издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Навязать страховку не получится

Сибиряки почти в три раза чаще стали жаловаться на деятельность страховых компаний – за 2015 год поступило 6855 таких заявлений в управление Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе. Из них 766 заявлений написали жители Иркутской области, причём 684 обращения затрагивают ОСАГО. Много жалоб связано с повышением уровня финансовой грамотности жителей Сибири, которые за прошедший год научились ориентироваться на рынке страховых услуг, узнали о своих правах и способах их защиты в ходе проекта Банка России «Жалоба как подарок».

Значительная часть обращений по ОСАГО в 2015 году объяснялась навязыванием страховыми компаниями дополнительных услуг. Например, когда обязательным условием предоставления полиса ОСАГО становится заключение договора страхования жизни. Такое административное правонарушение должно наказываться соответствующим штрафом. Однако доказать, что услуга была предоставлена недобровольно, достаточно сложно: требуются показания свидетелей или аудиофиксация разговора с обязательным получением разрешения на запись. 

Теперь избавиться от нежелательной услуги станет гораздо проще: согласно указанию Банка России № 3854-У от 20.11.2015, граждане вправе отказаться от приобретённой страховки в течение пяти дней, написав заявление, и полностью вернуть уплаченные за неё деньги, если договор ещё не успел вступить в силу. Если же договор уже начал действовать, но гражданин обратился за его расторжением в пяти­дневный срок, страховщик будет вправе удержать часть страховой премии, пропорционально количеству дней, прошедших с начала действия договора. Этот так называемый «период охлаждения» распространяется на все популярные виды страхования. Страховщики должны привести всю детальность по вновь заключаемым договорам в соответствие с новыми требованиями, то есть предусмотреть в своих правилах и условиях договоров возможность возврата клиентами в пятидневный срок уплаченной страховой премии. При желании страховая компания может увеличить этот срок, но не сократить. Однако главное условие возврата страховки – отсутствие в этот период страховых случаев. При этом Банк России будет проводить соответствующие проверки страховщиков.

– Новые требования к содержанию договора добровольного страхования направлены на защиту прав потребителей страховых услуг, – отмечает заместитель управляющего отделением по Иркутской области Сибирского ГУ Банка России Екатерина Моисеева. – Теперь навязывание услуг становится невыгодным для страховых компаний, поскольку клиент может расторгнуть договор уже на следующий день. С даты получения письменного заявления клиента договор страхования прекращает своё действие, и страховщик обязан в течение 10 дней вернуть деньги в наличной или безналичной форме (по желанию заявителя).

Если страховая компания не ответит в течение установленного времени на заявление о расторжении договора или ответит отказом, жители Иркутской области могут в письменном виде подать жалобу в отделение по Иркутской области Сибирского ГУ Банка России по адресу: 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 16, или в управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в СФО по адресу: 630047, г. Новосибирск, ул. Даргомыжского, 1/1. Заявление можно также отправить в электронном виде через интернет-приёмную на сайте Банка России www.cbr.ru.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры