Города и годы
В конце 1950 – начале 1960-х Иркутск готовился к визиту президента США Дуайта Эйзенхаура. Были благоустроены и покрыты свежим асфальтом магистральные улицы, начала приобретать вид бульвара набережная Ангары. В городе покрасили 700 тысяч квадратных метров фасадов зданий и более 30 километров заборов, снесли около двух тысяч обветшалых кладовок и сараев. Такими же темпами прокладывались транспортные коммуникации к Байкалу. Но незадолго до планируемого визита над Свердловском был сбит американский самолёт-разведчик. Хрущёв пришёл в ярость и отменил все контакты с президентом США.
Да, высокий гость не приехал, но то, что на земле Прибайкалья было сделано ради его достойной встречи, осталось в полном блеске. И родилась идея – провести большой и надолго запоминающийся праздник для горожан – 300-летний юбилей Иркутска. Горожане восприняли эту идею с восторгом. Праздник проходил как серия массовых мероприятий, причём на одной арене – центрального стадиона «Труд». В одно из воскресений это был «Праздник песни». В другое воскресенье полные трибуны стадиона собрал «Праздник здоровья» с участием физкультурников и спортсменов города. А затем в течение трёх дней шло большое театральное представление – «Праздник искусства». О том, как Иркутск отмечал своё 300-летие, материал Владимира Ходия «Взгляни на этот город молодой…» во вкладке «Губерния».
Что опытный глаз может найти в старинном пустом доме? Даже сгоревшая электропроводка имеет свои тайны. Вот на проводах закопчённая болванка, фарфоровая «бочечка». Такие же хрустят под ногами, разбитые. Но если потереть бочок, под слоем сажи может оказаться клеймо. Перед вами – столетний свидетель прихода электричества в Иркутск. Фарфоровый электроизолятор. Фабрика Ивана Перевалова оказалась одной из первых в России, освоивших выпуск деталей для новой отрасли. «Хайтинская фарфорово-фаянсовая фабрика изготовляет изоляционный фарфор, – зазывала реклама начала XX века. – Ролики, воронки, клицы, втулки и изоляторы». Сегодня на форумах коллекционеров простые белые изоляторы довольно высоко ценятся за фабричное клеймо – кузнецовское, переваловское, а также клейма заводов, что появились на месте старых после революции. А вот в музее истории ПАО «Иркутскэнерго» и Иркутском областном художественном музее хранятся четыре уникальных экземпляра – с тончайшей росписью переваловских мастеров. Юлия Переломова продолжает поиски артефактов, её материал «Колокольчатый, с тонкой росписью» читайте во вкладке «Иркутский репортёр».
Долевое строительство в Приангарье по-прежнему напоминает минное поле с многочисленными жертвами, несмотря на попытки правоохранительных и контролирующих органов заверить, что ситуация в этой сфере заметно улучшается. К такому выводу пришли участники расширенного заседания комиссии по правам человека, общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов Общественной палаты региона. Градус эмоций при обсуждении вопроса «О мерах по усилению борьбы с мошенничеством в сфере долевого строительства», что называется, зашкаливал. На заседание пришли обманутые дольщики, вложившие миллионы рублей в многоэтажки, расположенные на улицах Пискунова и Поленова областного центра. Сдерживать рыдания, рассказывая о своих бедах, получалось не у всех потерпевших. Но представители Службы государственного строительного надзора, прокуратуры, ГУ МВД и управления Следственного комитета по Иркутской области стояли стеной, привычно отбивая удары с помощью статистики. Была, однако, на этом поле боя ещё одна сила – члены комиссии Общественной палаты, решительно вставшие на сторону потерпевших. Подробности противостояния в материале Людмилы Фоминой «Пристроить этаж – это не сарай пристроить» во вкладке «Конкурент».
С вами читал газету Альберт Батутис