Сторонники разбоя
В областном суде прозвучал приговор в отношении вооружённой группировки, совершавшей нападения на предпринимателей
Трое молодых людей, оказавшихся на скамье подсудимых, как подтвердилось в ходе судебного следствия, совершали разбойные нападения, грабежи, поджоги имущества, вымогательства с сентября 2011 по апрель 2014 года. Им довольно долго везло: с каждого похода троица возвращалась с богатой добычей – от 200 тысяч до двух миллионов рублей. Потерпевшими от их криминальной деятельности признаны два десятка человек.
Любопытно, как создавалась эта преступная группа. Молодые люди были земляками – проживали в Усть-Удинском районе, были дружны с детства. Иван Рогов и Юрий Кочнев приехали в Иркутск, чтобы поступить в сельхозакадемию на охотоведческий факультет. Евгений Распутин остался в Усть-Уде, но часто навещал товарищей-студентов. Парни уже имели криминальный опыт и приговор с условным сроком – но такое наказание их не напугало, а лишь заставило лучше готовиться к набегам.
Первый блин комом
Серия преступлений, задокументированная в уголовном деле из 54 томов, начиналась, правда, не очень удачно. В сентябре 2011 года студенты-охотоведы и их приятель-земляк сговорились украсть и продать тракторы. Днём выехали на «Жигулях» в сторону деревни Тихоновка. По дороге нашли подходящий объект: в поле рядом с металлическим вагончиком стояли два механизма. Парни подошли к сторожу и поинтересовались, сможет ли он скосить им сено. Получили отказ из-за отсутствия топлива. Дождались, когда стемнеет, и, надев маски, напали на сторожа, застегнув на его запястьях наручники и обмотав ноги проволокой. Только угнанные тракторы заглохли на первом же километре – студенты сельхозакадемии, похоже, вместо солярки залили в бак из валявшейся рядом канистры обычную воду. Пришлось звонить среди ночи знакомому, чтобы привёз горючки. Наконец, похищенную технику удалось спрятать в лесном массиве за деревней Вершина.
Покупателя на тракторы подельники найти просто не успели: уже через неделю полиция обнаружила схрон и вернула фермеру пропажу. Сторож отделался синяком под глазом. А самим грабителям удалось уйти от уголовной ответственности – преступление не было раскрыто по горячим следам, хотя нашлись свидетели, видевшие их «Жигули» возле поля и во дворе местного жителя.
Легко ли быть «королевой бензоколонки»
Прокол с тракторами троицу не смутил. В том же месяце Иван Рогов, бывший в компании заводилой, придумал новую «тему». Он предложил друзьям напасть ночью на автозаправку в селе Молька. Вариант казался беспроигрышным: оператор – женщина, а выручка – 200–300 тысяч рублей. С этого времени разбойники уже на каждое преступление берут с собой оружие для устрашения жертвы.
Чтобы выманить оператора из помещения, порезали ножом заправочный шланг и сообщили ей об этом. Потерпевшая потом призналась, что почувствовала опасность и долго не высовывала на улицу носа. Лишь около семи утра, перед тем как сдавать смену, решила проверить, цел ли всё-таки шланг. Когда вернулась, на неё напали двое в масках: один был уже внутри операторской, другой догнал сзади, тыча в лицо пистолетом. Потом женщина лежала на полу в шоковом состоянии, а разбойники хозяйничали на объекте ОАО «Иркутскнефтепродукт». Вытащив из сейфа пачки с купюрами, свалили всё в ведро, найденное в углу. В эту же тару полетело содержимое сумки потерпевшей: два сотовых телефона, личный и служебный, а также кошелёк, в котором лежало пять тысяч рублей. Женщина натерпелась страху, услышав, как один разбойник, направляя на неё пистолет, спрашивал у другого: «Стрельнуть?». На её счастье, cтрелять не стали, хотя в последующих нападениях охотоведы уже вовсю демонстрировали свои навыки владения оружием. Похитить на автозаправке удалось более полумиллиона рублей. И опять троица вышла сухой из воды.
Неудивительно, что удачную операцию подельники решили повторить. Спустя год, 21 октября 2012-го, они ранним утром вернулись туда, где уже однажды хорошо поживились. Порядки на АЗС за это время нисколько не изменились: в ночную смену всё так же дежурила одна беспомощная женщина. Когда сотрудница вышла из помещения по своей надобности, мужик в маске схватил её за шею и приставил пистолет ниже лопатки. Тут подбежал второй с обрезом. Конечно, под дулом оружия сотрудница выполнила требование открыть сейф с деньгами. Разбойники и в этот раз забыли захватить с собой пакет, так что уже привычно сложили пачки с купюрами в ведро. После их отъезда потерпевшая осталась в операторской, пристёгнутая «браслетами» к дверной ручке, не имея возможности позвать на помощь. Разбойники не забыли прихватить мобильники. Навар вышел неплохим: ОАО «Иркутскнефтепродукт» недосчиталось 287 тысяч рублей.
Вежливость оказалась не к месту
Возможно, подельникам удавалось так долго оставаться безнаказанными потому, что интервалы между «сезонами охоты» составляли по нескольку месяцев. Выпускники академии так и не устроились на постоянную работу, суду поясняли, что пробавлялись случайными заработками. И когда предоставлялась возможность «поднять хорошие бабки», такой момент не упускали. У Рогова был нюх на полезную для криминального бизнеса информацию. О ситуации на АЗС в селе Молька он узнал от сожителя своей матери. Даже парясь в бане, наслаждаясь обычной застольной болтовнёй, он ловил сведения, которые могли пригодиться. В двух преступлениях соучастником, возможно невольным, стал дядя Рогова. В январе 2013 года он рассказал племяннику про порядки, которые водятся в организации, где трудится его сожительница. Встречая её по вечерам, он заприметил женщину, которая как раз в это время на «Хонде ЦРВ» выезжает с базы в офис и везёт сумку с выручкой, по слухам, до миллиона рублей.
Трое суток подельники следили за передвижениями намеченной жертвы. Но в тот день, когда решились на напасть на директора фирмы «Фанторг», Рогов был с похмелья, и земляки обошлись без его участия. Когда «Хонда» свернула на улицу Красноярскую и хозяйка вышла из своей иномарки, Распутин подошёл к ней и ударил ладонью по лицу, потянув при этом за ручку сумки. От неожиданности женщина упала, часть денег вывалилась на землю и рассыпалась. Но грабитель уже убежал в сторону 1-й Советской, унося с собой большую часть выручки трёх магазинов в размере 870 тысяч рублей, а также личные деньги и вещи коммерсантки. На следствии она пояснила, что не ожидала от прохожего никакого подвоха и даже вежливо посторонилась, чтобы он мог обогнуть её машину.
Добычу, как всегда, подельники разделили поровну. Свою долю получил и едва протрезвевший «мозговой центр» криминальной компании – Рогов. А он уж, в свою очередь, не забыл об услугах дяди. Информатор, по его словам, неожиданно для себя получил от племянника премию – 50 тысяч рублей. Для порядка спросил: «За что?». Хотя и сам уже догадался: его наблюдения были с успехом использованы в криминальном бизнесе. Кстати, дело в отношении пособника в нападении выделено в отдельное производство и будет рассматриваться Октябрьским районным судом Иркутска.
Перестрелка возле «Пельменной»
Весной 2013 года троица, основательно подготовившись, пошла на очередное дело. На сей раз Рогов предложил друзьям напасть на сотрудников Усть-Удинского райпо, когда они отправятся закупать в Иркутске товар. Сначала, как обычно, установили маршрут, по которому следуют автомобили потребительского общества. Выяснили, что в пути торговый караван всегда делает одну остановку – возле кафе «Пельменная» на Александровском тракте в районе посёлка Зорино-Быково. Эта парковка и стала местом преступления.
Товаровед с супругом-водителем уже позавтракали и были готовы продолжить путь, но вдруг из одной из машин на парковке выскочил мужик в медицинской маске с пистолетом и стал вырывать из рук женщины сумку. Другой разбойник стоял неподалёку с обрезом и контролировал ситуацию. А когда пострадавшая начала кричать и водитель райпо, покинув салон своей машины, кинулся супруге на помощь, прозвучали выстрелы. Это Распутин, сидевший за рулём, пытался остановить подмогу. В суде он уверял, что стрелял в воздух.
Но у водителя, несмотря на то что он спрятался от выстрелов за кабиной служебного автомобиля, штаны и куртка оказались издырявленными. А одну резиновую пулю он извлёк из одежды и передал потом полиции как вещдок. Усть-Удинское райпо лишилось в тот день 630 тысяч рублей, а разбойники скрылись с места перестрелки не с пустыми руками: все деньги, предназначенные для закупок, находились в дамской сумочке.
Ловушка не для рябчиков
Фантазии преступникам хватало. Охотоведы, имеющие хорошую экипировку – транспорт, рацию, оружие, наручники, маски, – предпочитали менять не только места действий, но и способы нападений. В феврале 2014 года Рогов услышал от знакомого про предпринимателей Бохана, которые на грузовичке ездят в областной центр с целью оптовых закупок. Остановить нужную машину решили с помощью транспортёрной ленты с вкрученными в неё болтами. Изготовили её в бане всё того же дяди Рогова, заодно с помощью болгарки отпилили часть ствола охотничьего ружья, соорудив обрез. «Чтобы удобнее было стрелять в рябчиков», – такое объяснение хозяина бани вполне удовлетворило.
Третьим в криминальной бригаде вместо отсутствующего Распутина на этот раз подвизался иркутянин Сабельфельд. Позднее он подписал досудебное соглашение, изобличив себя и коллег по криминальному бизнесу. Уголовное дело в отношении него было выделено в отдельное производство. Оно находится сейчас в том же областном суде, но на рассмотрении другого судьи.
Собственно, все участники нападения рисовали на следствии и в суде примерно одинаковую картину. Нужный грузовичок они обогнали на дороге и расстелили перед ним ленту. Каждый член «бригады» добросовестно исполнил свою роль: Рогов держал под прицелом водителя и пассажира грузовичка, скомандовав им лечь на снег; Сабельфельд обшаривал машину, Кочнев с пистолетом обыскивал предпринимателей. Он и нашёл в кармане куртки одного из потерпевших полиэтиленовый пакет, где лежали две пачки купюр на общую сумму 322 тысячи рублей.
Потерпевший, работавший водителем-экспедитором ООО «Нива», в суде рассказывал, что не сразу врубился в ситуацию. Услышал стук и вышел посмотреть, что случилось. Колёса, обмотанные транспортёрной лентой, шипели. Хотел взять из кабины монтировку для ремонта, но раздалась команда: «Лежать». При этом мужик в маске из капроновых колготок пальнул в его сторону из обреза. Пакет с деньгами был во внутреннем кармане куртки, и экспедитор сам отдал его вооружённым грабителям.
Охота на бизнесмена
Но самым дерзким было нападение на иркутского предпринимателя в подъезде жилого дома, совершённое в апреле 2014 года. Наводчиком опять стал дядя Рогова, рассказавший о начальнике фирмы, в которой работала его сожительница. Ездит, мол, на «Мерседесе», домой везёт в сумке большие деньги. Следили за будущей жертвой в течение двух недель, тщательно изучая маршруты передвижения и распорядок дня. К слежке привлекли и Сабельфельда, который уже прошёл боевое крещение при нападении на водителя и пассажира грузовика. Ограбить предпринимателя наметили в подъезде его дома по улице Депутатской.
Заранее было решено использовать оружие. Патроны 16 калибра для обреза зарядили резиновой пулей. Разбойники с высшим образованием по специальности «Охотоведение» подошли к делу грамотно: предварительно проверили убойную силу, совершив отстрел в лесочке в районе Мельничной пади. Патрон с двумя резиновыми пулями отклонили, решив, что такая стрельба может закончиться убийством, а не просто устрашением жертвы.
Кочнев на следствии рассказывал, что к дому предпринимателя они подъехали на машине с Сабельфельдом. Краской замазали глазок камеры видеонаблюдения, вместе с кем-то из жителей вошли в подъезд и стали ожидать сигнала от Рогова, чтобы не упустить жертву. Директор и учредитель фирмы «Сиблам» поднимался по лестнице в свою квартиру, расположенную на третьем этаже, когда навстречу ему двинулся незнакомый молодой человек. Пропустив его, увидел парня в медицинской маске с капюшоном на голове. Прогремел выстрел. Резиновая пуля попала в лицо, развернув жертву, удержавшуюся на ногах. После второго выстрела с попаданием в плечо мужчина упал. В это время у него из рук выдернули сумку, но предприниматель, по его словам в суде, ещё пытался удержать её ногами. Третий выстрел закончился попаданием под колено. Из сумки вывалилось несколько пачек, купюры рассыпались. Нападавшие уже убегали из подъезда, унося сумку, в которую директор фирмы сам сложил перед отъездом домой выручку за три дня в размере трёх миллионов рублей.
Резиновая пуля капитально разворотила ему лицо. Ущерб здоровью медэксперты назвали вредом средней тяжести. Потерпевший лечится до сих пор, потратив на пластические операции большие деньги. Но в момент после нападения, несмотря на боль и шок, он сумел подняться, подобрать выпавшие из сумки купюры и ключи от автомобиля, которые потерял один из разбойников. Затем поднялся в свою квартиру, откуда уже позвонил на работу, в полицию, врачам.
Разбойники выручили на этом нападении 2 млн 150 тыс. рублей. Пачку купюр Рогов взял, чтобы выплатить вознаграждение своему дяде, опять поработавшему информатором для шайки. Преступники успели потратить чуть больше полумиллиона, когда их через три дня накрыла полиция. После нападения Кочнев и Сабельфельд скрывались у знакомой в садоводстве возле деревни Максимовщина.
Операция по захвату проводилась 19 апреля 2014 года сотрудниками уголовного розыска при силовой поддержке бойцов СОБРа. При обыске в дачном домике была изъята сумка, в которой находились деньги. Полиция вернула пострадавшему предпринимателю 1 млн. 577 тыс. рублей, которые не успели потратить разбойники.
«Коллекторский» бизнес не удался
Однако тома уголовного дела, расследованного в региональном управлении Следственного комитета России, содержат доказательства вины земляков не только в грабежах и разбойных нападениях. На жизнь друзья зарабатывали также, помогая за проценты выбивать долги. В конце 2013 года охотоведам поступило выгодное предложение. Им предстояло запугать генерального директора ООО «Регион И», который по решению Арбитражного суда Иркутской области должен был выплатить в пользу бизнесмена восемь миллионов рублей. На мировое соглашение взыскатель не шёл, требуя отдать сразу всю сумму. «Коллекторы» надеялись получить вознаграждение в размере около 20 процентов от возвращённого долга.
Тут и пригодился опыт Рогова со товарищи по устрашению жертв. Сначала они звонили должнику, угрожая ему и родственникам. Ничего не добившись, перешли от слов к делу. 20 декабря 2013 года прокололи все четыре шины на автомобиле «Опель», принадлежащем дочери должника. Стоимость восстановительных работ составила 17,4 тыс. рублей. Через месяц тот же «Опель» был подожжён, ремонт машины обошёлся уже в 60,8 тыс. рублей. Через пару дней подошла очередь на уничтожение имущества сына должника. Рогов, Кочнев и Сабельфельд подожгли автомобиль «Тойота Гайя», налив бензин в район воздухозаборника и чиркнув спичкой. Сгорели сразу две машины, в том числе и стоявшая рядом «Тойота Ранкс» жены должника. Общий ущерб составил около полумиллиона рублей.
Когда с движимым имуществом семьи было покончено, вымогатели перешли к уничтожению недвижимости. В феврале 2014 года Рогов с Кочневым подожгли баню в усадьбе должника в посёлке Берёзовый (ущерб 33 тыс. рублей). В марте-апреле вредители сделали несколько вылазок: облив бензином, подпалили входные двери двух иркутских квартир родственников упёртого бизнесмена, а также дом его матери в Листвянке стоимостью 1,3 миллиона рублей, сгоревший дотла. Но довести работу по выбиванию долга и получить причитающиеся им проценты не успели – после разбойного нападения в подъезде на бизнесмена оказались за решёткой СИЗО.
Общий ущерб от действий группировки составил более 10 миллионов рублей, сообщает пресс-служба ГУ МВД по Иркутской области. В ходе судебного следствия уголовное преследование по двум эпизодам умышленного уничтожения имущества, связанным с автомобилем «Опель», было прекращено по нереабилитирующим основаниям – в связи с истечением срока давности.
Приговор не окончательный
Старший прокурор отдела гособвинителей областной прокуратуры Александр Шкинёв, выступая в прениях по уголовному делу, просил суд назначить наказание с учётом смягчающих обстоятельств. Ими признаны наличие несовершеннолетних детей у Кочнева и Распутина. Кроме того, Рогов и Кочнев активно способствовали раскрытию и расследованию преступлений, изобличали соучастников. Фактически по всем эпизодам обвинения они признали вину, пытаясь, правда, снизить суммы ущерба. Понять их можно: в рамках рассмотрения уголовного дела поступило около десятка гражданских исков о возмещении материального и морального вреда.
По мнению гособвинителя, результаты четырёх десятков экспертиз, показания потерпевших и свидетелей, признания самих подсудимых не противоречат друг другу и складываются в единую картину. Проанализировав доказательства по разбойным нападениям, Александр Шкинёв пришёл к выводу, что эти преступления совершены в составе банды – организованной, устойчивой, вооружённой группы, создателем и руководителем которой был Рогов. Однако судья не согласился с доводами стороны обвинения и оправдал подсудимых по статье 209 (бандитизм). Суд посчитал, что компания Рогова была недостаточно устойчивой для банды, поскольку интервал между преступлениями составлял иногда до года. В результате в приговоре суда созданная Роговым шайка названа «группой лиц по предварительному сговору».
Областной суд приговорил Ивана Рогова, как и просил прокурор, к 13 годам лишения свободы. Его однокашник Юрий Кочнев получил срок на год меньше. Наказание Евгению Распутину назначено путём частичного присоединения приговора Баяндаевского районного суда – ему предстоит отбыть за колючей проволокой 15 лет. Все трое за грабёж, многочисленные разбои, самоуправство, вымогательство, умышленное уничтожение имущества, незаконное изготовление оружия отправятся в колонии строгого режима.
Приговор ещё не вступил в законную силу и, возможно, будет обжаловаться прокуратурой.