издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Напои меня водой…

Очередной способ сравнительно честного отъёма денег у населения

Чудодейственный фильтр, из которого вытекает «живая» вода, приобрела по сходной цене иркутянка Галина Тимофеева. Вообще-то ей предложили бесплатно провести анализ воды из-под крана. Постепенно ни к чему не обязывающая беседа переросла в предложение поправить здоровье с помощью уникального прибора. Уже через пару часов на кухне женщине установили ионизатор воды, за который Галина должна была выплатить около 150 тысяч рублей. С молниеносной скоростью сотрудники фирмы помогли иркутянке оформить кредит в банке на три года. Опомнилась женщина только вечером, когда домой вернулся сын. Две минуты потребовалось, чтобы найти подобный прибор на сайте китайских товаров. Ионизатор той же марки и модели там стоит в семь (!) раз дешевле. Сейчас и сама Галина, доцент иркутского вуза, химик, не может внятно ответить на вопрос – что заставило её, образованного, здравомыслящего человека, пойти на поводу у нечистоплотных продавцов. Вместе с Галиной мы попытались проанализировать, на каких слабостях потенциальной жертвы сыграли дельцы.

Несколько лет назад у Галины от онкологического заболевания умер муж, женщина тяжело пережила потерю. «Девушка, которая пришла ко мне проводить анализ, объяснила, что вода после прибора помогает повысить иммунитет, с ней не будет никаких болезней. В том числе и от рака можно защититься. Но сначала были вопросы о моём здоровье и членов семьи. Естественно, я рассказала, что муж умер от рака, поэтому сотрудница знала, какие душевные струны нужно задеть.

Всё произошло очень быстро. Я и опомниться не успела. 7 мая (2016 года. – Ред.) позвонила девушка, сказала, что они проводят в нашем районе исследование воды из-под крана. Узнала, нельзя ли ей прийти и проверить качество воды. Я подумала, что это какая-то акция, и согласилась. Пришла она быстро. Сотрудница оказалось очень общительной, милой девушкой. Она настолько расположила меня к себе! Активно интересовалась моими делами, беседа у нас шла о разных вещах, не связанных с качеством воды», – рассказывает Галина.

Разумеется, исследования показали, что из кранов в Иркутске течёт вода отвратительного качества – слишком кислая. Гостья определила это с помощью пары нехитрых опытов – с лакмусовой бумажкой и измерителем окислительно-восстановительного потенциала. Ирония этого случая заключается в том, что Галина – доцент кафедры, которая занимается исследованием пищевых продуктов. Подобный анализ, наверняка более тщательный и профессиональный, она могла провести у себя на работе, как говорится, без экстрима.

«Я анализирую наш разговор и пытаюсь понять, с какого момента началась манипуляция… В какой-то момент Элина, так представилась девушка, предложила оценить её работу, ответить на несколько вопросов. Один из вопросов звучал так – по какой цене я могу купить прибор. Было три варианта ответов. То есть меня не спросили, буду я его покупать или нет, вопрос звучал – за сколько. Предложенные варианты сводились к тому, каким образом покупатель уплачивает сумму 148,8 тысячи рублей. Я сказала, что ни один из вариантов мне не подходит – таких денег у меня просто нет. В этот момент девушка вспомнила, что к празднику Победы у них есть специальные скидки, она сказала, что постарается добиться у руководства такой скидки для меня. При мне она позвонила кому-то и стала убеждать своего собеседника, чтобы мне дали скидку. В итоге мне предложили купить фильтр за 95 тысяч, остальные 55 тысяч – это проценты по кредиту. Около 4,2 тысячи рублей я должна была ежемесячно выплачивать в течение трёх лет. Общая сумма заказа осталась прежней, но теперь мне предложили выплачивать её частями. Я не могу сказать отчётливо, почему я приняла эти условия. Несколько часов общения с сотрудниками фирмы я находилась как в тумане, было ощущение нереальности. Решающую роль сыграло то, что я почувствовала себя обязанной этой девушке – ведь она старалась, добилась для меня скидки. Было неудобно ей отказать. 

Вместе с Элиной мы поехали в офис компании. Был выходной день, но они отправили в банк заявку на кредит, получили положительный ответ. Мы подписали кредитный договор. А когда вернулись, у подъезда нас уже ждал парень, который за считанные минуты установил фильтр. Напоследок меня поздравили с замечательной покупкой, порадовались за меня, что теперь буду заботиться о своём здоровье», – продолжает рассказ Галина.

Идиллия разрушилась, когда домой пришёл её сын. Парень догадался заглянуть на сайт покупок. Тогда и выяснилось, что там ионизатор этой модели и марки стоит около 20 тысяч рублей плюс доставка. На следующий день, 8 мая, Галина подала заявление о мошенничестве в полицию и стала думать, как можно повернуть всё обратно. 

Сотрудники фирмы подстраховались – к договору приложили перечень товаров, которые по закону нельзя вернуть, если продукция без изъянов. Так что отменить принятые решения оказалось намного труднее, чем поставить подписи под документами. Галине помогло то, что сделка заключалась в выходные, поэтому заявка на кредит не была обработана в банке, деньги не успели уйти на счёт компании. 10 мая, с самого открытия банка, с которым был заключён кредит, Галина вместе с юристом была в офисе. «Сотрудники филиала не хотели принимать документы, сказали отправлять бумаги по почте. Такой вариант нас не устраивал, так как банк в любой момент мог перечислить деньги по кредиту. Спустя 1,5 часа споров сотрудники банка согласились отправить копии документов в Москву», – говорит юрист, который взялся защищать интересы Галины, Игорь Льгов.

Не всё гладко прошло и в самой компании, которая торгует чудо-фильтрами. «Меня пригласил к себе мужчина, который назвался собственником этой конторы. Стал внушать мне, что я зря обратилась к юристу и надо было решить вопрос без посторонних. Что они и без вмешательства юриста согласились бы расторгнуть договор. Этот человек сказал, что по закону о защите прав потребителей в течение двух недель я могу вернуть товар. Я знаю, что это неправда. Я внимательно прочитала приложение к договору, среди вещей, которые нельзя вернуть без причины, указаны фильтры. Было заметно, что человек был сильно рассержен, вёл себя в рамках приличий, но еле сдерживался. Я поняла, что, если бы я пришла одна, ничего не добилась бы», – рассуждает Галина. Аналогичный разговор без свидетелей состоялся с Игорем Льговым. Тот же самый мужчина непрозрачно намекнул юристу, что не стоило вмешиваться в чужой бизнес.

С плохо скрываемым раздражением, но договор с покупательницей в компании расторгли. Контрольный звонок перед демонтажом оборудования прозвучал от девушки Элины. «Она сказала, как ей обидно за меня, что я отказываюсь от хорошей вещи, как она переживает за моё здоровье, что теперь я не смогу о нём заботиться», – говорит Галина. Но эти упрёки она смогла с лёгкостью пережить. После этого пришёл рабочий и забрал аппарат. Ввязаться в сделку оказалось значительно легче, чем вернуть всё обратно.

Игорь Льгов не советует называть людей, которые работают по похожим схемам – продают фильтры для воды, пылесосы, чемоданчики с косметикой – мошенниками. Оценку законности специфических методов их работы может дать только суд. Тем не менее есть несколько признаков, которые характеризуют их не с лучшей стороны. Один из показателей – в Иркутске фирма зарегистрирована в 2014 году, имеет отдельный офис, но в справочнике ДубльГис здание, в котором размещается контора, указано как административное, без упоминания компании. Странно, что солидная организация не захотела зарегистрироваться на популярном ресурсе.

Второй момент, который должен насторожить, – непомерно дорогой товар. Стоит ли верить продавцу, если он предлагает пылесос и фильтр за 150 тысяч рублей, набор косметики за 60 тысяч? Ещё один повод задуматься – в этой фирме учредителем, генеральным директором и менеджером в одном лице является та самая Элина. При этом фирма занимает целое здание и рекрутирует большое количество сотрудников. На сайтах обнаружилось приличное количество объявлений о вакансиях в этой конторе.

Чтобы у потенциальной жертвы не было времени на обдумывание, от первого визита до поставки товара должно пройти минимальное количество часов. Шансы на успешную сделку также уменьшаются, если клиент будет звонить близким и советоваться. Из этого «вытекает» целевая аудитория, на которую пре­имущественно направляются усилия – одинокие, пожилые люди. Если речь идёт о товарах для здоровья – те, кто сам страдает различными болезнями или беспокоится о родственниках, столкнувшихся с проблемами. Вариант – близкий человек ушёл из жизни из-за болезни, как это было у Галины.

По словам пресс-секретаря Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Светланы Кауровой, к специалистам ведомства регулярно обращаются люди, которые хотели бы отказаться от покупки. «Договор отменить тяжело. Если человек согласился с условиями продавца, поставил подписи на документах, сколько бы ни стоил товар, покупатель не может отказаться от договорённостей, если только вещь не испорчена, не имеет изъянов. Этим, как правило, и пользуются сомнительные фирмы, – говорит сотрудница ведомства. – Поэтому мы и советуем людям внимательно читать договор, прежде чем его подписывать. Иначе доказывать свою правоту придётся разве что в суде, там представлять доказательства, что покупателю не предоставили полную информацию о товаре, о том, что его ввели в заблуждение».

В полиции нашей газете рассказали, что в правоохранительные органы каждую неделю приносят заявления «счастливцы», которых угораздило приобрести машинку для стрижки волос за семь тысяч рублей или утюг за 10 тысяч. Но, к сожалению, не многим из них удаётся помочь. Сотрудник пресс-службы ГУ МВД по Иркутской области Юрий Ильенко на примерах объяснил, какие сделки могут быть признаны незаконными. Так, вопрос ценообразования вообще не входит в компетенцию правоохранителей. «Например, машина стоит 400 тысяч рублей, а мне её продали за один миллион рублей. Здесь нет состава преступления. Но если я купил машину за миллион, и от меня скрыли, что автомобиль находится в угоне – это меняет дело, – комментирует Юрий Ильенко. – В мошенничестве можно заподозрить продавцов, если они, рекламируя фильтр, пообещают покупателям, что с помощью этого прибора можно вылечить болезни. Тогда от покупателя потребуются доказательства, что фильтр ему представили как лечебное средство».

Галине попались достаточно грамотные дельцы. О прямых лечебных свойствах прибора речи не шло. Другое дело, что женщина, у которой от тяжёлой болезни скончался муж, эмоционально восприняла информацию о возможности повышения иммунитета. Естественно, сотрудница фирмы не преминула добавить, что целебная вода может защитить семью от рака. При желании у каждого человека можно обнаружить больную точку и пользоваться этим для своей выгоды. Уязвимость и чрезмерная совестливость Галины могли дорого ей обойтись.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры