издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Спрос против предложения

На рынке труда продолжает сокращаться занятость

  • Автор: Ирина Овсянникова, Иркутскстат

В декабре минувшего года в организациях Иркутской области трудилось 766,9 тыс. человек, на 0,3% меньше, чем годом ранее. В сфере финансов число занятых за это время уменьшилось на 8%, сельском и лесном хозяйстве, организациях охоты – на 5%, в образовании и связи – на 3%. Кое-где трудовые потери составили 1-2%. А гостинично-ресторанный бизнес и добывающие предприятия увеличили трудовые коллективы на 6-7%.

Общая ситуация не выглядит критической во многом благодаря малому бизнесу. На крупных и средних предприятиях число замещённых рабочих мест в течение года снизилось на 2,3%. А в строительстве, к примеру, и в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов больше не нашлось работы для каждого пятого из трудившихся ранее. 

К концу 2015 года по сравнению с первым-вторым кварталом заметно усилилось выбытие, особенно по собственному желанию и другим причинам. В четвёртом квартале выбыло на 10 тысяч человек больше, чем трудоустроилось. Увольнение компенсировалось приёмом новых кадров лишь на 74% (без учёта принятых на вновь введённые рабочие места). Новые места (в результате расширения, реорганизации и создания новых производств, увеличения сменности, включая сезонную работу) обеспечили занятость для 2,5 тысячи человек (0,4% от списочной численности). 

Наибольшей текучестью кадров отличаются строительство и добывающие предприятия. Максимальную потребность в рабочих руках испытывают гостиницы и рестораны, где на вакантные места необходимо принять 10,7% от списочной численности работников, а также здравоохранение, сельское и лесное хозяйство, охота (3-4%; в целом по экономике региона – 2%). 

Регистрируемый рынок труда относительно стабилен, официальный уровень безработицы – в пределах 1,4% от экономически активного населения. Обстановка не выглядит напряжённой. Во всяком случае, потребность в работниках, заявленная в государственную службу занятости, намного превышает численность граждан, состоящих на учёте по вопросу трудо­устройства. На все свободные рабочие места не набирается даже по одному претенденту, нагрузка незанятого населения в расчёте на одну вакансию – менее человека (0,6). Беда только в несовпадении спроса и предложения. Дисбаланс отмечается по многим параметрам: пол и возраст безработных, профессия и уровень квалификации. Во многих случаях трудоустройство осложняется чрезмерной разборчивостью и завышенными требованиями работодателей.

«Подспорьем» к учтённой безработице является подводная часть этого айсберга – неполная занятость. По сути, это скрытая безработица. Пытаясь сохранить трудовые коллективы, владельцы и руководители предприятий укорачивают рабочий день (неделю), предо­ставляют дополнительный отпуск (часто – без оплаты). 

В затруднённых условиях отпуска являются популярной мерой. В IV квартале 2015 года по собственному заявлению получили отпуск без сохранения заработной платы 46,5 тысячи человек (7,8% списочной численности). Укороченное рабочее время по соглашению с работодателем имели 14,1 тысячи, а по инициативе «сверху» – 0,6 тысячи работников. Плюс 2,4 тысячи находились в простое по разным причинам.

В общей сложности ограничивающий трудолюбие режим коснулся около 64 тыс. человек (10,7% от всех работников организаций). 

Планы работодателей по высвобождению рабочей силы в сравнении с концом минувшего года выросли почти втрое, предполагается уволить 1595 человек (в четвёртом квартале такая судьба ожидала 590 работников).

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры