Тонкая струйка роста
Уровень Байкала, в апреле достигший минимальной за 2015-2016 годы отметки, начал постепенно расти. За 13 дней он прибавил три сантиметра. Впрочем, ситуация в мае не показательна – наполнение озера происходит по большей части летом, причём пик его приходится на июль-август. Пока же метеорологи фиксируют низкую водность и не ожидают, что ситуация изменится до конца месяца.
Среди тех, кто за последние несколько месяцев пытался предугадать минимальный уровень Байкала, с которого начнётся его наполнение, точнее всех оказался Сибирский филиал ФГУНПП «Росгеолфонд», обнародовавший свой прогноз ещё в конце января. 455,71 м в Тихоокеанской системе высот – такой усреднённой отметки вода в озере достигла 28 апреля. Она, по данным Федерального агентства водных ресурсов, держалась восемь дней. С 6 мая началось постепенное наполнение озера. Утром 16 мая, сообщает Енисейское бассейновое водное управление, его уровень достиг 455,74 м ТО и продолжает расти по нескольку миллиметров в день.
Если взглянуть на графики, характеризующие динамику изменения отметок в 2015 и 2016 годах, то кривые практически идентичны. За тем исключением, что их разделяет 15 см – маловодье 2015 года, последствия которого мы ощущаем в настоящее время, оказалось более жёстким, чем маловодье 2014 года, сказывавшееся на «поведении» Байкала и в первые месяцы прошлого года. С другой стороны, «выход» воды из озера и сейчас, и год назад ограничен одинаковыми сбросными расходами Иркутской ГЭС – 1300 кубометров в секунду (1250 кубометров, если позволяла ледовая обстановка). Этим объясняется схожесть графиков. Но стоит изучить их повнимательнее, чтобы увидеть одно существенное отличие – в 2016 году уровень Байкала достиг минимальной отметки на два дня позже, чем в 2015 году, и задержался на ней на пять дней дольше.
«Честно говоря, я ожидал, что повышение начнётся в конце апреля, – заметил в разговоре с корреспондентом «Сибирского энергетика» старший научный сотрудник лаборатории гидрологии и гидрофизики Лимнологического института СО РАН Валерий Синюкович. – Но весна в этом году была ранняя. Снег начал таять раньше срока, однако произошли значительные потери его запасов за счёт испарения». В частности, Бурятский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (на территории республики находится значительная часть водосборного бассейна Байкала) сообщает, что в Улан-Удэ устойчивый переход средней суточной температуры через ноль градусов произошёл уже 12 марта. «Начиная с этого дня среднесуточные температуры были выше климатической нормы на 5–10 градусов, – уточняет ведомство. – 19 марта в городе был установлен новый рекорд – плюс 10,1 градуса. Перекрыт суточный максимум 1953 года, когда температура была на один градус ниже». Активное таяние снега в Бурятии началось уже во второй половине марта. Среднемесячная температура на всей территории республики превысила средние многолетние значения на 3–6 градусов Цельсия. Погода, впрочем, не везде была одинаковой. Превышение климатической нормы осадков в 2–4 раза в большинстве районов не улучшило ситуацию с наполнением Байкала – Федеральное агентство водных ресурсов констатировало, что водность в бассейне озера оставалась низкой.
Апрель в Бурятии также оказался теплее обычного. По информации Гидрометцентра России, аналогичная обстановка сложилась и в других регионах Сибири. При этом в целом по стране апрель был третьим по температурам за всё время наблюдений. В Китае он оказался вторым самым тёплым, в Монголии норма была превышена на 2–4 градуса. Что касается осадков, то в Забайкалье их выпало в два раза больше средних многолетних значений. Однако для Монголии, где берёт начало Селенга, было сухо. Как бы то ни было, низкую водность в бассейне Байкала фиксировали и в апреле. Её продолжают наблюдать и в начале мая.
Прогноз на ближайшую перспективу оптимизма не внушает – до конца месяца, по всей вероятности, приток в Байкал будет ниже нормы. В большинстве районов Бурятии, по территории которых протекает Селенга, в ближайшую неделю метеорологи не ожидают значительных осадков. Впрочем, предостерегает Синюкович, делать какие-либо выводы о предстоящем наполнении Байкала в мае рано – его пик как до запуска Иркутской ГЭС, так и после него приходится на июль-август. Уточнённый прогноз на июнь станет известен в последней декаде мая. Предварительный прогноз на третий квартал будет подготовлен через месяц.