издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Купец Яковлев, его лисиха и её набережная

«Иркутские предания гласят: когда-то на это место пришёл поохотиться купец Юрий Яковлев. При первом же выстреле он убил лисицу. С тех пор место стало излюбленным для охоты и отдыха». «ИркутскгипродорНИИ» вчера представил свою концепцию по обустройству Верхней Набережной Ангары. На бывшем месте охоты купца – новый пролив, причалы, беседки, парки и даже очередной торговый центр. Возможная цена проекта – 1,6 млрд рублей – смутила некоторых горожан. Они предлагают сэкономить – отказаться от широких велодорожек и посыпать территорию древесной щепой.

Чтоб приставали корабли

Концепцию развития набережной Ангары в пределах участка от плотины ГЭС до бульвара Постышева (вместе с прилегающей территорией) презентовал на минувшей неделе «ИркутскгипродорНИИ». Проект был выполнен по заказу городской администрации, вопрос обсуждался на Градостроительном совете Иркутска 30 мая.

Проектировщики, сославшись на топонимику данной местности, предложили назвать будущую набережную «Лисиха». «Легенда про купца нам показалась очень иркутской, очень интересной», – поделился идеей главный архитектор Сергей Демков.

Всю территорию будущей набережной, сегодня мало пригодной не только для прогулок, но и для передвижения на транспорте, архитекторы предлагают поделить на несколько функциональных зон – причальная, внутреннее озеро, центральная площадь, регулярный парк, парк с аллеей истории Иркутской ГЭС, зона природного солярия, экстрим-парк, зона очистных со­оружений.

Причал, по видению проектировщиков, должен представлять собой трёхъярусное сооружение на столбах (в виде эстакады). Такая конструкция позволит использовать пристань в разное время года, когда меняется уровень Ангары. На этот счёт проектировщики консультировались с профильными организациями, признается Демков:

– Мы провели встречи с компаниями, занимающимися подобной деятельностью. В том числе с «Восточно-Сибирским речным пароходством». В итоге выяснили, что здесь действительно можно построить причал и запустить суда с небольшой осадкой. В этом месте Ангара практически не замерзает, поэтому в перспективе можно не только запустить туристический маршрут с остановками на новой набережной, но и использовать речной транспорт как городской пассажирский. 

Причальная зона Верхней Набережной переходит в променадную часть. Здесь архитекторы решили оправдать название набережной и особое внимание уделили видовой площадке, на которой предлагают установить скульптуру лисы, убитой когда-то купцом Яковлевым. Правда, по версии «ИркутскгипродорНИИ», лиса здесь будет живой – свернувшейся клубком на небольшом постаменте. 

«Хочется верить, что этот образ полюбится иркутянам и гостям города и, возможно, будет рождена традиция – при посещении горожанами набережной обязательно побывать в «гостях у лисы», – говорится в пояснительной записке к разработанной концепции, которой поделился с «Конкурентом» Сергей Демков.

Территорию для прогулок предлагается максимально озеленить, обустроить дорожки, сохранив при этом эффект естественной природной среды.

Прогулявшись здесь, иркутянин может, в перспективе, если проект ­обустройства набережной будет реализован, выйти к проливу. Сейчас в этой местности Ангары – естественная коса, далеко уходящая в акваторию и внутренний залив. При маловодности участок сильно заболачивается. Проектировщики предлагают создать две искусственные протоки шириной 9 метров и перебросить через них пешеходные мостики. Получится большой полуостров, который также можно сохранить в природном варианте, но подсадив растительность и расчистив территорию.

Рядом (у существующей сегодня лодочной станции) можно организовать причал для маломерных судов и запустить коммерческий проект по прокату лодок и катамаранов. А в зимнее время года территорию залива оборудовать под городской каток. Тут же проектировщики видят двухэтажное кафе или ресторан с остеклённой террасой и видом на Ангару.

Девушка на лодке у амфитеатра

Променадная зона упирается в центральную площадь набережной, где, по фантазии иркутских проектировщиков, появится спуск к воде в виде амфитеатра. Взор гуляющих по «Лисихе» и спустившихся к Ангаре тут будет привлекать ещё одна малая архитектурная форма – авторская работа иркутского скульптора Александра Поправко «Девушка на лодке». Статую можно установить прямо в акватории, и, при изменении уровня реки в Ангаре, лодка девушки будет подтапливаться. 

– Можно продолжить легенду и представить девушку женой или дочерью купца Яковлева, – подсказывает Сергей Демков.

На площади также предлагается построить капитальные объекты – кафе, ресторан. Соединять эту часть бульвара Ангары с существующим жилым районом должен наземный пешеходный переход через дорогу. «Сейчас здесь в зоне застройки заканчивается строительство гостиницы. Можно с уверенностью предполагать, что этот фрагмент набережной будет пользоваться у горожан интересом круглый год», – отмечают разработчики в пояснительной записке.

Продолжит рекреационную городскую зону ещё один парк с беседками, скамейками, детскими площадками и тематической аллеей, посвящённой истории строительства Иркутской ГЭС.

Найти развлечение на набережной смогут, по версии «ИркутскгипродорНИИ», любители пляжного отдыха. На «Лисихе» появится «зона естественного солярия».

– Пляжная тема достаточно проблематична на этой территории. Люди купаются обычно в районе «тёплых квадратов». Тем не менее, и это место недалеко, его тоже можно обустроить, открыть кафе, рестораны, фитнес-залы, построить надземный пешеходный переход через жилой массив на набережную, – рассказывает главный архитектор.

В этой части набережной о лисихе купца Яковлева должна напоминать видовая площадка с беседкой «Логово лисицы». В концепции проекта предлагается эту площадку вынести в акваторию и соединить с берегом переходом.

Для тех, кому пляжный отдых и легенда о лисихе не столь интересны, предусмотрена небольшая зона экстрим-парка. Ролики, велоспорт и скейтбординг – основные направления, под которые предлагается создать инфраструктуру на этой части набережной. Здесь может появиться мини-рампа или искусственный рельеф из железобетонных колец, площадка для инсталляций, площадка для танцев. Разместятся на «Лисихе» несколько блоков общественных туалетов, подключённых к централизованным инженерным сетям. Близость к природе, вандалоустойчивость и современный симпатичный вид – так описывают проектировщики эти социальные объекты, которые предлагают заказать у одной из московских компаний.

Над силуэтом надо поработать

К набережной со стороны жилой застройки будут прилегать коммерческие объекты – предлагается несколько вариантов цветовой гаммы, общего стиля, размеров и соотношений фасадов, в которых они могут быть выполнены. На территории, смежной с улицами Байкальской и Верхней Набережной, появится торговый центр «Леруа Мерлен». Так как сама набережная в разных местах имеет уклон и выраженный рельеф, то это также предлагается использовать при обустройстве территории. Пример тому – участок вблизи ГЭС, где строится жилой комплекс «Лисиха-3», тут предлагается вариант использования двухуровневого пространства: сверху надземный переход, ниже – кафе с террасами. Кроме объектов капстроительства, в различных частях набережной появится лотковая торговля, парковочные места для автомобилей.

Основные транспортные артерии, ведущие к набережной, привязаны, как и в существующей градостроительной документации, к улицам Дальневосточной, Кирзаводской (улицы магистрального значения) и к самому берегу Ангары, где проходит улица Верхняя Набережная, её статус – местного значения. Доступ на набережную будет обеспечен и через дворы – таких выходов достаточно много, отмечают авторы концепции. 

Вдоль набережной, где предлагается запроектировать улицу местного значения, пройдёт велодорожка шириной 4,25 м, а также появятся парковки для велосипедов.

Предлагают иркутские архитекторы и подкорректировать уже сложившийся общий «силуэт» новой набережной. По словам Демкова, из-за существующей «хаотичной застройки» панорамный вид на Верх­нюю Набережную «не очень симпатичен и вызывает некую тревогу». Устранить её архитекторы предлагают дополнительным более высоким объектом, который рекомендуют расположить так, чтобы визуально он попадал в створ Академического моста. 

Вопрос укрепления набережной по представленной концепции имеет два решения. На более пологих участках предлагается более естественное исполнение – каменная насыпь, спускающаяся к воде; та часть «Лисихи», которая идёт от причала до центральной площади – вертикальная железобетонная стенка. На ней создатели концепции видят декоративные ограждения, выполненные из круглого дерева и металла.

Главный вопрос, который взволновал слушателей Градостроительного совета, – во сколько обойдутся такие планы. В «ИркутскгипродорНИИ» называют приблизительную сумму всего проекта – 1,6 млрд рублей.

– Если набережная выполняется с применением такого материала, как гранит, если на ней приходится перекладывать большое количество инженерных коммуникаций, то один погонный метр её строительства равен миллиону рублей. Таким образом, иркутская набережная может обойтись в 1,6 млрд. Но в наших планировочных решениях, в применении строительных и отделочных материалов мы на каждом шаге пытаемся минимизировать затраты. Кроме того, у нас нет необходимости перекладывать сети. А к обустройству значительной части территории можно привлекать коммерческих инвесторов, которые затем зайдут на эту территорию, – говорит главный архитектор «ИркутскгипродорНИИ».

Проект можно выполнить за два года, правда, при одном условии – беспрерывном его финансировании, считает Демков и в пример приводит Нижнюю Набережную, построить которую планировалось за год – к 350-летию Иркутска. Работы не выполнены полностью до сих пор.

«Зачем такие широкие велодорожки?»

Лисица, символ новой набережной, по задумке архитекторов будет поджидать горожан на центральной площади обустроенного побережья Ангары

Реакция зала на презентацию «ИркутскгипродорНИИ» оказалась неоднозначной. Так, удивление у некоторых из присутствующих вызвало появление на набережной нового торгового комплекса. Проектировщики заметили на это, что готовили свою концепцию на основе исходных данных, предоставленных городской администрацией.

Критиковали многие и идею по очистным сооружениям для ливневых стоков с улиц Байкальской, Станиславского, 30-й Дивизии и прилегающих территорий. Производительность их – 8 тыс. л в секунду. Проект очистных уже прошёл экологическую экспертизу. Объект, согласно концепции набережной, предлагается разместить в створе улицы 30-й Дивизии.

– Этот проект выполнялся ранее концепции набережной «Лисиха». В техзадании на «Лисиху» мы должны были учесть очистные. Вокруг них предлагается парковая зона с зелёными насаждениями, мы выбирали самый простой вариант, – пояснили в «ИркутскгипродорНИИ».

По мнению некоторых участников совета, очистные можно «закопать» полностью под землю и сверху обустроить смотровую площадку либо перенести объект в другое место, в противном случае будет потеря на значительная часть привлекательного участка набережной.

Главврач городского перинатального центра Ирина Ежова оказалась проектом вовсе недовольна – из-за дороговизны он никогда не будет воплощён и хорош лишь как фантазия молодого архитектора. «Очень много удорожаний. Я предлагаю убрать некоторые архитектурно-планировочные решения, которые решают вопросы, наверное, не сегодняшнего дня. Эта набережная Иркутску нужна, люди сейчас здесь не могут ездить, ходить, пользоваться рекой. Могу поделиться своим опытом. Первоначально мне запроектировали родильный дом на 25 тыс. кв. метров, но мы чудесно умещаемся сейчас на 15 тыс. По проекту в центре предлагали стены разрисовать полоской, но сейчас мы, перекрашивая здание, понимаем, что никогда бы не смогли содержать и эксплуатировать объект в том виде, какой нарисовали проектировщики». 

Подешевле и попроще набережную хочет и президент Союза строителей Иркутской области Юрий Шкуропат. Он тоже счёл нужным поделиться опытом. Не своим, а увиденным в городе Юджин штата Орегон: «Там умеют деньги считать. На набережной в Юджине дорожка для пешеходов шириной где-то полтора метра, выполнена она из пропитанной щепы. Это для тех, кто хочет пройтись по мягкому покрытию. Рядом таких же размеров – асфальтированная дорожка, где могут ездить велосипедисты. Надо резко пересмотреть ваш проект и сильно его упростить. И людей это будет устраивать. Ну зачем такие широкие велодорожки? Это уже для автомобилей, а не для великов. Посмотрите на бульвар Гагарина – намного проще, и пробок среди пешеходов и велосипедистов нет».

Чтобы отчасти снять подобные замечания, связанные с дороговизной проекта для городского бюджета, профильные чиновники иркутской администрации предложили в концепции более чётко прописать – что предлагается сделать за счёт инвесторов и что относится к компетенции муниципалитета (тротуары, берегоукрепление и т.д.). Документ предложено доработать с учётом замечаний. «Конкурент» будет следить за тем, как развиваются события.

Цифры и факты

Площадь проектных работ (без учёта участков под очистные сооружения и КНС) – 14,22 га; площадь земельного отвода – 10,87 га; площадь созданных на водном объекте искусственных земельных участков – 3,35 га. Длина набережной: откосного участка, укреплённого камнем – 800 метров; с вертикальной подпорной стеной – 835 метров. Причал – 120 метров; длина ул. Верхняя набережная – 1490 м; площадь покрытия – 8,87 га; площадь озеленения (в т.ч. на территории очистных сооружений) – 5,4 га. Единовременно посетить набережную смогут 1004 человека, автостоянки – 130 машино-мест, временные стоянки автомобилей – 165 мест.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры