Сильный духом
К 100-летию первого директора Ново-Иркутской ТЭЦ Павла Фомича Жесько
Требовательный, порой жёсткий, принципиальный, прекрасный организатор, человек с врождённым чувством справедливости. Именно таким вспоминают коллеги и подчинённые Павла Фомича. До сих пор точно не известно, почему Жесько оказался связан с большой энергетикой Сибири. Но сегодня историю энергетического сердца города – Ново-Иркутской ТЭЦ – без него представить просто невозможно.
Павел Фомич Жесько родился 27 апреля 1916 года в Харбине (Северная Маньчжурия) в семье служащего КВЖД. В 1932 году он окончил там среднюю школу для детей советских граждан – сотрудников железной дороги. Благодаря профессии отца семья исколесила страну вдоль и поперёк: после Харбина перебралась на Дальневосточную железную дорогу, а затем на Московскую окружную. Семья обосновалась в столице, Павел Фомич поступил в Московский энергетический институт. Но обучение студенту было не суждено закончить. В 1937 году, во времена расцвета культа личности Сталина, Павел, студент четвёртого курса, был арестован. Тогда же был репрессирован его отец – он умер в заключении в 1940 году, и лишь через 17 лет его посмертно реабилитировали.
До августа 1946 года Павел Жесько был в заключении в Норильском исправительно-трудовом лагере. В это время он работал техником-конструктором проектного отдела Норильского комбината. После освобождения поступил на работу на Норильскую ТЭЦ, которой отдал шесть лет свой жизни. Начинал на Норильском комбинате техником-конструктором, затем дежурным электротехником, старшим дежурным инженером, старшим инженером-наладчиком, старшим сменным энергетиком.
В 1952 году, по окончании срока трудового договора, Жесько получил возможность выехать из Норильска и работать на ТЭЦ Сорского комбината в Красноярском крае. Почему энергетику пришлось обосноваться на небольшой станции в Сибири, сегодня остаётся загадкой. В выписке из личного дела, которое хранится в архиве «Иркутскэнерго», говорится лишь, что Павел Фомич за неполных восемь лет прошёл путь от начальника котельного цеха до главного инженера ТЭЦ. В 1956 году Жесько реабилитировали, и он, не теряя времени, поступил во Всесоюзный заочный политехнический институт в Москве, который окончил в 1962 году по специальности «инженер-теплоэнергетик». Через два года Павел Фомич зачисляется в заочную аспирантуру Томского политехнического института по специальности «Электрические станции. Котельные установки».
С 1960 года Жесько работает на крупной Назаровской ГРЭС в Красноярском крае в должности начальника производственно-технического отдела. Через пять лет судьба привела его в Иркутск. Здесь высококвалифицированного специалиста-теплотехника сразу заметили и приняли на должность начальника ПТО «Иркутскэнерго». Через несколько лет энергетика от Бога пригласили преподавать в Иркутский политех – готовить кадры для развивающейся отрасли. Позже он возглавил Государственную экзаменационную комиссию на энергетическом факультете.
– С Павлом Фомичом я познакомился, когда учился в Иркутском политехническом институте на энергетическом факультете, – вспоминает бывший директор музея «Иркутскэнерго» Анатолий Евсеев. – На четвёртом курсе (1967-1968 годы) специальные дисциплины нам преподавали привлечённые специалисты-профессионалы, в основном учёные из Сибирского энергетического института. А курс «Парогенераторы электростанций» читал Павел Фомич – начальник производственно-технического отдела РЭУ «Иркутскэнерго». Помню, как преподаватель он был очень требовательным, заставлял серьёзно изучать дисциплину.
Когда в 1969 году в городе началось строительство новой крупной электростанции, никто не сомневался, кого назначить директором нового коммунального объекта. Возведение Ново-Иркутской ТЭЦ – это результат совместной работы десятков строительных и монтажных организаций, таких как «Иркутскпромстрой», «Востсибтрансстрой», трест «Строймеханизация», «Востокэнергомонтаж», «Востоксибэлектромонтаж», «Сантехмонтаж» и многих других, кроме того, на стройке работало более тысячи заключённых. Для успеха строительства необходимо было обеспечить чёткую и согласованную работу всех звеньев. И в этом преуспел первый директор станции Павел Фомич Жесько. Он, используя своё умение организовать работу, требовательность, принципиальность, опираясь на врождённое чувство справедливости, сумел свести воедино все составляющие строительства.
– Павел Фомич сам без устали работал и с подчиненных требовал напряжённой работы. Он даже экономил на обеденном перерыве, неизменно приносил с собой бутерброд и чай в термосе. И тут же, не отрываясь, принимал доклады начальников цехов о состоянии дел. На ежедневных утренних планёрках заслушивал ответственных за направления работы, строго спрашивал за выполнение отданных накануне поручений. Причём он никогда не повышал голоса, не допускал унижений по отношению к подчинённым, – рассказывает Анатолий Евсеев.
Жесько сам вникал в тонкости технологических схем, организовывал их постоянные проработки, всячески стимулировал рационализаторские предложения, направленные на экономичность, надёжность, работоспособность. «Как опытный педагог, применял разнообразные способы воспитания, прежде всего молодых специалистов. Прошло очень много лет, а у меня остались очень яркие впечатления и воспоминания о замечательном человеке и хорошем руководителе, каким был Жесько Павел Фомич», – добавляет Евсеев.
Ушёл из жизни первый директор одной из крупнейших ТЭЦ в Сибири 3 июня 1993 года. В 2014 году совету ветеранов Ново-Иркутской ТЭЦ стало известно, что в Иркутске родных легендарного энергетика не осталось, могила Жесько находится в запустении.
– Совет ветеранов совместно с профсоюзным комитетом и руководством станции решил установить памятник Павлу Фомичу Жесько и облагородить место захоронения. На памятной плите указали, что здесь покоится первый директор Ново-Иркутской ТЭЦ. Это самое малое, что мы смогли сделать для сохранения памяти большого человека, – рассказал старейший работник станции, много лет трудившийся под началом Жесько, Валерий Сеннов. – В этом году в день памяти, 27 апреля, мы вновь наведались на место захоронения Павла Фомича. Привели в порядок могилу и памятник.