издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорога особого значения

Аукцион по продаже леса, полученного в результате вырубок на Байкальском тракте, прошёл в минувшую среду, 18 апреля. За выставленные на торги 6,7 тыс. куб. м древесины компания «АзияВнешТранзит», переторговавшая остальных шесть конкурентов, заплатила 25 млн рублей. В скором времени эти деньги пополнят федеральный бюджет – главный источник финансирования переустройства дороги на Листвянку. Между тем строительные работы на втором этапе реконструкции – с 12 по 21 км – в полном разгаре. Зачем была нужна масштабная вырубка леса на Байкальском тракте и что ждёт дорогу в будущем, выясняла Юлия ЛИ.

12-й километр на повороте в посёлок Молодёжный делит Байкальский тракт на две части, с одной стороны виднеются силуэты городских много­этажек и ровное широкое полотно прежде отремонтированного четырёхкилометрового участка трассы. Но стоит лишь повернуть голову, и вместо высоток и свежего асфальта до самого горизонта тянется привычная узкая дорога Байкальского тракта, а также широкая полоса недавней вырубки. Впрочем, с этим уже успели обвыкнуться: водители несутся мимо строителей на привычной скорости. Хотя в районе дорожных работ ехать можно со скоростью не более 40 км в час. «Но правила никто не соблюдает», – пожимают плечами дорожники, которые готовятся к скорой прокладке 67-метрового путепровода в районе съезда в Молодёжный.

Лес рубят – щепки летят

В последние месяцы тема реконструкции Байкальского тракта получила неожиданную популярность. Небывалое внимание к строительству дороги между Иркутском и Листвянкой привлекла масштабная вырубка леса, стартовавшая с началом второго этапа реконструкции: «Около 1,5 месяца назад я ездила в Листвянку каждые выходные, – вспоминает недавние события жительница Иркутска Виктория Комарова. – И через неделю всё менялось до неузнаваемости: вместо привычных деревьев на глазах появлялось чистое поле – с каждым разом всё больше. Ничего подобного я прежде не видела. Я, конечно, понимаю – идут строительные работы, но зачем такие тотальные «чистки»?»

Этот вопрос, как сейчас выясняется, заинтересовал многих. Дирекцию автодорог Иркутской области (она выступает заказчиком проекта реконструкции вплоть до 29 км Байкальского тракта) ещё в апреле завалили соответствующими запросами. «Мы устали объяснять, что все работы ведутся исключительно в рамках закона – существует соответствующий проект освоения лесов, – отмечает заместитель директора по строительству дирекции автодорог Иркутской области Дмитрий Милицын. – Тем не менее до сих пор находятся те, кто пишет письма в разные инстанции начиная от прокуратуры и заканчивая приёмной президента с требованием разобраться в ситуации. В апреле, когда мы только положили первый лес – ещё даже зачистить его не успели, – посыпались предписания о якобы существовавших нарушениях». 

Одно из них было выписано в рамках проверки, организованной на уровне СФО по заявлениям граждан с 13 по 26 апреля. «В итоге всё оказалось законно – у нас ведь постоянно проходят проверки, –  рассказывает Милицын. – Единственная претензия в рамках упомянутой, что не убираются порубочные остатки. Мы, правда, с таким странным выводом были не согласны: на спорном месте тогда только прошла валка, и деревья лежали нераскряжёванные, ещё с верхушками – вывозить на тот момент было нечего». То, что уборка сухих веток на местах вырубки проводится постоянно, подтверждают и жители населённых пунктов вдоль Байкальского тракта. Между тем поток писем недовольных реконструкцией не иссякает, и касается он не только спиленного леса.

– Многие претензии сводятся к тому, что людям не нравятся места предполагаемых съездов, пешеходных переходов, – отмечает Милицын. – Такая ситуация сейчас сложилась в районе Новолисихи, где вопреки генплану была проведена застройка, а теперь её владельцы требуют для себя обустройства съезда, который потенциально создаёт аварийную ситуацию. 

Завершилась масштабная вырубка на 12–21 км дороги на Листвянку. И теперь основательная зачистка деревьев ведётся на 25 км. Дорожники морально готовятся к новому потоку жалоб. «В целом реконструкция тракта планируется до 29-го километра дороги, она разделена на четыре этапа, – поясняет начальник участка Алексей Вислополов. – Но распределение земельных масс в проекте общее на все 17 километров, поэтому мы сейчас развернули работу на 25-м километре, земля оттуда используется в качестве резерва грунта для участка с 12 по 21 км». 

Весь вырубленный лес складируется на двух площадках, основная из которых расположена на 21-м километре тракта: в скором времени эта древесина уйдёт победителю аукционов, организованных областным теротделом Росимущества (так же, как и та, что хранится в вахтовом посёлке подрядчика строительства – ООО «ЗБСМ МК-162»). 

Запланированная рекультивация территорий должна стартовать осенью будущего года – уже после завершения всех работ по возведению дороги на отрезке с 12 по 21 км. 

Будет расти вширь

Для проведения планируемых работ по реконструкции 12–29 км Байкальского тракта в оперативное управление  региональной дирекции автодорог было передано 214,4 га дополнительных площадей. «Речь идёт как раз о территориях вдоль дороги, это постоянная полоса отвода, где произведена или планируется вырубка насаждений – у нас есть соответствующие акты землепользования», –  говорит Дмитрий Милицын. 

Всё это необходимо для строительства дороги первой технической категории Б1, которая соответствует нынешней интенсивности движения на Байкальском тракте. «В сутки на отрезке до 29-го километра насчитывается 21 тысяча единиц транспорта, –  отмечает Милицын. – В ближайшие 10 лет ожидаемое увеличение автомобильного потока на этом направлении – до 32 тысяч автомобилей в сутки». Сейчас Байкальский тракт, по оценкам специалистов, соответствует четвёртой технической категории дорог с элементами пятой – самой низкой.  

С учётом активного роста автомобильного потока и популярности направления обновлённый Байкальский тракт вплоть до 29 км станет дорогой с разделёнными полосами движения, дополнительными двухуровневыми развязками у Молодёжного и Новолисихи, а также мостами в районе речки Волчий Ключ (16 км). «Раздельные полосы движения нужны для повышения безопасности движения: так мы предот­вращаем лобовые столкновения автотранспорта. Кроме того, если бы мы делали две совместные полосы, то изымать земли под строительство пришлось гораздо больше – для увеличения площади землеотвода под разворотные площадки, – поясняет суть проекта реконструкции тракта Дмитрий Милицын. –  Но такой проект невозможно было бы реализовать, поскольку при подобном техническом решении отсутствует возможность перенаправить транспортные потоки на время строительства». 

Всего до 21-го километра трассы планируется построить семь разворотных площадок, включая две упомянутые ранее новые развязки. 

Сейчас, по словам Алексея Вислополова, усилия подрядчика строительства – ООО «ЗБСМ МК-162» – направлены на возведение до 21-го километра пути оси дороги в сторону Листвянки. «Мы строим её с нуля, хотим завершить как можно быстрее и пустить транспорт, чтобы начать работу с левой осью, ведь вся существующая дорога, по сути, попадает под реконструкцию», –  говорит начальник участка.

Строители уже преступили к возведению мостов через реку Волчий Ключ на 16 км трассы

В целом строители укладываются в заданные проектом сроки (завершить работы на 12–21 км планируется в октябре 2017 года). В районе 

16 км уже работают над установкой опор для будущих мостов через реку Волчий Ключ. Тем не менее, по оценкам замдиректора дирекции автодорог Иркутской области, реализация проекта реконструкции тракта находится на начальном этапе. «С начала работы у нас «закрыт» 221 миллион рублей из трёх миллиардов, выделенных на строительство, – это лишь малая часть», –  уточняет Дмитрий Милицын.

Вопрос полутора десятков гектаров 

Байкальский тракт – один из не­многих крупных дорожных строительных объектов на территории Приангарья. Поэтому неудивительно, что он находится под пристальным вниманием, соглашаются в областной дирекции автодорог. На вопрос, можно ли было отказаться от столь масштабного строительства с возведением путепроводов, двухуровневых развязок и раздельных полос, там отвечают так: «При существующих геометрических параметрах и нынешней интенсивности движения эксплуатация данной дороги по требованиям безопасности крайне затруднительна». 

– Исключая уже реконструированный участок тракта, месячный уровень аварийности на этой дороге сопоставим с годовыми показателями на всех 13 тысячах километров областных дорог, – говорит Дмитрий Милицын. – Вот и делайте вывод, нужно ли приводить Байкальский тракт в порядок, или оставить всё по-старому».

Впрочем, ждать, что на всех 70 километрах пути Байкальский тракт будет выглядеть как скоростной американский хайвэй, не стоит. Уже на 29-м километре трассы раздельные полосы дороги первой технической категории снова соединятся друг с другом. Связано это со снижением интенсивности движения. «Согласно разработанной проектной документации, с 29 по 49 км дорога будет соответствовать второй технической категории, – утверждает Милицын. – Разница с первой категорией – в отсутствии разделительной полосы. Требования к радиусам и съез­дам точно такие же».

А что ждёт полотно Байкальского тракта начиная с 50 километра, пока сказать сложно: на пути встал Прибайкальский нацпарк, через который пролегает трасса на Листвянку. Выходить за границы существующих дорожных коридоров там запрещено. Между тем, чтобы привести в соответствие ненормативные радиусы на финальном отрезке трассы (для прохождения проектом Главгосэкспертизы), без этого не обойтись. «Речь идёт об изъятии всего 15 гектаров земли, – сообщают в областной дирекции автодорог. – Это позволит привести дорогу в соответствие со второй техкатегорией вместо существующей пятой». Переговоры по этому вопросу с научным советом нацпарка велись довольно долго, но результатов так и не дали.

– На научно-техническом совете осенью 2014 года Иркутский район готов был провести обмен с землями своего фонда, –  вспоминает Милицын. – Но ФГУП «Прибайкаллеспроект» отказалось, мотивируя тем, что это противозаконно.

В сложившихся условиях пока речь идёт только о достойном содержании двух десятков заключительных километров Байкальского тракта – деньги на это, по сообщению дирекции, уже закладываются: «Но работать над проблемами мы будем локально, поскольку средств на масштабный ремонт просто нет». 

В остальном дальнейшая реконструкция дороги Иркутск – Листвянка зависит от федерального финансирования. Деньги на строительство отрезка с 21 по 29 км планируется искать в будущем году в рамках целевых программ. «Мы надеемся, что в 2017 году будет продлена госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и  Байкальского региона», а Приангарье в неё попадёт, – сообщает Дмитрий Милицын. – У нас имеется одобренная проектная документация на третий и четвёртый этапы реконструкции Байкальского тракта – до 29 км. Сейчас в  экспертизе находится следующий участок проектирования – до границ Прибайкальского нацпарка на 49-м километре дороги».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры