издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорогая моя дорога

Завершился IX фестиваль «Театральная весна на БАМе» имени Анатолия Байкова

  • Автор: Арнольд ХАРИТОНОВ

Пролог. БАМ и его люди

В посёлке Улькан живут два моих друга, Владимир и Тимур. 

Владимир приехал на стройку в 1974 году из Ставрополья. Сначала строил Улькан, а уж потом железную дорогу. Он хранит традиции первостроителей, объединяет тех, кто ещё остался на трассе. Гитарист, бард.

Тимур родился и вырос на трассе. Очередной учебный год он окончил на одни пятёрки. Победитель соревнований по рукопашному бою в своей возрастной категории. Ему девять лет.

Владимир и Тимур – дед и внук. Их связывает не только кровное родство, но и настоящая мужская дружба.

У нас троих был общий друг, боец Крымского отряда Михаил Калашников. В декабре 2013 года его не стало. Память о Мише мы храним.

Какое всё это имеет отношение к фестивалю? Для нас – самое прямое. Об этом чуть позже.

Теперь несколько слов о человеке, чьё имя носит фестиваль. Анатолий Байков приехал в Звёздный осенью 1974 года. Работал в первом бамовском клубе. Создал народный театр, который позднее получил имя «Молодая гвардия» – так назывался один из первых спектаклей, поставленных Байковым на БАМе. Судьба распорядилась так, что Байков оставил работу в клубе и ушёл в бригаду монтёров пути Александра Бондаря. Однако от театра никуда не делся – он возродился в бригаде. Театр «Молодая гвардия» и бригада Бондаря стали одним целым. 

Анатолий не дожил до золотого звена чуть больше года. Его не стало 5 сентября 1983 года. На подходе к стыковке бригада уложила звено в память о Толике.

Новые точки на карте 

Итак, фестиваль. Он охватил почти весь иркутский участок БАМа от Чуны до Киренги и даже перешагнул через границу области – в Магистральный приехал весёлый коллектив под названием «Ракурс» из Таксимо, а это уже Бурятия. На карте фестиваля появились и другие точки – кроме Таксимо, ещё и Новая Игирма, Вихоревка. А Чуна, Братск, Железногорск, Казачинское – старожилы. И конечно, Магистральный – на правах хозяев этот бамовский посёлок показал несколько работ. Такова география фестиваля.

Если фестиваль хранит традиции самых звонких бамовских лет, так это прежде всего энтузиазм. И взрослые и дети отдаются работе души без остатка, что проявляется не только на сцене, но и в отношении к фестивалю. В этом смысле меня поразил поступок Елены Никитиной и Инны Варга из Вихоревки, которые представили спектакль по довольно известной пьесе Николая Коляды «Половики-валенки», и сделали это очень неплохо. Но дело не только в этом. Больше всего неприятно удивило, что они приехали в Магистральный на свои средства, выкроив на это из своих невеликих зарплат, никто им поездку не оплатил.  Ау, власти Вихоревки, может, возместите им эти расходы? Они ведь не для себя старались – их радением на театральной карте БАМа загорелась ещё одна точка, и это ваш город.

Как всегда, на фестивале обозначились две возрастные группы – взрослые и дети. Если оценивать количество представленных спектаклей, тут надо зафиксировать почти абсолютное равенство. Но вот по качеству…

О войне, с печалью и памятью

«Ты помни, Россия». Финал спектакля

Поговорим сначала о взрослых коллективах. Среди них есть безусловный лидер – это хозяева площадки. Режиссёр Валентина Таскаева со своим многолюдным коллективом подготовила очень значительную работу. По жанру я бы обозначил её как спектакль-коллаж. Тема его никогда не утратит злободневность, потому что это война. Та, которую называют Второй мировой, но которая принесла неисчислимые бедствия прежде всего Европе, самые тяжёлые потери – нашей стране. Та, чьи итоги сейчас кое-кто хочет пересмотреть. И потому работа театралов-любителей из бамовского посёлка особенно актуальна. Она состоит из четырёх отрывков из пьес, в которых война предстаёт в четырёх ипостасях – тяжкий труд и быт тыла («Солдатская вдова» Николая Анкилова), жестокость фашистов в оккупированных странах («Варшавский набат» Вадима Коростылёва), фронтовые будни («Рядовые» Алексея Дударева), женщина на войне («А зори здесь тихие» Бориса Васильева). Не все эти части равнозначны, но все они необходимы в контексте спектакля, который воспринимается не столько холодным рассудком,сколько эмоциями – сопереживания иногда вызывают слёзы. 

Есть в этой работе бесспорный лидер – это Вячеслав Белоус. Режиссёр отдала ему главные роли во всех отрывках и не ошиблась. Он и председатель колхоза, в котором остались одни женщины, и Учитель, который идёт на смерть вместе с детьми, и бывалый солдат Дервоед, и старшина Васков. За один вечер сыграть четыре разные роли – нелёгкая задача даже для профессионала. Вячеслав с ней справился. Его партнёры ему в этом помогли. Бесспорная удача коллектива народного театра «Современник».

Пёстрый мир фестиваля 

Вторая работа театралов Магистрального отличается от первой, как будто создана в другом мире. Режиссёр Яна Быцко воплотила на сцене пьесу Василия Сигарева «Божьи коровки возвращаются на землю». Всё в этом спектакле добротно – и актёрские работы, и тщательная сценография. Вот только драматургия… Василий Сигарев был очень востребован в 1990-е годы, но и тогда его пьесы шокировали мрачностью, изображением самых низменных человеческих пороков. Я не прорицатель, но всё же рискну предположить – вряд ли такой драматургии предстоит долгая жизнь.

Старшеклассники Магистрального, ведомые Валентиной Таскаевой, бесстрашно взялись за инсценированный отрывок из нашумевшей некогда повести Владимира Тендрякова «Ночь после выпуска». Попытку можно приветствовать, но… материал тяжёлый, а исполнители пока не очень умелы. Однако потенциал и желание есть, надо продолжать.

Моноспектакль «Памело» в исполнении опытной Нины Диковой, горячо принятый зрителями и высоко оценённый жюри, я пропустил. Так же как и «Бэмби», поставленный замечательным режиссёром Лирой Барановой и её чунарями (так называют себя жители посёлка Чуна). Почему – об этом в конце. Товарищи по жюри признали причину моего отсутствия уважительной. 

Загадки «Приюта комедиантов»

«Гуси-лебеди». Сцена из спектакля. В центре Баба-Яга – Анна Мазанкина

Черёд вернуться в «Приют комедиантов» настал почти ночью. Об этом театре я писал в отчёте с прошлого фестиваля. Он создан режиссёром Галиной Пальчик, которая два года назад ушла от нас. А театр, созданный ею в обычной квартире, продолжает жить. Значит, продолжается жизнь Галины Адольфовны.

Мы поднимаемся на второй этаж по обычной лестнице. На стенах нарисованы стулья, стульчики, кресла, табуретки… Каждое из этих сидячих мест помечено именем, и это всё знакомые имена – людей, безгранично преданных театру. Все они хоть раз поднимались по этим ступеням.

Потрясение, которое я испытал в этом театре-квартире два года назад, долго не отпускало меня. Я так и не понял, как велика эта площадь – мне казалось, что она безгранична, как квартира, в которой по воле Михаила Булгакова поселился Воланд.  

Сейчас всё было просто – обыкновенная квартира (не понял только, двух- или трёхкомнатная). И на этих невеликих квадратных метрах развернулась история под названием «Собачья жизнь пса Разгона». Представили её воспитанники Галины Адольфовны, режиссёр… Такого я ещё не видел: на программке написано «Постановщик: актёрский состав».  Режиссёра не было. Впрочем, он был: своих комедиантов вела Галина Пальчик. Если откуда-то из других миров она видела работу своих питомцев, ей это наверняка понравилось. История про собак получилась трогательной и поучительной. Впрочем, про каких бы животных настоящий театр ни рассказывал, всё равно выходит – это про нас, про людей. А квартира так и осталась для меня загадкой – например, я не понял, куда уходили актёры, покидающие площадку. Казалось, они проходят сквозь стены. Магия маленького театра продолжается. «Приют комедиантов» жив и здоров.

Женщины – о себе

Что ещё? Взрослые всё больше исследовали средствами театра «Женскую долю» (так называется спектакль театра «Импульс» из села Казачинского). В этой теме особняком стоит работа театра «Прометей» из посёлка Новая Игирма. Скетч-спектакль «Планета женщин» (режиссёр Ирина Булгакова) заинтересовал начиная с программки – именами авторов. Здесь были полузабытые, ещё дореволюционные имена – Тэффи, Аркадий Аверченко, более близкий к нам по времени Михаил Зощенко, бессмертный О. Генри. И тут же Чехов делит строчку с «Красной бурдой», ниже неизвестная мне М. Чертова (даже всё знающий Интернет не помог разгадать это имя). Программка не подвела – восемь взрослых и привлекательных женщин довольно лихо ра­зыграли несколько крохотных скетчей, и никакой эклектики я не заметил.

Что ещё? Режиссёр из Железногорска Ирина Бушуева, как всегда, несколько озадачила «Сочинением, написанным стоя на голове», этот спектакль во многом так и остался загадкой – но какой же театр без загадки? «Театр и Ко» из Казачинского выстроил «Стену» (режиссёр Елена Тумакова), за которой разыгрывалась романтическая история любви и разлук (иногда очень драматических).

Особняком стоят «Необыкновенные приключения Красной Шапочки» театра эстрадных миниатюр из Усть-Кута (режиссёр Олеся Григорь­ева). Знакомая история, разыгранная в традициях телевизионной попсы, смотрелась причудливо, забавно и весело.

Дети-победители

У памятника Шурику. Слева направо:
Владимир Онищенко, Тимур, Арнольд Харитонов

Что показали дети?  Ребята из Таксимо затеяли весёлую кутерьму под названием «Цирк, да и только» (режиссёр Любовь Васянович). Что тут скажешь – цирк, да и только! Клоуны яркие, весёлые, волки забавны, но не злы, бабушка не отстаёт от молодёжи. А что шарики падают, так это Ньютон со своим законом земного тяготения виноват. 

«Бэмби» моих любимых чунарей, разыгранный в моё отсутствие (скоро я раскрою его секрет), мои товарищи по жюри оценили очень высоко (дипломом первой степени), да иначе Лира Баранова и её молодёжь не работают.

И наконец, главная интрига фестиваля – кто же получил Гран-при имени Анатолия Байкова? А это детский музыкальный театр «Трубадур» из Братска, который выпустил ужасно страшных «Гусей-лебедей», не менее ужасную, но очень обаятельную Бабу-Ягу (её костяная нога до сих пор мне снится).  Но как же здорово, весело и дружно работают эти дети (режиссёр многоопытный Константин Магидин)! Им ничего не стоит в несколько секунд соорудить печку, посадить яблоню, разлить речку. А когда в финале на сцену выскочил грудничок Ванечка – выше всех ростом, но в капоре, с пустышкой во рту и в памперсах, – зал чуть не развалился от хохота! 

В общем, Гран-при фестиваля обрёл хозяев. Они заслужили награду. Их детская опера не только весела и задорна, но и замечательно музыкальна. И дипломы за лучшее исполнение ролей тоже нашли своих хозяев здесь – это Арина Белова (Машенька) и Аня Мазанкина (Баба-Яга).

Вот и всё. Отшумел фестиваль. Разъехались по домам участники, взрослые и дети. Затих Магистральный. До встречи через два года!

Эпилог. Памятник у дороги

Наконец пришла пора раскрыть тайну моего отсутствия. История печальная. В этот ненастный, дождливый день мы, мои друзья Владимир Онищенко, Тимур и я, ехали на 116-й километр трассы, где в сентябре 1976 года погиб строитель БАМа, красавец, гитарист и певец Шальми Пинхасов, Шурик-дагестанец, так звали его товарищи. Бригада поставила ему памятник. Главным организатором, скульптором и художником был наш общий друг (в том числе и Тимура) Михаил Калашников. Но в декабре 2013 года ушёл из жизни и Миша… 

Два года назад мы не без труда отыскали памятник – всё заросло деревьями, ландшафт изменился. Да и саму плиту время не пощадило, имена на ней читались с трудом. И тогда Владимир дал слово – реставрировать памятник. Слово настоящего бамовца твёрже металла.

Конечно, памятник восстановлен, иначе и быть не могло. Он стал монументальнее, строже, величественнее, чем прежде. Будем на­деяться, долговечнее.

Мы с Володей выпили поминальные чарки. Тимур пытался зажечь свечу, да дождь загасил её. Но они, дед и внук, ещё не раз приедут сюда. 

В это время по «железке» прошёл состав. Электровоз просигналил долго и протяжно. «Так будет всегда, – сказал Володя. – Железнодорожники обещали…»

Дорогая моя дорога… Вот за что я люблю тебя – за то, что здесь ещё живут настоящие бамовцы, которые ценят нестареющую дружбу и умеют держать слово. Что здесь помнят товарищей, ушедших навсегда и уехавших в далёкие края. Что здесь ходят электровозы, носящие имена моих товарищей – Виктора Лакомова, Александра Бондаря, Вячеслава Аксёнова, Ивана Варшавского. Что здесь живёт фестиваль, созданный режиссёром театра «Молодая гвардия», монтёром пути Анатолием Байковым. Правда, в нём не хватает спектакля о магистрали, на которой он живёт.

Уходя из жизни, Толя завещал своим товарищам: «Обязательно создайте спектакль о БАМе». Не случилось… Но мне кажется, что история Шурика, Миши и их товарищей абсолютно драматургична. Может, кто-нибудь ею заинтересуется? Бамовцы, давайте напишем эту пьесу вместе! Я готов, мои двери открыты.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры