влияет на театральную деятельность отдалённость от столицы?

– По мнению членов жюри конкурса «Полюс. Золотой сезон», сегодня в этих регионах создаётся очень серьёзный художественный продукт. И тут нет ничего удивительного. Ведь территория присутствия компании «Полюс» – это регионы с исторически сложившейся театральной культурой и инфраструктурой. Скажу только, что первым обладателем главного приза родившегося в 2011 году федерального фестиваля «Театральный Олимп» стал Красноярский театр юного зрителя. В 2012 году из Красноярского края на фестиваль в Сочи приехал Норильский Заполярный театр драмы имени Маяковского и стал серебряным призёром. В самом начале никто из членов жюри и подумать не мог, что одна из главных престижных наград достанется театру из района вечной мерзлоты, не очень «раскрученному» на всероссийском пространстве. Но когда мы детально ознакомились с деятельностью творческого коллектива и его административной команды, стало понятно, что результаты заслуживают самой высокой оценки. Красноярский драматический театр имени Пушкина и Минусинский драматический театр давно путешествуют по разным фестивалям, много лет демонстрируя высочайший профессиональный уровень. Очень достойно держит себя в этой профессиональной семье Красноярский краевой театр кукол. Никогда не пустуют зрительные залы музыкальных театров Красноярска и Железногорска.

– А наши земляки?

– Что касается Иркутской области, то я недавно на одном из российских фестивалей встретилась с Черемховским драматическим театром имени Гуркина. Это молодой, талантливый, амбициозный коллектив. Несколько лет назад была в Братске и видела, как строится работа местного драматического театра – солидный уровень. У победителя конкурса «Полюс. Золотой сезон» Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова психологически тонкие спектакли, очень интересная система проектной работы со зрителем. К тому же театр много лет проводит собственный, авторитетный фестиваль с посвящением своему земляку драматургу Александру Вампилову – это о многом говорит. 

– Соседи из Якутии?

– Если посмотреть на карту Якутии, то там просто россыпи театральных бриллиантов. Республиканская столица – настоящий северный театральный форпост России, где успешно работают: известный во всём мире Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) имени Сивцева – Суоруна Омоллоона, Саха академический театр имени Ойунского, Государственный академический русский драматический театр имени Пушкина и другие значимые коллективы. Даже там, куда «только самолётом можно долететь», интересно строится театральная жизнь. Нюрбинский государственный передвижной драматический театр Республики Саха (Якутия) из со­всем маленького городка, но это не мешает ему долгие годы привлекать к себе внимание театральной общественности. С коллективом Мирнинского драматического театра я впервые познакомилась в прошлом году на фестивале в Иркутске: грамотный, устремлённый к профессиональным вершинам молодой директор, креативная молодёжная труппа. К сожалению, в силу отдалённости театры Сибири и Дальнего Востока нередко выпадают из общероссийского театрального контекста. Всё-таки вывести труппу и оформление спектаклей в центральные регионы очень дорого. Как раз конкурсы, подобные проекту «Полюс. Золотой сезон», дают возможность творческим коллективам представить свои таланты на федеральном уровне, поделиться с коллегами своим видением современного театра и познакомиться с эффективными деловыми трендами успешного управления театральным делом.

– Наш Иркутский драмтеатр стал финалистом конкурса. На ваш взгляд, почему?

– В театре давно и плодотворно ведётся творческий поиск интересных моделей взаимодействия со зрителем, который обеспечивается труппой с хорошей профессиональной подготовкой и качественной режиссурой. Много лет руководит театром Анатолий Андреевич Стрельцов – это современно мыслящий менеджер, стратег театрального дела. Сегодня этот театр, по мнению жюри, является одним из флагманов проектной деятельности, что обеспечивает ему авторитет у партнёров и различных групп зрителей. Проектная деятельность – умение ощущать жизнь общества, находить варианты решения тех или иных общественно значимых проблем. И если театр это умеет, то он действительно становится важным для зрителей. И он, благодаря объёмной ресурсной базе, является авторитетным партнёром для всех заинтересованных структур. Сегодня «охлопковцы», как их нередко называют, и успешны в художественном плане, и суперуспешны с точки зрения театрального менеджмента. И, естественно, выбор жюри, определивший победителя в Иркутской области, понятен. Замечу, что это не случайный прыжок к успеху. Это результат многолетней серьёзной творческой и организационной работы.

– Это был первый региональный конкурс. Как бы вы оценили этот опыт? Будете продолжать? Что конкурс может дать регионам?

– На территории присутствия компании «Полюс» работает 31 театр, в конкурсе «Полюс. Золотой сезон» приняли участие 23 из них – это достойный результат. Проект помог всем театрам названных регионов выйти на новый уровень самооценки. Уверена, что после этого проекта картина театральной жизни Сибири и Дальнего Востока будет уже иной. Для каждого театра участие в конкурсе – это своеобразное МРТ своей деятельности. Как показывает практика «Театрального Олимпа», проходя соревновательный путь, театры глубоко анализируют свою деятельность, уточняют её цели и задачи, миссию, определяют векторы перспективного развития коллектива. А благодаря многомерному обмену опытом, организованному в рамках самого фестиваля, театры открывают для себя новые профессиональные горизонты.

– Во всем известном фильме говорилось, что телевидение и кино убьют театр. Этого не произошло. И о подавлении театра Интернетом тоже говорить не приходится. Как вы думаете, почему театр жив и востребован?

– Всегда в основе сценического послания лежит поиск тем, проблем, конфликтов, которые являются определяющими для нашей жизни, волнуют многих людей. Это большая поисковая работа, которую ведут при подготовке спектаклей сценические коллективы. Впереди всегда диалог сцены и зала. Подключённость и интерес зрителя к тому, что происходит на сцене, – это главный показатель значимости и успешности творческих и организационных усилий театра. Духовный опыт зритель получает в театре в концентрированном состоянии. Театр в течение двух-трёх часов сценического повествования проводит нас по возможным жизненным путям. Встретимся ли мы с подобными вопросами, конфликтами, препятствиями в своей жизни или не встретимся – это как Богу угодно будет. Нам важен сам духовный опыт, который мы обретаем ненасильственно благодаря актёрам, режиссёрам, которые его для нас накапливали в репетиционной работе. И если театр чувствует в себе силы быть исследователем человеческой души, умеет это делать профессионально, если менеджерская и творческая команда театра умеет найти подход к зрителю, то театр, как друг, душевный собеседник, наставник, действительно становится очень важным в жизни человека.

– Что интересно современному зрителю? И как найти баланс между «на потребу публике» и высоким настоящим искусством?

– Человеку всегда интересен человек. И конкретная судьба человека, и человек как философское понятие. Очень поглощает разгадывание, в чём состоит победительный потенциал героя. Как он смог разрешить те или иные конфликты, которые в его жизни возникли? Как он справился с проблемами? Что в его душе есть, что позволяет пре­одолевать многие трудности и побеждать? Лев Толстой говорил, что человек – он один и тот же: то ангел, то злодей, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо. Искусство имеет отношения с человеком в его различных состояниях. Для того и выходят на сцену герои слабые, пораженцы, чтобы помочь определить, какие же качества могут обеспечить будущность человеческого мира, как противостоять депрессии, уничижительным и разрушающим силам. А некоторым театрам не нужен человек, им интересна лишь форма творчества, причём не что, а как происходит на сцене, зачастую интересуют только тёмные стороны жизни. Это, на мой взгляд, негуманно по отношению к зрителю. Ведь в жизни человека, нашего общества сегодня много проблем. Люди вырываются в театр из быта вовсе не для того, чтобы их со сцены оскорбили, обви­нили, незаслуженно в чём-то уличили, унизили, приписали им все грехи мира, рассказали, как всё вокруг плохо и постыло. Человек идёт в театр, ещё раз повторю, за позитивным духовным опытом. Чтобы свою жизнь строить по гармоничным законам.

Насчёт баланса скажу, что здесь всё зависит от позиции художника, от того, какие задачи он перед собой ставит. Одна цель – дать человеку силы для развития, для нового размышления о жизни. Другая – по­дурачить человека, украсть его время, вместо полноценного и умного юмора предложить суррогат в яркой звёздной упаковке. Развлечения низкого порядка только опустошают человека. К сожалению, всё ещё много примеров на театральной сцене, где не используется старое театральное правило «Развлекая, по­учать». Мне кажется, искать нужно не баланс между «на потребу» и высоким! Театр должен давать людям возможность представлять и формировать мир внутри и вокруг себя по законам красоты и гуманистических смыслов. Стоит по-настоящему служить (раньше служители сцены никогда не позволяли себе произносить: «Я работаю в театре», только: «Служу!») тому театру, в котором есть место большим духовным открытиям, жизненному оптимизму, который заставит человека улыбнуться, менее болезненно воспринять какие-то сложные жизненные обстоятельства, в более позитивную сторону поменять свои взгляды.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры